, Камилла (Claudel, Camille) 1864, Фер-ан-Тарденуа — 1943, Вильнев-лез-Авиньон. Французский скульптор. Камилла воспитывалась в интеллигентной семье, ее родители ценили художественную одаренность своих детей и способствовали развитию их способностей: брат Поль стал впоследствии известным писателем, сестра — пианисткой. Чтобы дети могли получить должное образование, семья переехала в Париж. Учителями Камиллы были известные скульпторы Буше, П. Дюбуа, но самую значительную роль в ее жизни и творчестве сыграла работа под руководством Родена (1883 — ок. 1897). В его мастерских она выполняла не только собственные произведения, но помогала Родену, трудясь над композициями мастера. Клодель была помощницей, близким другом и любимой моделью скульптора. Клодель вскоре стала умелым профессионалом, выставлялась в Салоне. Одна из наиболее известных работ — Вальс (1891—1905, Париж, Музей Родена), изображающая влюбленных в упоении танца. Спиралевидная композиция, гибкие, плавные движения, нервная трепетная фактура призваны передать динамичные ритмы вальса. К 1888 относится Портрет Родена (Париж, музей Пти-Пале), поражающий глубиной проникновения в интимный духовный мир большого художника. В композиции Зрелый возраст (ок. 1889—1903, Париж, музей Орсе) Камилла пытается выразить в скульптуре драматизм своих отношений с Роденом: изображена старуха, которая увлекает за собой пожилого мужчину с усталым печальным лицом. За ними на коленях — девушка: она в мольбе простирает руки, пытаясь удержать уходящего от нее человека. Пластика превратилась в иллюстрацию, в исполненную пафоса театральную сцену. Другие произведения: Юный римлянин (1887, Авиньон, Музей Кальве), Клото (1893—1895, Париж, Музей декоративных искусств), Персей и Горгона (1898—1902, Париж, частная коллекция), Ниобея (ок. 1906—1910, Алжир, Беджайа, Музей), Кумушки (1895, Париж, Музей Родена) и др.
Лит.: Camille Claudel (1864—1943). Exposition: Catalogue. 1984. Paris, 1984; Cassar J. Dossier Camille Claudel. Paris, 1987; "L’Age mur" de Camille Claudel. Exposition: Catalogue. A. Pingeot. Paris, 1988.
В. Стародубова
0.00 байт
Жанна д'Арк: мифологема и архетип (Пеги, Клодель, Франс)
В статье дается культурологический анализ образа национальной французской героини в свете мифологической (Е. М. Мелетинский, А.Ф. Лосев) и психоаналитической (К.Г. Юнг) теорий.