КЛИМЕНТ СМОЛЯТИЧ

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Климент (Смолятич)

изв. дух. писатель, митроп. киевск., † 15 апр. 1156.


{Венгеров}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

КЛИМЕНТ СМОЛЯТИЧ
? - после 1164), митрополит Киевский в 1147-59 (признан не во всех епархиях, в 1155-1158 был изгнан из Киева). Широко образованный мыслитель, выступал за независимость Русской православной церкви от Византии.

Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999

КЛИМЕНТ СМОЛЯТИЧ
ск. после 1164), митрополит Киевский и всея Руси (1147-1155), писатель, мыслитель. В Ипатьевской летописи 1147 говорится о Клименте Смолятиче, что он "книжник и философ", подобного которому "не бывало в Русской земле". Считается, что его перу принадлежит "Послание, написанное Климентом митрополитом русским Фоме, пресвитеру, истолкованное Афанасием Мнихом" и "Слово о любви Климове".

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь. 2000

КЛИМЕНТ СМОЛЯТИЧ
Клим Смолятич (ум. после 1154), - монах Зарубского монастыря, древнерус. церк. писатель; очевидно, смолянин. В 1147 киев. кн. Изяслав Мстиславич поставил К. С. киевским митрополитом без санкции констан- тинопольского патриарха. После смерти Изяслава (1154) К. С. принужден был оставить митрополичью кафедру. К. С. был высоко образованным человеком своего времени и выдающимся писателем ("бе зело книжен и учителен и философ велий и много писания написав"). Сохранилось лишь одно его соч. - "Послание к смоленскому пресвитеру Фоме", являющееся частью обширной переписки К. С. с Фомой. Оно важно как документ, свидетельствующий о зарождении свободомыслия в церк. письменности.

Лит.: Никольский Н. К., О литерат. трудах митрополита Климента Смолятича, писателя XII в., СПБ, 1892.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Климент Смолятич

Климент Смолятич - русский церковный писатель (начало XII века - после 1164 г.). Посвящение Климента в митрополиты связано с чрезвычайно редким на Руси фактом временной канонической эмансипации от власти вселенского патриарха. Избранный духовенством, при содействии великого князя Изяслава II, Климент был посвящен собором епископов (1147). Стоявшие на стороне традиционной церковной практики три русских епископа отказались признать каноничность посвящения Климента, к ним присоединились некоторые князья, что вызвало смуты в церковном управлении. Изгнание Изяслава со стола повело удаление с кафедры и ставленника его, митрополита Климента (1154). Летопись отмечает, что такого великого ""книжника и философа"" не бывало на русской земле. Начитанность Климента подтверждается его посланием к смоленскому пресвитеру Фоме, дошедшим с толкованиями мниха Афанасия (последние до сих пор не выделены из послания). В послании особенно характерны аллегорические толкования отдельных спорных мест Священного Писания, главным образом, Ветхого Завета: это позволило автору выказать знание разнообразной литературы, преимущественно переводной византийской. Ссылки Климента на Гомера, Платона и Аристотеля не доказывают непосредственного знакомства его с греческими классиками; цитаты из них обыкновенно брались из третьих рук, причем имена языческих авторитетов приобретали у поздних христианских писателей почти нарицательный смысл. Большее значение имеет свидетельство Климента об основательном знании греческого (""византийского"") языка его клириками. Наиболее важно предисловие, в котором Климент опровергает ходившие о тщеславии его слухи: будто в послании к князю Ростиславу (утраченном) Климент ""славит себя и творит себя философом"". Литературная сторона послания стоит высоко и свидетельствует о переходе на Русь традиционных форм византийской книжности уже в XII веке. Приписываются Клименту анонимное ""Поучение о любви"" (заметно сходство с посланием Климента к Фоме) и ""Слово в неделю сыропустную"" в похвалу всем святым, а также несколько ответов в ""Вопрошениях Кирика"". Можно предполагать, что Климент написал гораздо больше произведений, чем открыто до сих пор. - См. И. Срезневский , ""Древние памятники русского письма и языка"" (СПб., 1882); Х. Лопарев , ""Послание митрополита Климента к пресвятому Фоме"" (СПб., 1892); Н. Никольский , ""О литературных трудах митрополита Климента"" (ib., 1892); его же, ""Материалы для истории древнерусской духовной письменности""(ib.,1907).

