ср.-лат. clericalis - церковный) - политич. направление, широко использующее рел. и церковь для усиления воздействия на все сферы общественной жизни.
КЛЕРИКАЛИЗМ
КЛЕРИКАЛИЗМ
Источник: Краткий терминологический словарь по курсу Отечественная история. 2005
КЛЕРИКАЛИЗМ
общественно-политическое течение, требующее усиления роли церкви в политической и духовной жизни общества. Характерен для всех этапов развития общества.
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
Клерикализм
политическое направление, широко использующее религию и церковь для усиления воздействия на все сферы общественной жизни. Клерикализм требует усиления роли церкви в политической и духовной жизни общества. Клерикалы создают различные национальные и международные организации, объединения, не ограничиваясь использованием церкви и ее разветвленного аппарата, располагают своими политическими партиями, профсоюзными, молодежными, женскими и другими организациями.
КЛЕРИКАЛИЗМ
от позднелат. clericalis - церковный) - политич. направление, добивающееся первенствующей роли религии и церкви в общественно-политич. и культурной жизни. К. стремится сохранить и увековечить классовое деление общества как "богом установленное", примирить нар. массы с их угнетенным положением. Носителями К. являются духовенство и связанные с церковью влиятельные представители правящих классов. Ведущую роль в К. занимала и занимает католич. церковь. Крупным центром К. является Ватикан. Проповедниками К. выступают и представители других церквей - протестантских, мусульманской, иудейской, православной. Одним из средств, обеспечивающих тесный союз верхушки католич. церкви с гос. аппаратом, является договор между римским папой и правительствами ряда гос-в (см. Конкордат). В средние века К. находил свое выражение прежде всего в борьбе за папскую теократию (гл. обр. в 11-13 вв.). К. вновь усилился после бурж. революций конца 18 в., 1848-49, особенно с конца 19 в. в противовес социалистич. движению. Вплоть до середины 19 в. к. выражал по преимуществу интересы феодально-аристократич. кругов. В России К. открыто выступил после 1905. "Первые же раны, нанесенные самодержавию, - писал В. И. Ленин, - заставили социальные элементы, поддерживающие самодержавие и нуждающиеся в нем, выйти на свет божий" (Соч., т. 15, с. 385). Видные иерархи православной церкви выступили, в частности, в 3-й Гос. думе с клерикальными требованиями. В эпоху империализма К. стал в полной мере орудием монополистич. капитала, стремящегося освятить свою диктатуру "законами бога", и носит ныне ярко выраженную антикоммунистич. направленность. Значение К. в политич. и идеологич. арсенале империализма возросло после окончания 2-й мировой войны; он использует в своих целях не только разветвленный церк. аппарат, но и различные клерикальные орг-ции и политические партии. Католические партии длительное время стоят у власти в ФРГ и Италии, играют значит. политич. роль во Франции, Бельгии, Австрии и ряде др. стран. Церковь и ее орг-ции в большинстве бурж. стран вмешиваются в политич. жизнь, выступая, как правило, на стороне наиболее реакц. сил, претендуя на право диктовать верующим, за кого голосовать на выборах в парламенты и муниципалитеты. Под влиянием церкви в ряде капиталистич. стран находится школа - преподавание закона божьего является неотъемлемой частью школьного воспитания (по конституции ФРГ, "религиозное обучение является в государственных школах, за исключением неконфессиональных, обязательным предметом" - Отдел 1, ст. 7, § 3). Гос-во субсидирует "частные" (на самом деле церковные) школы (закон Национального собрания Франции от 24 дек. 1959 о гос. субсидировании "частных" школ). Церковь осуществляет свою цензуру в области печати (см. "Индекс запрещенных книг"). В нек-рых странах она осуществляет фактически контроль над кино (Испания), оказывает большое влияние на пропаганду по радио и телевидению (США, Италия, Англия, ФРГ), вмешивается в вопросы семьи, брака, воспитания детей (Италия, Испания, Португалия, Израиль и др.). К. требует контроля церкви над научными исследованиями в целях подчинения науки религии (энциклика Пия XII "Humani generis", 1950). Создавая профсоюзные, молодежные, женские, культурные, научные и др. орг-ции, К. раскалывает ряды рабочего класса, ряды трудящихся (см. Христианские профсоюзы, "Католическое действие"). Однако политика руководства клерикальных орг-ций, злоупотребляющего религией в реакционных целях, встречает растущее противодействие со стороны верующих людей. В социалистич. странах, где последовательно осуществляется принцип светского характера гос-ва, нет объективных условий для К. Лит.: Великович Л. Н., Церковь и социальные проблемы современности, М., 1964; Шейнман М. M., Современный клерикализм, М., 1964; Майер Г., Штир П., Фашизм и политический клерикализм, пер. с нем., М., 1963; Альбрехт Э., Антикоммунизм - идеология клерикального милитаризма, пер. с нем., М., 1963; Ellwein Th., Klerikalismus in der deutschen Politik, M?nch., 1955. M. M. Шейнман. Москва.