, Шарль Луи (Clerisseau, Charles-Louis) 1721, Париж — 1820, Отей. Французский рисовальщик, архитектор. Сыграл значительную роль в распространении декоративных элементов стиля неоклассицизм. Одним из первых в XVIII столетии стал использовать в проектах убранства интерьеров мотивы помпеянских росписей ("стиль Людовика XVI" или "арабески"). Его рисунки, исполненные в живописной манере в различных техниках (гуаши, акварели и т. д.), со смягченными контурами архитектурных построек, великолепным знанием архитектурной композиции, высоко ценились современниками (Интерьер руинной комнаты в Тринита деи Монти в Риме, ок. 1766; Портик Парфенона, ок. 1766, обе — Кембридж, Музей Фицуильям). В Париже обучался у архитектора Г. Бофрана. В 1746 получил Grand Prix парижской Академии художеств. Продолжил обучение как ее пенсионер (1749—1754) во Французской академии в Риме. Блестяще изучил античные памятники и сопровождал по Вечному городу шотландских архитекторов братьев Дж. и Р. Адам (сблизился с ними в 1755) и У. Чемберса. С братьями Адам в 1757 посетил Сполето в Далмации (ныне — Сплит), где изучал греческую дорику. Большой резонанс в среде антикоманов имела книга с рисунками храмов, выполненными Клериссо, которая была издана братьями Адам в Лондоне (1764). В период пребывания в Италии (1749—1767) Клериссо создал для просвещенного венецианского патриция Филиппо Фарсетти проект украшения сада его виллы в Санта Мария ди Сала около Венеции. Фарсетти хотел иметь пейзаж, напоминающий сад виллы Адриана в Тиволи. Он покупал в Риме гипсы с известных античных скульптур для предполагаемой Академии искусств, музея, который мечтал здесь создать Клериссо, вместе с Дж. Б. Пиранези часто посещал виллу Адриана, делал зарисовки руин, обмеры. К сожалению, этот план остался неосуществленным. Не были воплощены в действительность и проекты убранства вилл кардинала Доменико Пассионеи во Фраскати и кардинала Алессандро Альбани в Риме (1764). В Риме Клериссо увлекся трудами И. И. Винкельмана, впоследствии переписывался с ним, немецкий теоретик неоклассицизма призывал покинувшего в 1767 Италию Клериссо "не отступать от стези увлечения античностью". Винкельман оставил в одном из своих писем описание "курьезной" Руинной комнаты (ок. 1766) — монашеской кельи римской церкви Тринита деи Монти, решенной в проекте Клериссо в виде интерьера римского храма с колоннами, саркофагами, нишами с кессонами. Подробное ее описание сохранилось и в книге о Пиранези, написанной зятем Клериссо Г. Леграном. С 1767 Клериссо работал во Франции. Созданные им проекты убранства замка Луи Борели из Марселя (1767) в стиле "a l’antique" не были осуществлены. В 1770-е он начал изучать античные памятники Франции и издал в 1778 увраж с памятниками Нима. С 1769 — член парижской Академии художеств. В начале 1770-х братья Адам пригласили его в Англию для совместной работы, но Клериссо пытался работать самостоятельно. Его проект интерьера Лансдаун-Хаус, однако, был отвергнут заказчиком. По возвращении в Париж Клериссо исполнил ответственный заказ — проекты дворца ("Римского дома") Екатерины II в духе виллы Адриана в Тиволи и храмовых построек в саду, рисунки украшения интерьера (мебели, светильников). Работы Клериссо оказали значительное влияние на формирование "вкуса к классике" у русских зодчих (Гос. Эрмитаж располагает большим количеством его рисунков). Осуществленные работы во Франции: убранство двух салонов дворца Лорана Гримо де Ла Реньер в Париже (1775—1777, 1780—1782) с гротесками в "стиле Людовика XVI", Палас де Джустис в Мерце (1776—1779) с живописно фланкирующими вход римскими трофеями. Украшение салона дворца в Веймаре для Августа Саксонского (1792) не было завершено. В 1796 Клериссо также исполнил гуаши по заказу Леопольда Ангальт-Дессауского (двоюродного брата Екатерины II) для украшения его дворца. На карикатуре П. Л. Гецци (1751) известный архитектор и рисовальщик изображен в римском пейзаже с шутливой надписью: "Весьма достойный человек". Во время Французской революции художник потерял состояние. В последние годы жизни он работал менее активно, но в 1804 переиздал свой труд об античных памятниках Нима с текстом Г. Леграна. В 1810 стал членом Академии художеств Руана, в 1815 был награжден орденом Почетного легиона. Самые большие коллекции рисунков Клериссо хранятся в Гос. Эрмитаже в Санкт-Петербурге, Музее Фицуильям в Кембридже, Музее Соана в Лондоне.
Лит.: Mc Cormick T. J., Flemming J. A Ruin Room by Clerisso // Connoisseur. 1962. April. Vol. 149. P. 239—243; Vio E. Villa Farnesina a Santa Maria di Sala. Venezia, 1967; Mc Cormick T. J. Charles Louis Clerisseau and the Genesis of Neo-Classicism. London, 1990.
Е. Федотова