Источник: Биографический словарь. 2008

Климент Смолятич
Климент Смолятич (ум. после 1164 г.) – церковный деятель, автор Послания и других не дошедших до нас сочинений. Судя по прозвищу Смолятич, К. был родом из Смоленской земли. Был схимником в г. Зарубе, а в 1147–1155 гг. киевским митрополитом. На митрополичью кафедру К. был возведен по настоянию князя Изяслава Мстиславича, несмотря на противодействие ряда епископов, возражавших против поставления митрополита без санкции константинопольского патриарха. После смерти Изяслава Мстиславича положение К. пошатнулось, и он оставил митрополичий стол.
Летопись Ипатьевская (под 1147 г.) характеризует К. как «книжника и философа», подобного которому не было «в Русской земле». Однако до нас дошло лишь одно произведение, бесспорно ему принадлежащее – «Послание, написано Климентом митрополитом русским, Фоме, прозвитеру, истолковано Афанасием мнихом». Старший из известных списков Послания (ГПБ, Кир.-Белоз. собр., № 134/1211) датируется XV в. Памятник состоит из двух частей. Первая – предисловие, в котором К. отводит упреки Фомы, обвиняющего его в тщеславии, в том, что К. мнит себя «философом», вместо «почитаемых писаний» ссылается на Гомера, Аристотеля и Платона. К. отстаивает свое право «пытати потонку божественных писаний», т. е. прибегать при толковании библейских образов и выражений к притчам и иносказаниям, а не ограничиваться буквальным их пониманием. Вторая часть Послания содержит толкования библейских выражений; многие из них имеют параллели в других источниках. Неясна роль «Афанасия мниха», который, судя по заголовку, принимал участив в «истолковании», поэтому степень авторства К. в этой части Послания остается спорной.
К. приписывается также поучение, озаглавленное в списке ГБЛ, собр. Румянцева, № 406, XV в. «В субботу сыропустную память творим святых отець». И. И. Срезневский (Памятники, стб. 62) предположил, что К. является автором произведения под заглавием: «Слово о любви Климово». Н. Никольский допускал отождествление этого памятника с «поучением о любви» в Торжественнике № 109 Воскресенского собрания (ГИМ) XVI в., но в этом случае атрибуция И. И. Срезневского представляется ему спорной. К. принадлежат также ответы на вопросы Кирика, сохранившиеся в изложении последнего.
Изд.: Никольский Н. О литературных трудах митрополита Климента Смолятича, писателя XII в. СПб., 1892; Лопарев Хр. Послание митрополита Климента к смоленскому пресвитеру Фоме: Неизданный памятник литературы XII в. СПб., 1892 (ПДПИ, № 90); Памятники истории Киевского государства IX–XII вв.: Сборник документов подготовлен к печати Г. Е. Кочиным. Л., 1936, с. 154–155 (отрывок послания); Послание Климента Смолятича / Подг. текста, пер. и ком. В. В. Колесова. – В кн.: ПЛДР. XII в., М., 1980, с. 282–289, 658–660.
Лит.: Филарет. Обзор, с. 47–50; Ключевский. Древнерусские жития, с. 260–262; Никольский Н. Материалы для истории древнерусской духовной письменности. 1. К вопросу о неизданном поучении митрополита Климента Смолятича. – ИОРЯС, 1897, т. 2, кн. 1, с. 65–73 (то же: СОРЯС, т. 82, № 4, СПб., 1907, с. 95–103); Приселков М. Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси X–XII вв. СПб., 1913, с. 375–390; Гранстрем Е. Э. Почему митрополита Климента Смолятича называли «философом». – ТОДРЛ, 1970, т. 25, с. 20–28.
О. В. Творогов

