Клингер

Найдено 1 определение
Клингер
, Макс (Klinger, Max) 1857, Лейпциг — 1920, Гроссиена, близ Наумбурга. Немецкий живописец, скульптор, график. С 1854 занимался у Ф. Брауэра в Школе искусств Лейпцига. В 1874—1875 — в Академии художеств в Карлсруэ у К. Гуссова, а затем в 1876 посещал классы Академии художеств Берлина. Работал в Лейпциге и Берлине. В 1879 посетил Карлсбад, Мюнхен, Брюссель (занимался в мастерской Э. Х. Ваутерса). С 1881 переселился в Берлин, с 1883 жил в окрестностях города на вилле "Альберс" в Берлин-Штеглиц. В 1867 выезжал с Беклиным в Париж, посетил Италию (1886—1889), Лейпциг (1890), Флоренцию (1892). В 1892 стал одним из создателей "Общества берлинских художников", членом основанного Штуком "Мюнхенского Сецессиона". С 1897 — профессор графики Академии художеств Лейпцига. В 1899 ездил в Пиренеи с целью приобретения мрамора для скульптуры Бетховен. С 1901 жил в Лейпциге-Плагвитц, где теперь создан музей художника. Писал картины на мифологические, аллегорические и литературные сюжеты. В ранних работах конца 1870-х сказалось влияние академической живописи на сюжеты из античной истории и литературных произведений (Смерть Цезаря, 1879, Лейпциг, Музей изобразительных искусств; Падение у стены, 1878, Берлин, Гос. музеи). В 1880-е испытал влияние живописи символистов. Как и пейзажи фон Маре, Фейербаха, Беклина, его картины населены аллегорическими или фантастическими существами (Морской бог в волне прибоя, 1884—1885, Гамбург, Кунстхалле). Театрализованная сцена с изображением обнаженной женщины в окружении ворона и цапли холодной натуралистичностью и академической выписанностью напоминает образы полотен А. Фейербаха (Миссия, 1880, Лейпциг, Музей изобразительных искусств). Картины Вечер (1882, Дармштадт, Музей земли Гессен), Горное ущелье (1884), Летний пейзаж (1884—1885, обе — Гамбург, Кунстхалле) строятся по принципу горизонтально или вертикально удлиненного панно, к форме которого часто обращались символисты, подчиняя композиционное решение определенным ритмическим задачам. Как и других мастеров символизма, Клингера привлекала тема неумолимости смерти, он решал ее в аллегорических образах, апеллируя к произведениям мастеров прошлого. Под влиянием живописи художников Возрождения были созданы полотна Надгробный плач (1890, Дрезден, Картинная галерея) и Распятие (1890, Лейпциг, Музей изобразительных искусств). Характерная для символистов тема претворения мифа о золотом веке человечества получает развитие в работах Голубой час (1890, Лейпциг, Музей изобразительных искусств), Источник (1891—1892, Дрезден, Картинная галерея), в триптихе Воспоминание о Париже (1908, Вена, Музей истории искусства). Изображенные в этих полотнах фигуры юношей и девушек в пейзаже, то застывшие в неподвижности, то словно плывущие в медленном танце, призваны олицетворять красоту и естественность воображаемого мира. Ритмика контура, подчеркивающая выразительное разнообразие поз и движений фигур, пластика распределения цветовых пятен играют значительную роль в декоративно-плоскостном решении композиции. В исполненных в нижней части триптиха Воспоминание о Париже скульптурных орнаментальных деталях нашла выражение идея соединения различных видов искусств, занимавшая важное место в эстетике символизма. В триптихе Христос на Олимпе (1897, Вена, Галерея австрийской живописи) написанные в пейзаже многочисленные персонажи из христианской истории перенесены в иную культурно-историческую среду. Полная иносказательного мифологического подтекста композиция должна, по замыслу художника, выразить божественное, высокодуховное начало. В этом позднем произведении проявились новые черты живописи Клингера — повышенная роль контура, большая сухость в ритмизации объемов, сводимых к цветовому пятну. Идея пластической выразительности цвета, поиск новой изобразительной формы увлекали Клингера и в скульптуре. Он использовал сочетания различных пород мрамора, золото, слоновую кость, раскраску (Бетховен, 1902, Лейпциг, Музей изобразительных искусств). В плавных линиях фигур библейских и мифологических персонажей, полихромии мрамора (Саломея, 1893; Кассандра, 1895, обе — Лейпциг, Музей изобразительных искусств; Амфитрита, 1898, Берлин, Гос. музеи) проявился декоративный талант художника. Клингер постоянно работал в графике, исполняя афиши для выставок "Венского Сецессиона", в которых сам принимал участие. Значительный интерес у мастеров XX в. (Де Кирико и др.) вызвала серия его акватинт Перчатка (1881). Художник вошел в историю европейского искусства как один из ярких представителей раннего югендстиля (стиля модерн).
Лит.: Сарабьянов Д. В. Стиль модерн. Истоки, история, проблемы. М., 1989; Steiner U. Max Klinger als Maler. Wien, 1970; Max Klinger. Ausstellungskatalog. Leipzig, 1970; Duckers A. Max Klinger. Berlin, 1976; Klinger Max. Leben und Werk in Daten und Bildern / Hrsg. von S. Wega. Frankfurt am Main, 1976; Max Klinger: Wege zum Gesamtkunstwerk / Hrsg. M. Boetzkes, D. Gleisberg, E. Mai. Mainz am Rhein, 1984.
Е. Федотова

Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 13

Читать PDF
0.00 байт

Ф. М. Клингер «Фауст, его жизнь, деяния и низвержение в ад»: пространственно-временные отношения авт

Красильникова Марина Валерьевна
Хронотоп авантюрного романа испытания обнаруживает себя в тексте Ф. М.
Читать PDF
0.00 байт

2014.04.006. ОПФЕР-КЛИНГЕР Б. МИФ О ПРЕСВИТЕРЕ И ЦАРЕ ИОАННЕ. OPFER-KLINGER B. DER MYTHOS VOM PRIEST

Демидов К.Б.
Читать PDF
0.00 байт

Фауст Ф. М. Клингера: в диалоге культур

Кирьянова Светлана Владимировна
Осуществлен анализ влияния русской культуры на героя философского романа Ф. М. Клингера «Фауст, его жизнь, деяния и низвержение в ад».
Читать PDF
0.00 байт

«Фауст» Ф. М. Клингера: эпические и драматические характеристики главных персонажей

Красильникова Марина Валерьевна
В 1791 году Ф. М. Клингер пишет произведение, в основу которого кладет средневековую легенду о Фаусте. Известное драматическое действие автор облекает в узнаваемые повествовательные формы.
Читать PDF
0.00 байт

«Поэтика» Аристотеля: к вопросу о межродовой интеграции в романе Ф. М. Клингера «Фауст, его жизнь, д

Красильникова М. В.
Показано, как в романе Ф.М. Клингера «Фауст, его жизнь, деяния и низвержение в ад» пересматриваются античные представления о разделении литературы на роды и жанры.
Читать PDF
0.00 байт

Элементы тривиальности в раннем творчестве Ф. М. Клингера

Макаров А.Н.
Представленная статья посвящена творчеству одного из молодых и известных драматургов второй половины XVIII века в Германии Ф.М. Клингеру.
Читать PDF
0.00 байт

Идейно-художественные особенности романа Ф. М. Клингера «Орфей» в контексте европейской литературы X

Гладилин Никита Валерьевич
Статья посвящена практически забытому в наши дни роману Ф. М. Клингера «Орфей» (1778-80), его месту в творчестве автора и в европейской литературе того времени.
Читать PDF
0.00 байт

Мотив "враждующих братьев" в драматургии Ф. М. Клингера и Ф. Шиллера

Гладилин Никита Валерьевич
Немецкие драматурги Ф.М. Клингер и Ф. Шиллер, начинавшие в художественной парадигме «Бури и натиска», по два раза каждый в своём творчестве обращались к типичному для этого течения мотиву «враждующих братьев».
Читать PDF
0.00 байт

ДИЛОГИЯ Ф. М. КЛИНГЕРА О МЕДЕЕ: МЕЖДУ «БУРЕЙ И НАТИСКОМ» И ПОЗДНИМ ПРОСВЕЩЕНИЕМ

Гладилин Никита Валерьевич
Драматическая дилогия Ф. М.
Читать PDF
0.00 байт

Клингеманн Х. -Д. , Хофферберт Р. Ш. Вспоминая прошедшие худшие дни: права человека, экономическая с

Читать PDF
0.00 байт

Политическая наука: новые направления / Ин-т "открытое общество"; под ред. Гудина Р. , Клингеманна Х

Листовская В. Н.
Читать PDF
0.00 байт

Левиафан как проекция «Демонического начала» Фауста в романе Ф. М. Клингера «Фауст, его жизнь, деяни

Кирьянова С.В.
В статье сделана попытка определить влияние демонического начала на нравственные трансформации главного героя романа Ф. Клингера «Фауст, его жизнь, деяния и низвержение в ад».
Читать PDF
0.00 байт

Гностико-философские мотивы в «Фаусте» Ф. М. Клингера

Мехед Глеб Николаевич
Автор статьи обращается к сравнительно малоизвестному в России роману Ф.М.

