КЛЕОН
КЛЕОН
ум. в 422 г. до н. э.) — кожевенный торговец, игравший видную политическую роль в Афинах между 429 и 422 гг. до н. э. Он выдвинулся благодаря своему красноречию и получил поддержку главным образом беднейших граждан. Он совершил удачный поход против спартанцев, окончившийся взятием острова Сфактерии, но затем проиграл Бразиду битву при Амфиполисе и сам погиб в этой битве.
Источник: Краткий словарь античности. 2001
Клеон
(ум. в 422 до н. э.), афинский политич. деятель; в качестве стратега участвовал в Пелопоннесской войне; предводитель партии радикальных демократов; владелец кожев. мастерской. В судебном деле, возбужд. против Перикла, К. выступил как его обвинитель. После смерти Перикла стал наиболее влиятельным государств, деятелем в Афинах. Он требовал форсировать ход военных действий и выступал за жестокое наказание отпавшей Митилены (427 до н. э.). В 425 захватил стратегически важный о. Сфактерия. Именно по настоянию К. были увеличены размеры фороса, взимавшегося с союзников Афин. Фукидид и Аристофан были настроены к нему чрезвычайно враждебно; они вывели и осмеяли его в своих произведениях («Всадники», «Мир» Аристофана). Гл. противником К. был Никий, представлявший интересы крупных и средних землевладельцев. Никий был сторонником прекращения войны.
Источник: Словарь античности. 1989
КЛЕОН
1. (Kleon) - один из руководителей первого восстания рабов в Сицилии (138-132 до н.э.). 2. (Kleon) (ум. 422 до н.э.) - вождь радикального крыла афинской рабовладельч. демократии; сын Клеэнета - владельца кожев. мастерской. Выдвинулся в нач. 20-х гг. 5 в. до н.э. как представитель и глава торг.-ремесл. кругов афинского об-ва. В качестве члена Совета 500, а затем как стратег в 425 и 422 проводил твердую и последоват. программу укрепления демократич. строя Афин, их воен. могущества и усиления роли Афин в Афинском морском союзе. К. вдвое увеличил взносы (форос) с союзников, проводил периодич. ревизии поступлений в афин. казну, продолжал политику материального обеспечения афинян за счет союзников (в частности, по его инициативе было выведено 2700 клерухов на о. Лесбос). К. впервые ввел чрезвычайный налог (эйсфору) с имущества состоят. граждан на воен. нужды. В ходе Пелопоннесской войны 431-404 овладел Сфактерией (425), а в 422 вначале удачно выступил во Фракии против спарт. полководца Брасида, но затем потерпел поражение и погиб. Смерть К. привела к победе партии мира и заключению в 421 Никиева мира. К. был первым представителем вождей демоса (т. н. демагогов) из торг.-ремесл. населения, пришедших на смену прежним вождям-аристократам. В оценке враждебных ему современников Фукидида и Аристофана, а позднее - Аристотеля и Плутарха К. известен как злостный интриган, негодный демагог и "наглейший из граждан". Источн.: Фукидид, История, III, IV, V; Аристотель, Афин. полития, л. 28; Аристофан, Ахарняне, Осы, Всадники.