Источник: Словарь книжников и книжности Древней Руси. 1987

КЛИМЕНТ СМОЛЯТИЧ
ум. после 1164)—митрополит Киевский, автор Послания и других, не дошедших до нас сочинений; очевидно, по происхождению смолянин; был ставленником великого князя киевского Изяслава Мстиславича, по инициативе которого в 1147 г. К. С. без участия Константинопольского патриарха, одним собором русских епископов, был возведен в Киевские митрополиты (второй на Руси случай после митрополита Илариона). В то время русская церковь еще не достигла автокефальности и являлась митрополией Константинопольского патриархата; поэтому часть русских епископов протестовала против такого поставления К. С. как неканоничного. Это было время обострившихся княжеских усобиц; будучи креатурой Изяслава, К. С. делил с князем его политическую судьбу: когда в 1149 г. Изяслав был изгнан с Киевского стола Юрием Долгоруким и бежал в свой родовой удел Владимир Волынский, вместе с ним принужден был покинуть Киев и К. С.; после же того, как Изяслав вернул себе Киевское княжение, К. С. тоже вернулся в Киев. После смерти Изяслава Мстиславича, когда великим князем сделался его родной брат Ростислав Мстиславич Смоленский, К. С. оставался на митрополии; но в 1155 г. Киевский стол снова занял Юрий Долгорукий и К. С. снова пришлось бежать. Юрий Долгорукий с честью принял присланного из Царьграда митрополита-грека Константина, который проклял К. С. и даже запретил к служению тех попов и дьяконов, что были рукоположены им. Несмотря на это, К. С. еще дважды имел шанс вернуться на митрополию. После смерти Юрия Долгорукого, когда дети Изяслава Мстиславича позвали на Киевский стол своего дядю, Ростислава Мстиславича, они отстаивали перед Ростиславом кандидатуру К. С. Но Ростислав Мстиславич считал, что в Киеве должен оставаться митрополит Константин. Тем временем митрополит Константин умер, и по обоюдному решению князей решено было просить нового ставленника у Константинополя, который вскоре и прибыл на Русь. В 1163 г., после смерти митрополита-грека Феодора, уже сам великий князь Ростислав Мстиславич хотел сделать К. С. митрополитом, ради чего посылал посольство в Константинополь; но на пути в Византию русские послы встретили шедшего на Русь со свитой нового митрополита-грека и принуждены были вернуться назад. Князь Ростислав, задобренный многими дарами цареградцев, отказался от своего замысла; право поставлять на Русь митрополитов осталось за Константинопольским патриархом. С этого момента русские летописи перестают упоминать о К. С; дальнейшая судьба его неизвестна. От К. С. дошло обширное Послание к смоленскому священнику Фоме (“Послание, написано Климентом, митрополитом рускым, Фоме прозвитеру, истолковано Афонасием мнихом”). Это сочинение убеждает нас в том, что летописные характеристики К. С. как человека ученого и философа (“бысть книжник и философ так, якоже в Русской земле не бяшеть”) были совершенно справедливы. Из содержания Послания можно понять, что пресвитер Фома укорил К. С. в том, что он тщеславится своей ученостью, и, возможно, даже в излишней учености. В ответ К. С. обрушил на своего адресата целый поток аллегорических толкований текста Священного писания, доказывая необходимость их постижения для духовного воспитания христианина. Со времен возникновения в Византии на заре христианства Александрийской школы богословия христианская культура продолжала разрабатывать аллегорический метод понимания библейской священной истории, заключающийся в том, что свершившееся во времени событие понималось как иносказание о смысле, пребывающем вне времени. По Посланию К. С. видно, что его автор прошел хорошую школу византийской образованности и вполне владел аллегорическим методом толкования Священного писания. Об адресате К. С., смоленском пресвитере Фоме, известно только то, что дает контекст Послания. Он был смолянином и приближенным смоленского князя, каковым, судя по времени написания письма, должен был быть не кто иной, как князь Ростислав Мстиславич Смоленский, будущий великий князь Киевский. Очевидно, знакомство К. С. с князем Ростиславом было долгим и давним, ибо К. С. называет смоленского князя своим “напрьсным” (т. е. присным) господином. Примечательно, что К. С. ссылается на какое-то свое “писание” к этому князю, которое стало известно пресвитеру Фоме. Возможно, К. С. каким-то образом задел в этом “писании” Фому; возможно, это был давний его оппонент. Дошедший до нас фрагмент переписки между князем, К. С. и пресвитером Фомой дает нам представление о существовании на Руси открытой литературно-богословской полемики между княжескими дворами, в которой участвовали целые общественные круги во главе с князьями: недаром К. С. читал полученное им от Фомы послание “пред многими послухи и пред князем Изяславом”; возможно, и Фома таким же образом был ознакомлен с “писанием” К. С. к его князю. Послание дошло до нас не в первоначальном виде, а, как видно из заглавия, с наслоением толкований некоего монаха Афанасия, о котором ничего не известно. Однако текстологический и источниковедческий анализ позволяет предполагать, что этот последователь К. С. был, всего скорее, его младшим современником, толковавшим послание лет 20 спустя после его создания; во всяком случае он жил не позже XIII в. Изд.: Никольский Н. О литературных трудах митрополита Климента Смолятича, писателя XII века.—СПб., 1892; Л о паре в X. Послание митрополита Климента к смоленскому пресвитеру Фоме — неизданный памятник литературы XII века.—СПб., 1892 (ПДПИ, № 90); Послание Климента Смолятича / Подг. текста, перевод и комм. В. В. Колесова // ПЛДР; XII век.— М„ 1980.— С. 282—289, 658—660; Послание митрополита Климента Смолятича пресвитеру Фоме // Эпистолярное наследие Древней Руси.—С. 94—148. Лит.: Приселков М. Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси Х— XII вв.—СПб., 1913.—С. 375—390; Г р а н с т р е м Е. Э. Почему митрополита Климента Смолятича называли “философом” // ТОДРЛ.— 1970.— Т. 25.—С. 20—28; Творогов О. В. Климент Смолятич // Словарь книжников.—Вып. 1.— С. 227—228. Н. В. Понырко