Похожие термины:

  • Клингер, Елизавета Александровна

    вдова генерал-лейтенанта (бывш. дир. 1 кад. корп.); † 1844 г. (Сплетня выдавала ее за дочь Екат. II). {Половцов}
  • Клингер, Ив. Андр

    автобиограф, генер.-майор, † 27 мар. 1897. {Венгеров}
  • КЛИНГЕР Иван Андреевич

    Известный русский исполнитель. О его жизни известно немного. На гитаре он играл с юношеских лет и много с ней концертировал. Был офицером русском армии. Вышел в отставку в звании подполковника и жи
  • ЭРРЕРА КЛИНГЕР МИГЕЛЬ

    Известный уругвайский гитарист. Родился в департаменте Сальто 9 ноября 1885 года. Его родителями были полковник уругвайской армии Мигель Эррера–и–Агирре и Гильермина Клингер. Гитарой занимался у
  • Клингер, Федор Иванович

    (Friedrich Maximilian v. Klinger) — генерал-лейтенант, немецкий писатель. Род. во Франкфурте на Майне 6 (17) февраля 1752 г., ум. в Петербурге 13 февраля 1831 г. Происходил из недостаточного семейства, рано лишился отца и д
  • Клингер, Максимилиан Фридр

    р. 13 февр. 1752 г. {Половцов}
  • Клингер, Фридрих Максимилиан

    — г.-л., бывш. дир-р 1-го кадетск. корпуса и известный нем. писатель, один из вождей литературной революции, вспыхнувшей в Германии в конце XVIII в. и известной под именем "эпохи бури и натиска", "Dra
  • Клингер, Максимильян

    1752 - 1831) - немецкий поэт-драматург, один из представителей "трагического сентиментализма", который господствовал в Германии в конце XVIII столетия и был непосредственным предшественником романтизма.
  • Клингер, Витольд Павл

    прив.-доц. классич. филологии Киевск. ун. 1912 г. {Венгеров}
  • Клингер, Фридрих Максимилиан (Федор Иванович)

    — г.-л., бывш. дир-р 1-го кадетск. корпуса и известный нем. писатель, один из вождей литературной революции, вспыхнувшей в Германии в конце XVIII в. и известной под именем "эпохи бури и натиска", "Dra
  • Клингенберг, А

    ред. неофиц. ч. "Лифл. губ. вед." 1870 гг. {Венгеров}
  • Клинге, Ал-др Густ

    маг. хим., фарм., ред.-изд. ж. "Химик и фарм." и "Хрон. совр. мед.". {Венгеров}
  • Клингельгефер, Отто Эдуард

    зубной врач (СПб., 1913). {Венгеров}
  • Клингенберг, Карл Федорович

    — генерал от инфантерии, род. в 1772 г., ум. 19 ноября 1849 г. 12 октября 1788 окончил курс в Шляхетском сухопутном корпусе, произведен в штык-юнкеры и, несмотря на свои 16 лет, оставлен при корпусе воспитателе
  • Клинге, Ив. Густав

    ст. ботаник Имп. ботан. сада, р. 1851 в Дерпте, † в СПб. 18 ф. 1902. {Венгеров}
  • Клинге Иван Густавович

    Клинге, Иван Густавович - ботаник (1851 - 1902). Читал в Дерпте лекции по ботанике и тельматологии (учению о болотах). Получил степень доктора ботаники за сочинения ""Revision der Orchis cordigera Fr. und O. angustifolia Rehb. pat.""(""A
  • Клинген, Ив. Ник

    метеоролог и агроном 1890—1900 гг., сост. при глав. упр. уделов. {Венгеров}
  • Клинген, Иван Николаевич

    (1851—1922) — рус. агроном, специалист по субтропич. культурам. Окончил Моск. ун-т и в 1876 Петровскую земледельч. и лесную академию (ныне Моск. с.-х. академия им. К. А. Тимирязева). С 1892 работал инспектором ка
  • Клинге, К. М

    автор сочин. по бухгалтерии (М., 1890 гг.). {Венгеров}
  • Клингенберг, Михаил Карлович

    тайн. сов., † 188? г. 3 дек. Дополнение: Клингенберг, Михаил Карл., род. 1821—9 г. сент., † 1873 г. 3 дек. {Половцов}