КЛЕОН
• Cleon,
?????, сын Клеэнета (Thuc. 3, 37. 4, 21.), был кожевенный торговец или же владелец кожевенного завода в Афинах, в котором работали его рабы. Он как демагог играл большую роль в течении 7 лет, от 429 до 422 г. до Р. X. Уже до смерти Перикла К. упоминается в числе тех, которые выступили с обвинением против этого мужа и навлекли на него денежный штраф (Plut. Per. 33. 35); но, как вождь народа, выдвинулся он только после смерти Перикла, вместе с торговцем паклей Евкратом и овцеводом Лисиклом. Он был необразован, самолюбив и нагл, но одарен был природным красноречием, впрочем, очень часто лишь заглушал всех силой своего необыкновенно звучного голоса; «это был человек самый буйный между гражданами и в то же время пользовался самым большим доверием у толпы, хотя он сам открыто объявлял, что народ силен в том, чтобы давать дурачить себя новизной речи, и не следовать на деле испытанному, что он раб необычайного и презритель обыкновенного». Цель его была ???? ????? ?????????, возбудить народную ненависть против Спарты, чтобы тем свободнее ловить в мутной воде. И в самом деле, ему не только удалось уплатить свои значительные долги, но даже нажить еще большие суммы. В своих планах опирался он особенно на беднейших граждан. Thuc. 3. 36. 5, 7. 16. Plut. Nic. 8. Когда в 427 г. отпавший остров Лесбос и особенно город Митилена были снова завоеваны Пахетом, К. в необузданной речи требовал уничтожения города и умерщвления всех жителей мужского пола, способных носить оружие. И хотя это решение при более спокойном обсуждении было отменено, однако К. успел добиться того, что эта жестокая мера была применена к тысяче аристократов. 3000 афинских клерухов получили на острове земельные участки. Thuc. 3, 37-50. В качестве заведующего государственными доходами он имел достаточно случаев удовлетворить свою жадность, тем более что он поддерживал страсть к процессам и притеснял союзников налогами, между тем как, с другой стороны, увеличением судейского жалованья с 1 обола на 3 он приобрел себе поддержку и расположение народной массы. Напрасно старались приверженцы олигархии, и во главе их Никий, устранить К. и заключить мир со спартанцами; они ничего не могли сделать против его наглости. Напротив того, когда в 425 г. афиняне заключили 120 спартанцев на острове Сфактерии, то по совету К. были поставлены спартанским послам такие условия мира, что о соглашении не могло быть и речи. Афиняне, впрочем, скоро раскаялись в том, что не приняли умеренных предложений спартанцев. Когда К. самоуверенно объявил, что, если бы он был стратегом, то скоро бы кончил осаду, и когда Никий изъявил готовность тотчас отказаться от командования, то народ заставил К. против его желания взять на себя ведение дела. Впрочем, и тогда показал он свою упорную наглость и обещал даже в течение 20 дней взять остров. Он был настолько осторожен, что взял себе в помощники в высшей степени дельного и опытного Демосфена, и превосходные меры, принятые этим полководцем, увенчались блестящим успехом, так что К. мог исполнить свое смелое обещание. Thuc. 4, 17-39. Diod. Sic. 12, 61 слл. Конечно, он присваивал себе честь победы, как будто бы, выражаясь словами Аристофана (Arist. Equit. 55), он испек пирожок своему господину, дряхлому Дему, пирожок, который на самом деле приготовил Демосфен. Афиняне, конечно, после того не хотели и слышать о мире, и К., упоенный приобретенной им славой, отправился в поход против Брасида, удачно воевавшего во Фракии против Никия и Никостра. Но при Амфиполе К. потерял битву и жизнь, в 422 г. Thuc. 5, 1 слл. 6 слл. Diod. Sic. 12, 73 сл. Аристофан в своей комедии «Всадники» изобразил превосходным образом К. и тогдашнее положение дел (после счастливо оконченного предприятия против Сфактерии). Какой страх внушал К., это видно из того обстоятельства, что, хотя он в этой пьесе был выведен не под своим именем, а под видом пафлагонского раба, однако никто не решился изготовить маску его и ни один актер не хотел взять на себя его роль, так что Аристофан сам должен был играть ее, притом без маски, только накрасив лицо свое. Что изображение К., представленное Аристофаном, согласно характеру комедии, преувеличено, этого нельзя не признать. Но и по характеристике Фукидида (3, 37-40) видно, что К. хотя был энергичен и красноречив (turbulentus ille quidem civis, sed tarnen eloquens. Cic. Brut. 7), но не имел ни благородства духа, ни мудрой предусмотрительности, был исполнен страстной ненависти и беспощадности к другим; был враг всего, что только в каком-либо отношении выдавалось над ним, и портил тем народ, что прививал к нему собственное себялюбие и властолюбие, и, чтобы держать его в своих руках, будил его страсти, потакал и удовлетворял им. ср. о нем Grote Geschichte Griech., VI, 480 слл. нем. перевода.