Источник: Литература Древней Руси. Биобиблиографический словарь. 1996

Климент Смолятич

— Зарубский схимник, а затем митрополит киевский и всея Руси, первый митрополит из русских. В сан митрополита он был возведен в 1147 году 27 июля по воле великого князя Изяслава Мстиславича, собором из шести епископов и вопреки обычаю — без сношения с константинопольским патриархом. Такой способ поставления, предложенный епископом черниговским Онуфрием, вызвал протесты со стороны епископа новгородского Нифонта и епископа смоленского Мануила (к ним примкнул и Косма, епископ полоцкий), которые, ссылаясь на рукописание митрополита Михаила, требовали, чтобы Климент принял благословение от константинопольского патриарха. Возникшая отсюда борьба между владыками приняла особенно острый характер в отношениях митрополита Климента к епископу Нифонту (ум. 15 или 18 апреля 1156 (6664) года), нашедшему себе поддержку в патриархе, в князе Святославе Ольговиче и в обществе ("поборник всей русской земли"). Вследствие этой борьбы годы управления митрополитом Климентом митрополиею были весьма тревожными и самое положение его непрочным. Пользуясь властью во время беспокойного правления князя Изяслава Мстиславовича, он был вынужден оставлять киевскую кафедру при других князьях, например в 1149 году, когда Киев достался князю Юрию Владимирович. Хотя в 1151 году Климент был опять в Киеве митрополитом, но по смерти великого князя Изяслава Мстиславича (в ноябре) киевляне в апреле 1156 года уже ожидали прибытия из Царяграда нового митрополита Константина. Впоследствии, по смерти Юрия, когда Киев достался князю Мстиславу Изяславичу и Ростиславу Мстиславич, митрополит Климент, по-видимому, был опять некоторое время в Киеве, но в силу соглашения, состоявшегося между названными князьями, как он, так и Константин были устранены от киевской митрополии и сюда был вызван из Царяграда митрополит Феодор. По смерти Феодора (чрез 10 месяцев по прибытии) князь Ростислав задумал было "оправить Клима на митрополию", но из Константинополя явился неожиданно новый митрополит Иоанн, и Климент не вступал более на митрополичью кафедру. Время и место смерти Климента остаются неизвестными.


