ум. 215) -ученик Пантена, автор знаменитой трилогии "Протрептик" - "Педагог" - "Строматы". Климент развил тенденцию св. Иустина Философа к гармоническому сочетанию веры и разума, но в целом его богословие скорее эклектично, чем систематично.
Климент Александрийский
Климент Александрийский
Источник: История христианства. Справочник
KЛИМЕНТ АЛЕKСАНДРИЙСKИЙ
(Тит Флавий) (ок. 150 – ок. 215) – один из отцов Церкви, богослов, апологет христианского вероучения. Изучал античную философию в Афинах и в Александрии, затем обратился в христианство.
С 190 г. – главный наставник александрийского огласительного училища – в сане пресвитера; в 202 г. во время гонений Септимия Севера удаляется в Kаппадокию. В своих фундаментальных апологетических сочинениях «Увещевание язычников», «Педагог» и «Строматы» (греч. «смесь», «разное») Kлимент Александрийский соединяет основные понятия христианского вероучения с элементами неоплатонической и стоической философии; к их числу относится прежде всего учение о Логосе – творческой энергии Бога, источнике откровений в Ветхом Завете и в эллинистической философии, который отожествлялся с Христом. Полемизируя с другими христианскими мыслителями, противопоставлявшими философскому знанию абсолютную веру, и с гностиками, мистифицировавшими «высшее знание», открытое только избранным, Kлимент вырабатывает компромиссную позицию, которая впоследствии будет положена в основу христианской гносеологии (наука о познании). Согласно Kлименту, вера – необходимый источник и достаточное условие спасения и в то же время – фундамент познания Бога как бесконечного процесса уподобления Ему; таким образом, Kлимент постулирует единство веры и знания.
С 190 г. – главный наставник александрийского огласительного училища – в сане пресвитера; в 202 г. во время гонений Септимия Севера удаляется в Kаппадокию. В своих фундаментальных апологетических сочинениях «Увещевание язычников», «Педагог» и «Строматы» (греч. «смесь», «разное») Kлимент Александрийский соединяет основные понятия христианского вероучения с элементами неоплатонической и стоической философии; к их числу относится прежде всего учение о Логосе – творческой энергии Бога, источнике откровений в Ветхом Завете и в эллинистической философии, который отожествлялся с Христом. Полемизируя с другими христианскими мыслителями, противопоставлявшими философскому знанию абсолютную веру, и с гностиками, мистифицировавшими «высшее знание», открытое только избранным, Kлимент вырабатывает компромиссную позицию, которая впоследствии будет положена в основу христианской гносеологии (наука о познании). Согласно Kлименту, вера – необходимый источник и достаточное условие спасения и в то же время – фундамент познания Бога как бесконечного процесса уподобления Ему; таким образом, Kлимент постулирует единство веры и знания.
Источник: Православие. Словарь-справочник.
Климент Александрийский
ок. 140-ок. 215 гг. н. э., греческий философ. Родился, вероятно, в Греции и там получил хорошее риторическое и философское образование. В Александрии появляется в роли последователя Пантея, основателя знаменитой школы катехизы, и руководит этой школой около десяти лет (примерно до 202 г.). позднее уезжает на Восток от гонений на христиан во времена Севера. К. является автором произведений: Узоры (Stromateis) в 8 книгах, Утешение эллинов (Protreptikos pros Hellenas), трудов Как богачу спастись (Tis ho sozomenos plusios), Педагог (Paidagogos) и еще нескольких сочинений, большинство которых утрачено. Стиль К. — трудный, запутанный, хотя порой бывает образным и красочным. Богатый словарный запас, которым располагает К., поставлен на службу разрешению сложнейших проблем современного ему христианства Аттический диалект, окрашенный койне, стал подходящим инструментом для выражения множества тончайших оттенков различий, тщательно выстроенных суждений и абстрактных спекуляций. К. был выдающимся знатоком древней философии и греческой литературы. Наиболее значительное произведение К. — Узоры, являющееся сборником свободно скомпонованных рассуждений, замечаний, предложений. К. своей мыслью поднялся много выше уровня не только своей эпохи, но и последующих. Как один из главных представителей александрийской школы оказал значительное влияние на все свое научное окружение. Современные и позднейшие писатели, как и выдающиеся представители Церкви, имели о нем чрезвычайно высокое мнение. Ученость К. вызывала к нему всеобщее уважение, хотя не все его тезисы признавались правильными. Сочинения К. интересны для исследователей взглядов некоторых философов древности, ибо К. часто выражает свое отношение к их тезисам и приводит о них сведения.
Источник: Античные писатели. Словарь. 1999
КЛИМЕНТ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ
Тит Флавий, ок. 150 – ок. 215) – уроженец Александрии, первый теоретик христианства, преподававший в александрийской богословской школе догматическое богословие, полемическую апологетику и экзегезу. Спасаясь от преследования римского императора Септимия Севера, он бежал в Каппадокию (202 – 203 гг.), где и умер. В своих трудах – «Увещание язычникам», «Строматы», «Педагог» и др. – Климент Александрийский осудил языческую риторику как «бессодержательную», а все науки во главе с философией назвал служанками богословия – царицы. Он призывал христиан – «немудрых детей» – впитывать «млеко небес» и «свято хвалить» «устами незлобными» «водителя чад», «педагога» Христа. Климент первым из христианских писателей разработал учение об образе (Бог, Логос) не только как первопричины бытия, но и как первообраза для последующих изображений («образ образа» – разум, человек – «третий образ бога», далее идут статуи людей и богов). Климент Александрийский прокомментировал Библию в символикоаллегорическом плане и на библейском материале обосновал теорию символа как средства мобилизации духовных сил человека и выявления истины. Обратившись к искусству, он использовал идеи Аристотеля о «причинах». С его точки зрения, «созидательная» причина подразумевает заказчика как главного творца произведения искусства, художник же является только инструментом в его руках; «формальная» – объект изображения; «материальная» – материал, из которого изготовлено изображение; «целевая» – та цель, ради которой создается произведение искусства. Выступив против языческой музыки, александрийский богослов считал возможным использование таких древнегреческих инструментов, как лира и кефара, но только не в литургии. Труды Климента Александрийского являются ценным источником для изучения античной философии и литературы: в них содержатся цитаты из произведений более чем 360 древнегреческих авторов.
Источник: Культура Византии. Истоки православия. Учебный словарь. 2012