КЛИМТ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

КЛИМТ
klimt) Густав (1862, Вена – 1918, там же), австрийский художник, один из основоположников стиля модерн. Обучался у отца, Эрнста Климта, гравера и ювелира, в 1875–83 гг. – у Ф. Лауфбергера и Ю. В. Бергера в школе ремесел при Австрийском художественно-промышленном музее в Вене, изучал технику фрески и мозаики. В возрасте 17 лет победил в конкурсе на лучший проект украшения города по случаю серебряной свадьбы императора Франца Иосифа, через год получил первый серьезный заказ на роспись потолков в одном из венских дворцов («Четыре аллегории», 1880). С 1891 г. член «Союза изобразительных искусств». Один из основателей (1897) и президент (до 1905 г.) художественного объединения «Венский Сецессион». В 1890 г. за картину «Философия» получил золотую медаль на Всемирной выставке в Париже; в 1917 г. – звание почетного члена Академии искусств Вены и Мюнхена.
В ранний период творчества работал в академической манере (декоративные росписи венских дворцов и театров в Райхенберге, Фиуме и Карлсбаде, ныне Карловы Вары, 1879–85; совместно с младшим братом Эрнстом и Францем Матчем). В 1885–86 гг. оформлял вместе с братом и Матчем интерьеры Художественно-исторического музея и Бургтеатра в Вене. В это время творческая манера Климта начинает сближаться со стилистикой модерна. По окончании работ в Бургтеатре император Франц Иосиф наградил Климта Золотым крестом за заслуги в искусстве. В том же году художник исполнил для актового зала Венского университета настенные панно с аллегорическим изображением трех факультетов: «Юриспруденция», «Философия» и «Медицина», возмутившие критиков «вызывающим эротизмом». В 1903 г., после путешествия по Италии (Равенна, Венеция, Флоренция) и знакомства с византийскими мозаиками, начинается «золотой период» творчества Климта. Художник писал символические композиции, портреты, пейзажи, подчиняя плоскостные изображения изощренному орнаментальному ритму, дробному узору из мелких цветовых пятен, уподобляя их мозаикам или драгоценным инкрустациям («Портрет А. Блох-Бауэр», «Юдифь и Олоферн»; обе – 1907; «Дева», 1913; «Аллея в парке Шлосскаммер», 1912).

Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007

Климт
, Густав (Klimt, Gustav) 1862, Вена — 1918, Вена. Австрийский живописец. Представитель стиля модерн (югендстиля). Учился в венской Школе художественных ремесел по классу живописи у Ф. Лауфбергера (1876—1883). В ранний период творчества следовал академическим традициям исторической живописи, сотрудничая с Макартом в исполнении монументальных декораций. В живописных панно, украшающих лестницу Музея истории искусств (1891), в серии малоформатных аллегорий 1890-х проявились влияния символизма, особенно живописи Ф. Кнопфа и Я. Торопа (Любовь, 1895, Вена, Исторический музей). В 1897 Климт был избран президентом новосозданного объединения художников и архитекторов "Сецессион", сыгравшего определяющую роль в становлении венского югендстиля. В начале 1900-х по заказу Министерства культуры им были выполнены три монументальных панно, предназначенных для украшения актового зала университета (Философия, 1900; Медицина, 1901; Юриспруденция, 1903; все погибли в 1945). Картины, в которых пессимистическое видение мирового развития олицетворялось эротичными фигурами обнаженных, вызвали скандал и были отвергнуты университетской профессурой. Новизна формы проявилась в асимметричных, неуравновешенных композициях, в противопоставлении плотных сплетений человеческих тел пространственным пустотам. Этапное произведение, ознаменовавшее наступление зрелого периода в творческой эволюции Климта, — Бетховенский фриз (1902), включенный в монументально-пластический ансамбль здания "Сецессиона". Роспись, тянущаяся непрерывной полосой вдоль трех стен, задумана как образно-аллегорическое претворение Девятой симфонии Бетховена, точнее ее истолкования Р. Вагнером. Сильно вытянутые плоскостные фигуры располагаются в ритме, соответствующем изменениям музыкального темпа. Акцентируя контур, художник воспроизводит каноны искусства Византии, Древнего Египта, греческой архаики, одновременно достигая самостоятельной, "мелодической" выразительности линии. Активность орнаментики, покрывающей одежды и фон, усиливается блеском золотых и серебряных красок, рельефной проработкой узоров. В Бетховенском фризе предстает вполне сложившимся "золотой стиль" зрелого Климта, который проявился также в мозаиках, украшающих обеденный зал дворца Стокле в Брюсселе (1910), и в станковой живописи мастера. Характерная особенность картин 1900-х — сочетание объемной моделировки лиц, рук, обнаженных частей тела с плоскостной декоративностью золотых и орнаментальных зон, наслаивающихся на фигуру (Юдифь I, 1901, Вена, Галерея австрийской живописи; Саломея, 1909, Венеция, Галерея современного искусства). Разнотипные узоры (скручивающиеся спирали, разбегающиеся завитки, россыпи цветов, ленточные арабески, шахматный ритм черных прямоугольников) образуют вязь абстрактных мотивов, в разрывах которой проступают фрагменты натуралистически трактованных фигур (Поцелуй, 1907—1908, Вена, Галерея австрийской живописи; Три возраста, 1908, Рим, Нац. галерея современного искусства). В женских портретах Климта доминирует поток орнаментальных ритмов, пробегающих волной по сильно вытянутому вертикальному формату (Эмилия Флеге, 1902, Вена, Музей истории искусства; Адель Блох-Бауэр, 1907, Вена, Галерея австрийской живописи). В 1910-х "золотой стиль" сменяется напряженной экспрессией в трактовке символического содержания (Девушка, 1913, Прага, Нац. галерея; Невеста, 1917—1918, Вена, Галерея австрийской живописи). Значительное место в творчестве Климта занимают пейзажи, в которых его стиль эволюционировал от неоимпрессионизма к декоративной мозаичности, типичной для модерна (Поле маков, 1907, Вена, Галерея австрийской живописи; Дворец у воды, 1908, Прага, Нац. галерея; Аллея в парке, 1912, Вена, Галерея австрийской живописи).
Лит.: Сармони-Парсонс И. Густав Климт. М., 1996; Нере Ж. Густав Климт 1862—1918. М., 2000; Gustav Klimt. Documentation. Salzburg, 1967; Novotny F., Dobai J. Gustav Klimt. Salzburg, 1967; Hofmann W. Gustav Klimt und die Wiener Jahrhundert. Salzburg, 1970.
В. Крючкова

Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
0.00 байт

Густав Климт и литература венского модерна

Цветков Юрий Леонидович
Рассматриваются интегративные свойства культуры Вены на рубеже XIX-XX веков (Венский модерн): синтез художественных направлений в творчестве художника Густава Климта и синтез литературных направлений, интермедиальность и игра в на