По словам летописей митрополит Климент был "книжник и философ, какого в русской земле не бывало", а Никоновская летопись прибавляет к этому, что Климент "много писания написав предаде". Действительно, как видно из его послания Фоме, он много интересовался духовною литературою и сам поддерживал оживленную переписку по вопросам экзегетическим и иным; к переписке этой были прикосновенны: пресвитер Фома, его учитель Григорий, князь Изяслав, многие послухи, князь, при котором состоял Фома (т. е. Ростислав?), и другие лица. До настоящего времени от этой переписки сохранилось только: "Послание митрополита Климента к смоленскому пресвитеру Фоме, истолкованное Афанасием мнихом", дошедшее до нас в испорченном виде в двух рукописях XV — ХVI в. (начало: "Почет писание твоея любве, яже аще и медлено бысть"). В первой (краткой) части этого послания митрополит Климент оправдывает себя от упреков в тщеславии и славолюбии, выразившихся в искании власти и в "философских" толкованиях, предложенных им. Вторая часть, происхождение которой и отношение к "посланию" возбуждает много недоумений, состоит из толкований разных библейских текстов и других выражений. Большая часть этих толкований заимствована из сочинений блаженного Феодорита, из Шестолнева Иоанна экзарха и других подобных трудов; затем, известно, что было послание митрополита Климента "от Омира, Аристотеля и Платона": об этом послании упоминает сам митрополит Климент (в послании к пресвитеру Фоме), но оно до нас не сохранилось; послание это пресвитер смоленский Фома считал адресованным к себе, но по словам Климента, в действительности оно назначалось для князя (Ростислава?). — Несколько ответов ("Kлима") канонически богослужебного содержания находятся в "Вопросах Кирика" ("Русск. Ист. Библиотека", 1880, т. VІ. стр. 29, 31, 32, 33 и друг.); редакция ответов, впрочем, вероятно принадлежит не митрополиту Клименту, а Кирику. Кроме того, Клименту приписывается неизданное "слово о любви", находящееся в одной Воскресенской рукописи (приписывается митрополиту Клименту И. И. Срезневским и архиепископом Филаретом). Но едва ли оно принадлежит митрополиту Клименту; в этом поучении о любви не содержится никаких указаний на автора; поучение составлено из отрывков, заимствованных из бесед св. Иоанна Златоустого и других. "Слово в субботу сыропустную" (нач.: "Кто доволен изглаголати силы"), составленное, вероятно, в век митрополита Климента, приписывается митрополиту Клименту архиепископом Филаретом. В содержании слова, однако, нет указаний, кто был его автором. — Отличительная черта писаний митрополита Климента — это их несамостоятельность. Не только во второй части своего послания к пресвитеру Фоме (вероятно интерполированной) он буквально пользуется, не цитируя их, уже готовыми памятниками переводной славянской литературы (толкованиями блаженного Феодорита и т. п.), но и первая часть послания вовсе не оригинальна.


