1) Один из двух учеников, которые шли в Эммаус (Лук. 24:18). 2) См. «Алфей и Мария».
Клеопа
Клеопа
Клеопа
а) (Лк 24.18)-один из двух учеников Христа, которые шли в Еммаус и которым в пути явился Господь;
б) (Ин 19.25)-муж Марии, сестры Матери Господа, но, может быть, другой Марии, если в этом месте говорится о четырех женщинах (см. Мария,в). Имя Клеопа, переданное в русской Библии одинаково в двух местах, в греческом тексте читается-Клеопа в первом случае и Клопай-во втором, что сходно с арамейским именем Алфай (Алфей, см. а). Отсюда происходит предположение, что Апостол Иаков Алфеев (см. Иаков,г) есть Иаков меньший, сын Марии и Клеопы (Клопая).
б) (Ин 19.25)-муж Марии, сестры Матери Господа, но, может быть, другой Марии, если в этом месте говорится о четырех женщинах (см. Мария,в). Имя Клеопа, переданное в русской Библии одинаково в двух местах, в греческом тексте читается-Клеопа в первом случае и Клопай-во втором, что сходно с арамейским именем Алфай (Алфей, см. а). Отсюда происходит предположение, что Апостол Иаков Алфеев (см. Иаков,г) есть Иаков меньший, сын Марии и Клеопы (Клопая).
Клеопа
брат Господа по плоти и один из его учеников, которых Он после Воскресения встретил по дороге в Еммаус (Евангелие от Луки, 24, 18). Евангелие описывает эти события следующим образом: на третий день после телесной смерти Иисуса Клеопа и еще один ученик Господа шли из Иерусалима в Еммаус. По дороге им встретился Учитель, которого они не узнали. В это время апостолы обсуждали последние события, произошедшие в Иерусалиме: суд над Господом и Его крестную смерть. При этом Клеопа сказал: «А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля; но со всем тем, уже третий день ныне, как это произошло. Но и некоторые женщины из наших изумили нас: они рано были у гроба и не нашли тела Его и, придя, сказывали, что они видели и явление ангелов, которые говорят, что Он жив. И пошли некоторые из наших ко гробу и нашли так, как и женщины говорили, но Его не видели» (Евангелие от Луки, 24, 21–24). Тогда Иисус, видя их неверие в предсказания пророков, объяснил ученикам все, что говорится о Мессии у пророков. Между тем они приблизились к Еммаусу, и Христос сделал вид, что хочет идти далее, но ученики уговорили Его остаться. Затем Он вошел с ними в дом и, возлежа за столом, взял хлеб, благословил его и преломил. И тут открылись глаза Его учеников, они узнали Спасителя, но Он сделался невидим. Тогда ученики сказали друг другу: «Не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание?» (Евангелие от Луки, 24, 32). Тотчас они встали и отправились в обратный путь. В Иерусалиме Клеопа и его товарищ нашли остальных апостолов, которые свидетельствовали им о том, что Господь действительно воскрес, так как уже являлся Симону Петру.
Источник: Православная энциклопедия.
КЛЕОПА
перемена, прохождение; Лк 24:18) — один из двух учеников, которым явился Господь по Своем воскресении на пути в селение Еммаус, ученик и родственник Господа по плоти. Впрочем мнения о нем различны. Одни Клеопу, упоминаемого у еван. Луки отличают от Клеопы, упоминаемого у ев. Иоанна (19:25), находя различие в самом имени; у ев. Луки на Греческом пишется: ???????, а у Иоанна: ??????, . Первое имя Греческое (сокращенная форма: К?????????;) а последнее Арамейское (от слова Chalpai; см. Алфей). О Клеопе Евангельская история передает нам следующее достопримечательнейшее событие. В третий день по смерти Спасителя, Клеопа, вместе с другим учеником Христовым, шел из Иерусалима в селение Еммаус. На пути явился им сам Господь, который подошел к ним в то время, когда они рассуждали между собою о последних событиях в Иерусалиме, т.е. о суде над Господом и Его крестной смерти. Господь спросил их: о чем они рассуждают и от чего так печальны? Тогда Клеопа рассказал ему об Иисусе Назарянине, о Его великих делах и учении, о Его страданиях и крестной смерти, и присоединил: “а мы надеялись было, что Он есть тот, который должен избавить Израиля; но вот уже ныне третий день, как это случилось; и нас изумили некоторые женщины из наших. Они рано были у гроба, и не нашли тела Его, и пришедши сказывали, что они видели явившихся Ангелов, которые говорят, что Он жив. И ходили некоторые из наших ко гробу и нашли так, как и женщины говорили. Но самого не видели.” — Тогда Господь, видя недостаток веры их в предсказания пророческие, объяснил им все места о Нем из Писания, начиная от Моисея. Среди разговоров приблизились они к тому селению, в которое шли. Христос показал вид, что Он хочет идти далее, но они уговорили Его остаться с ними, и Он вошел с ними в дом, и когда возлежал с ними за столом, взяв хлеб, благословил, и преломив подал им. В это время открылись у них глаза и они узнали Его; но Он стал невидим. Тогда сказали они друг другу: “не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге; объясняя Писания?” и тотчас же вставши, пошли обратно в Иерусалим, и нашли вместе одиннадцать апостолов и других с ними учеников, которые говорили им, что Господь истинно воскрес и уже явился Симону Петру. И они рассказали, что с ними было на пути и как они узнали Господа в преломлении хлеба (Лк 24).
Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990