, Макс (Klinger, Max) 1857, Лейпциг — 1920, Гроссиена, близ Наумбурга. Немецкий живописец, скульптор, график. С 1854 занимался у Ф. Брауэра в Школе искусств Лейпцига. В 1874—1875 — в Академии художеств в Карлсруэ у К. Гуссова, а затем в 1876 посещал классы Академии художеств Берлина. Работал в Лейпциге и Берлине. В 1879 посетил Карлсбад, Мюнхен, Брюссель (занимался в мастерской Э. Х. Ваутерса). С 1881 переселился в Берлин, с 1883 жил в окрестностях города на вилле "Альберс" в Берлин-Штеглиц. В 1867 выезжал с Беклиным в Париж, посетил Италию (1886—1889), Лейпциг (1890), Флоренцию (1892). В 1892 стал одним из создателей "Общества берлинских художников", членом основанного Штуком "Мюнхенского Сецессиона". С 1897 — профессор графики Академии художеств Лейпцига. В 1899 ездил в Пиренеи с целью приобретения мрамора для скульптуры Бетховен. С 1901 жил в Лейпциге-Плагвитц, где теперь создан музей художника. Писал картины на мифологические, аллегорические и литературные сюжеты. В ранних работах конца 1870-х сказалось влияние академической живописи на сюжеты из античной истории и литературных произведений (Смерть Цезаря, 1879, Лейпциг, Музей изобразительных искусств; Падение у стены, 1878, Берлин, Гос. музеи). В 1880-е испытал влияние живописи символистов. Как и пейзажи фон Маре, Фейербаха, Беклина, его картины населены аллегорическими или фантастическими существами (Морской бог в волне прибоя, 1884—1885, Гамбург, Кунстхалле). Театрализованная сцена с изображением обнаженной женщины в окружении ворона и цапли холодной натуралистичностью и академической выписанностью напоминает образы полотен А. Фейербаха (Миссия, 1880, Лейпциг, Музей изобразительных искусств). Картины Вечер (1882, Дармштадт, Музей земли Гессен), Горное ущелье (1884), Летний пейзаж (1884—1885, обе — Гамбург, Кунстхалле) строятся по принципу горизонтально или вертикально удлиненного панно, к форме которого часто обращались символисты, подчиняя композиционное решение определенным ритмическим задачам. Как и других мастеров символизма, Клингера привлекала тема неумолимости смерти, он решал ее в аллегорических образах, апеллируя к произведениям мастеров прошлого. Под влиянием живописи художников Возрождения были созданы полотна Надгробный плач (1890, Дрезден, Картинная галерея) и Распятие (1890, Лейпциг, Музей изобразительных искусств). Характерная для символистов тема претворения мифа о золотом веке человечества получает развитие в работах Голубой час (1890, Лейпциг, Музей изобразительных искусств), Источник (1891—1892, Дрезден, Картинная галерея), в триптихе Воспоминание о Париже (1908, Вена, Музей истории искусства). Изображенные в этих полотнах фигуры юношей и девушек в пейзаже, то застывшие в неподвижности, то словно плывущие в медленном танце, призваны олицетворять красоту и естественность воображаемого мира. Ритмика контура, подчеркивающая выразительное разнообразие поз и движений фигур, пластика распределения цветовых пятен играют значительную роль в декоративно-плоскостном решении композиции. В исполненных в нижней части триптиха Воспоминание о Париже скульптурных орнаментальных деталях нашла выражение идея соединения различных видов искусств, занимавшая важное место в эстетике символизма. В триптихе Христос на Олимпе (1897, Вена, Галерея австрийской живописи) написанные в пейзаже многочисленные персонажи из христианской истории перенесены в иную культурно-историческую среду. Полная иносказательного мифологического подтекста композиция должна, по замыслу художника, выразить божественное, высокодуховное начало. В этом позднем произведении проявились новые черты живописи Клингера — повышенная роль контура, большая сухость в ритмизации объемов, сводимых к цветовому пятну. Идея пластической выразительности цвета, поиск новой изобразительной формы увлекали Клингера и в скульптуре. Он использовал сочетания различных пород мрамора, золото, слоновую кость, раскраску (Бетховен, 1902, Лейпциг, Музей изобразительных искусств). В плавных линиях фигур библейских и мифологических персонажей, полихромии мрамора (Саломея, 1893; Кассандра, 1895, обе — Лейпциг, Музей изобразительных искусств; Амфитрита, 1898, Берлин, Гос. музеи) проявился декоративный талант художника. Клингер постоянно работал в графике, исполняя афиши для выставок "Венского Сецессиона", в которых сам принимал участие. Значительный интерес у мастеров XX в. (Де Кирико и др.) вызвала серия его акватинт Перчатка (1881). Художник вошел в историю европейского искусства как один из ярких представителей раннего югендстиля (стиля модерн).
Лит.: Сарабьянов Д. В. Стиль модерн. Истоки, история, проблемы. М., 1989; Steiner U. Max Klinger als Maler. Wien, 1970; Max Klinger. Ausstellungskatalog. Leipzig, 1970; Duckers A. Max Klinger. Berlin, 1976; Klinger Max. Leben und Werk in Daten und Bildern / Hrsg. von S. Wega. Frankfurt am Main, 1976; Max Klinger: Wege zum Gesamtkunstwerk / Hrsg. M. Boetzkes, D. Gleisberg, E. Mai. Mainz am Rhein, 1984.
Е. Федотова
0.00 байт
Ф. М. Клингер «Фауст, его жизнь, деяния и низвержение в ад»: пространственно-временные отношения авт
Хронотоп авантюрного романа испытания обнаруживает себя в тексте Ф. М.