"Полное собрание русских летописей", Летопись по Ипатскому списку 1871, стр. 241, 245, 268, 305, 332—334, 345, 357; "Русская Историческая библиотека", т. VI, СПб. 1880, стр. 2933 и друг.; Архиеп. Филарет, "Обзор русской духовной литературы" изд. III, СПб. 1884, стр., 32—33; А. Зернин, "Нифонт, епископ новгородский" (Архив историко-юридических сведений, относящихся до России, изд. Калачовым", М. 1855, книги второй половина первая, отдел III, стр. 107—115); Митрополит Макарий, "История русской церкви", т. III, изд. 2, СПб. 1868, стр. 9—19; Е. Е. Голубинский, "История русской церкви" т. I, первая половина тома, М. 1880, стр. 265—285; Хр. Лопарев, "Послание митрополита Климента к смоленскому пресвитеру Фоме, неизданный памятник литературы XII века" (Памятники древней письменности ХС). СПб. 1892; Никольский, Н. К., "О литературных трудах митрополита Климента Смолятича, писателя XII века", СПб. 1892; Archiv für slavische Philologie, herausgegeben von U. Iagiz, XV Band, 4-es Heft. 1823, S. 607—609. Статья U. J.; П. Владимиров, "Критико-библиографические заметки об изданиях и исследованиях по русской словесности за 1892 год" Киевские Универс. Известия, за 1893 год).


{Половцов}





Климент Смолятич


(т. е. родом из Смоленска) — митрополит киевский (1147—1155) — один из крупных деятелей древнерусской духовной литературы. Биографические сведения о нем, сохранившиеся в летописи и извлекаемые из его трудов, крайне скудны. В 1147 году, после продолжительных неустройств в русской церкви, К. был вызван великим князем Изяславом из уединения и поставлен в митрополиты собором шести русских епископов. Противная сторона, склонная признавать подчинение русских иерархов высшей власти цареградского патриарха, не приняла этого избрания, и волнения продолжались. Три епископа: св. Нифонт новгородский, Мануил смоленский и Косма полецкий, отказались повиноваться новому митрополиту, как самовольно завладевшему митрополией, без благословения патриарха, и видели в нем "противника Христова закона". После изгнания Изяслава был изгнан и К., окончательно удалившийся с кафедры в 1155 г. и умерший после 1164 г. Летопись сообщает, что митрополит К. был таким "книжником и философом, какого еще не бывало в русской земле" и что он оставил после себя много литературных трудов. До нас дошла, вероятно, лишь ничтожная часть того, что было написано митрополитом К. С его именем в настоящее время связываются: 1) несколько ответов в так называемых "вопросах Кирика"; 2) ему же приписываемое, но вряд ли действительно принадлежащее "слово о любви Климово" (находящееся в рукописи Воскресенского монастыря); 3) "слово в субботу сыропустную" (рукопись Румянцевского музея, № 406) и, наконец, 4) несомненно ему принадлежащее "Послание написано Климентом, митрополитом рускым, Фоме прозвитеру, истолковано Афанасием мнихом" (по спискам XV в. изд. X. Лопаревым и Н. Никольским). Из всех названных трудов наиболее замечательным является последнее "Слово". Первая часть его составляет как бы предисловие, в котором К. старается оправдаться перед пресвятым Фомой от обвинений в гордости и искании славы. Вторая часть (по-видимому, интерполированная) содержит ряд выписок из толковых сборников и вопросов-ответов. Вступление особенно важно потому, что проливает свет на состояние просвещения в Руси в домонгольский период. К. упоминает здесь, что он пользовался Гомером, Платоном и Аристотелем: эти слова указывают на то, что классическая литература была небезызвестна хотя бы представителям высшей духовной иерархии, лицам наиболее просвещенным. В том же послании митрополит К. упоминает о своих клириках, из которых он может указать многих основательно знакомых с греческим языком. Весьма возможно, что знание греческого языка и произведений греческой древней литературы было и у заурядных монахов: сам митрополит К. до возведения на митрополию был простым схимником. Но эти предположения биографов митрополита К. подрываются отчасти тем соображением, что наш автор, как и другие древнерусские писатели, мог почерпать свои цитаты если не из "Пчелы", то из "Тактикона" и "Пандектов" Никона Черногорца, известных на Руси уже в XI в. Что касается литературной стороны дошедших до нас творений митрополита К., то в них он является предшественником Кирилла Туровского. Он особенно любит прибегать к иносказательному толкованию, преимущественно ветхозаветных книг, которое стало популярным в александрийскую эпоху развития христианской проповеди. При отсутствии излишней искусственности, отрывки произведений митрополита К. отличаются живым, иногда красивым изложением.