?????, сын Клеэнета (Thuc. 3, 37. 4, 21.), был кожевенный торговец или же владелец кожевенного завода в Афинах, в котором работали его рабы. Он как демагог играл большую роль в течении 7 лет, от 429 до 422 г. до Р. X. Уже до смерти Перикла К. упоминается в числе тех, которые выступили с обвинением против этого мужа и навлекли на него денежный штраф (Plut. Per. 33. 35); но, как вождь народа, выдвинулся он только после смерти Перикла, вместе с торговцем паклей Евкратом и овцеводом Лисиклом. Он был необразован, самолюбив и нагл, но одарен был природным красноречием, впрочем, очень часто лишь заглушал всех силой своего необыкновенно звучного голоса; «это был человек самый буйный между гражданами и в то же время пользовался самым большим доверием у толпы, хотя он сам открыто объявлял, что народ силен в том, чтобы давать дурачить себя новизной речи, и не следовать на деле испытанному, что он раб необычайного и презритель обыкновенного». Цель его была ???? ????? ?????????, возбудить народную ненависть против Спарты, чтобы тем свободнее ловить в мутной воде. И в самом деле, ему не только удалось уплатить свои значительные долги, но даже нажить еще большие суммы. В своих планах опирался он особенно на беднейших граждан. Thuc. 3. 36. 5, 7. 16. Plut. Nic. 8. Когда в 427 г. отпавший остров Лесбос и особенно город Митилена были снова завоеваны Пахетом, К. в необузданной речи требовал уничтожения города и умерщвления всех жителей мужского пола, способных носить оружие. И хотя это решение при более спокойном обсуждении было отменено, однако К. успел добиться того, что эта жестокая мера была применена к тысяче аристократов. 3000 афинских клерухов получили на острове земельные участки. Thuc. 3, 37-50. В качестве заведующего государственными доходами он имел достаточно случаев удовлетворить свою жадность, тем более что он поддерживал страсть к процессам и притеснял союзников налогами, между тем как, с другой стороны, увеличением судейского жалованья с 1 обола на 3 он приобрел себе поддержку и расположение народной массы. Напрасно старались приверженцы олигархии, и во главе их Никий, устранить К. и заключить мир со спартанцами; они ничего не могли сделать против его наглости. Напротив того, когда в 425 г. афиняне заключили 120 спартанцев на острове Сфактерии, то по совету К. были поставлены спартанским послам такие условия мира, что о соглашении не могло быть и речи. Афиняне, впрочем, скоро раскаялись в том, что не приняли умеренных предложений спартанцев. Когда К. самоуверенно объявил, что, если бы он был стратегом, то скоро бы кончил осаду, и когда Никий изъявил готовность тотчас отказаться от командования, то народ заставил К. против его желания взять на себя ведение дела. Впрочем, и тогда показал он свою упорную наглость и обещал даже в течение 20 дней взять остров. Он был настолько осторожен, что взял себе в помощники в высшей степени дельного и опытного Демосфена, и превосходные меры, принятые этим полководцем, увенчались блестящим успехом, так что К. мог исполнить свое смелое обещание. Thuc. 4, 17-39. Diod. Sic. 12, 61 слл. Конечно, он присваивал себе честь победы, как будто бы, выражаясь словами Аристофана (Arist. Equit. 55), он испек пирожок своему господину, дряхлому Дему, пирожок, который на самом деле приготовил Демосфен. Афиняне, конечно, после того не хотели и слышать о мире, и К., упоенный приобретенной им славой, отправился в поход против Брасида, удачно воевавшего во Фракии против Никия и Никостра. Но при Амфиполе К. потерял битву и жизнь, в 422 г. Thuc. 5, 1 слл. 6 слл. Diod. Sic. 12, 73 сл. Аристофан в своей комедии «Всадники» изобразил превосходным образом К. и тогдашнее положение дел (после счастливо оконченного предприятия против Сфактерии). Какой страх внушал К., это видно из того обстоятельства, что, хотя он в этой пьесе был выведен не под своим именем, а под видом пафлагонского раба, однако никто не решился изготовить маску его и ни один актер не хотел взять на себя его роль, так что Аристофан сам должен был играть ее, притом без маски, только накрасив лицо свое. Что изображение К., представленное Аристофаном, согласно характеру комедии, преувеличено, этого нельзя не признать. Но и по характеристике Фукидида (3, 37-40) видно, что К. хотя был энергичен и красноречив (turbulentus ille quidem civis, sed tarnen eloquens. Cic. Brut. 7), но не имел ни благородства духа, ни мудрой предусмотрительности, был исполнен страстной ненависти и беспощадности к другим; был враг всего, что только в каком-либо отношении выдавалось над ним, и портил тем народ, что прививал к нему собственное себялюбие и властолюбие, и, чтобы держать его в своих руках, будил его страсти, потакал и удовлетворял им. ср. о нем Grote Geschichte Griech., VI, 480 слл. нем. перевода.