ок. 150 - 215)
др.-рим. писатель и христ. теолог-миссионер. Род. в Афинах в языческой семье, учился в Италии; с 180 - глава богословской школы в Александрии, где написал бол. часть своих соч. В кон. жизни переехал в Палестину, спасаясь от религ. гонений. К. пытался объединить гр. философию и Библию на основе христ. вероучения. Ему принадлежат работы этич. и теологич. характера, коммент. к Библии, трактаты «Педагог», «Увещевание к эллинам». В них К. отождествляет христ. веру с просвещением, способствующим нрав, и интеллект, совершенствованию человека. Бесценным источником по истории антич. философии явл. соч. К. «Строматы» («Лоскутный ковер»), в к-ром дается развернутое изложение учений др.-гр. философов и развивается осн. тезис К. о знании как обязательном аспекте веры. Концепция К. была направлена как против интеллект, еретиков, так и против ортодоксальных невежд и поэтому не нашла поддержки в среде христ. теологов. В соц. сфере К. старался смягчить непримиримость христ. догматов по отношению к богатству, проповедуя не презрение, а равнодушие к материальному благосостоянию. Учеником К был Ориген.
М.О.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)
КЛИМЕНТ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ , Тит Флавий
Климент Александрийский, Тит Флавий
КЛИМЕНТ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ , Тит Флавий
ок. 150 — ок. 215 гг.) — один из отцов церкви, богослов, апологет христианского вероучения. Изучал античную философию в Афинах и в Александрии, затем обратился в христианство. С 190 г. — главный наставник александрийского огласительного училища — в сане пресвитера; в 202 г. во время гонений Септимия Севера удаляется в Каппадокию. В своих фундаментальных апологетических сочинениях «Увещевание язычников», «Наставник» и «Строматы» (греч. — смесь, разное) Климент Александрийский соединяет основные понятия христианского вероучения с элементами неоплатонической и стоической философии; к их числу относится прежде всего учение о Логосе — творческой энергии Бога, источнике откровений в Ветхом Завете в эллинистической философии, который отожествлялся с Христом. Полемизируя с другими апологетами, противопоставлявшими филосовскому знанию абсолютную веру, и с гностиками, мистифицировавшими «высшее знание», открытое только избранным, Климент вырабатывает компромиссную позицию, которая впоследствии будет положена в основу христианской гносеологии (наука о познании). Согласно Клименту, вера — необходимый источник и достаточное условие спасения и в то же время — фундамент познания Бога как бесконечного процесса уподобления Ему; таким образом, Климент постулирует единство веры и знания.
Источник: Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству. 1991