Ср. X. М. Лопарев, "Послание митрополита К. к пресвятому Фоме" (СПб., 1892); Н. Никольский, "О литературных трудах митрополита К. Смолятича, писателя XII в." (СПб., 1890).



В. П.


{Брокгауз}





Климент Смолятич


(Клим) — митрополит Киевский и всея Руси.


Митрополит Климент по происхождению русский.


Фамилия его Смолятич дает повод предполагать, что он был родом из Смоленской земли. До святительства был схимником в монастыре, находящемся в городе Зарубе.


Его кандидатуру на первосвятительский престол выдвинул великий князь Киевский Изяслав Мстиславич, несмотря на противодействие ряда епископов, возражавших против поставления митрополита без санкции Константинопольского патриарха.


27 июня 1147 года Собором русских епископов он был поставлен митрополитом Киевским главою святого Климента, папы Римского (эта святыня находилась в Киеве), подобно тому как греки ставили своих митрополитов рукою святого Иоанна Предтечи. Вскоре после смерти великого князя Изяслава († 1154) и занятии Киевского престола князем Юрием Долгоруким 20 марта 1155 года митрополит Климент был удален с Киевской митрополии во Владимир Волынский.


Скончался после 1164 года.


Летопись Ипатьевская (под 1147 годом) характеризует Климента как "книжника и философа", подобного которому не было "в Русской земле". Однако до нас дошло лишь одно произведение, бесспорно ему принадлежащее, — "Послание, написано


Климентом митрополитом русским, Фоме, прозвитеру, истолковано Афанасием мнихом" (ГПБ, Кир.-Белоз. собр.; № 134/1211).


Труды:


Послание, написано Климентом, митрополитом русским, Фоме, прозвитеру, истолковано Афанасием мнихом // Лопарев X. Послание митрополита Климента к смоленскому пресвитеру Фоме: Неизданный памятник литературы XII в. — СПб., 1892; Никольский Н. К. О литературных трудах митрополита Климента Смолятича, писателя XII века. — СПб., 1892; Памятники истории Киевского государства IX—XII вв.; Сборник документов // Подготовлен к печати Г. Е. Кочиным. — Л., 1936, с. 154—155; Послание Климента Смолятича // Подг. текста, пер. и ком. В. В. Колесова // Памятники литературы Древней Руси. XII в. — М., 1980, с. 282—289, 658—660. Слово о любви Климово (авторство признается спорным).


Литература:


Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. — М., 1880. — Т. 1, первая половина, с. 285, 786. Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 12 т. — СПб., 1864—1886. — Т. 3, с. 9—19.


Толстой М. В. Рассказы из истории Русской Церкви. — 6-е изд. — М., 1873, с. 59; 7-е изд., с. 62, 63.


Зернин А. Нифонт, епископ Новгородский // Архив историко-юридических сведений, относящихся до России, изложенный Николаем Калачовым: в 3 кн. — М., 1850—1861. — Кн. 2. Филарет (Гумилевский), архиепископ. История Русской Церкви: в 5 пер. — 5-е изд. — М., 1888, пер. 1, с. 175—177; 6-е изд. — М., 1894, пер. 1, с. 118—121.


Филарет (Гумилевский), архиепископ. Обзор русской духовной литературы: в 2 кн. — 3-е изд. — СПб., 1884, с. 32—33. Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 т. — 3-е изд. — СПб., 1911. — Т. 1, с. 404, 405, 463, 724, 725.


Никольский Н. К. О литературных трудах митрополита Климента Смолятича, писателя XII века. — СПб., 1892.


Владимиров П. В. Критико-библиографические заметки об изданиях по русской словесности за 1892 год. — Киев, 1893. См. также: Киевские университетские известия. — 1893. Лопарев X. Послание митрополита Климента к смоленскому преосвященному Фоме: Неизданный памятник литературы XII в. — СПб., 1892. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913, с. 1402. Ратшин А. Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России. — М., 1852, с. 93. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб., 1877, с. 1.


Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. — СПб., 1899, с. 414.


Летопись по Ипатьевскому списку // Издано Археографической комиссией. — 1-е изд. — СПб., 1871, с. 241, 245, 268, 305, 332—334, 345, 357. Архив историко-юридических сведений, относящихся до России, изложенный Николаем Калачовым: в 3 кн. — М., 1850—1861; 1855. — Кн. 2, первая половина, отдел 3, с. 107—115. Русская историческая библиотека, издаваемая Археографическою комиссиею: в 39 т. — СПб., 1872—1927; 1880. — Т. 6, с. 2933. Жития святых, на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святителя Димитрия Ростовского с дополнениями, объяснительными примечаниями и изображениями святых: в 12 кн., 2 кн. доп. — М., 1903—1911,1908,1916, апрель, с. 138—139; 1908, июнь, с. 99. Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. // Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского. — СПб., 1900—1911. — Т. 10, с. 197.


Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. — СПб., б. г. — Т. 2, с. 1359,1362,1573. Русский биографический словарь: в 25 т. — СПб.; М., 1896—1913. — Т. 8, с. 736—737.


Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи. — М., 1888, с. 12.


Творогов О. В. Климент // Словарь книжников и книжности Древней Руси. — Л., 1987. — Вып. 1, с. 227, 228.


Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. — М., 1994—1997. — Т. 2, с. 289—294.





Климент Смолятич


— Митрополит Киевский и всея России, родом из Россиян Киевских, или по мнению других, из Смоленских, хиротонисан 1147 года Июля 27 из Схимонахов и Затворников Киевских, по настоянию Великого Князя Изяслава Мстиславича, шестью Российскими Епископами: Онуфрием Черниговским, Феодором Белоградским, Евфимеем Переяславским, Дамианом или Иоакимом Юрьевским, Феодором Владимирским и Еммануилом Смоленским. Хотя сие постановление Всероссийского Митрополита без ведома и благословления Константинопольского Патриарха и оправдывалось бывшим тогда замешательством и частыми переменами в Константинопольском Патриаршем Престоле, но некоторые, особливо Нифонт, Епископ Новгородский, спорили противу сего. Несмотря на то, Митрополит сей 9 лет начальствовал в Российской Церкви, и уже в 1156 году присланным из Константинополя Митрополитом Константином сменен и отставлен. О сем Митрополите Летописи наши свидетельствуют, что "Был вельми учен Философии и Богословии и Учитель Церкви Православной, какого прежде в Руси не бывало, и многие книги к учению народа написав издал". Но из сочинений его ничего до нас не дошло. Нифонт, Епископ Новгородский, в Ответах своих Кирику ссылается на Правила Клементовы.


{Болховитинов}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
1.45 мб

Митрополит Климент Смолятич и его послания

Борис Андреевич Успенский
В статье анализируются послания Климента Смолятича, митрополита Киевского, написанные между 1147 и 1154 гг. и направленные в Смоленск — священнику Фоме и князю Ростиславу Мстиславичу.