Clodion), наст. имя Клод, Мишель (Claude, Michel) 1738, Нанси — 1814, Париж. Французский скульптор, в творчестве которого воплотились наиболее характерные особенности стиля рококо. Клод Мишель — будущий Клодион — был десятым и последним ребенком в семье. Его мать — сестра известного скульптора Л. С. Адана, который и стал первым учителем Клода. Затем он учился у Ж. Б. Пигаля и в Королевской школе. Здесь в 1762 он получает первый приз по скульптуре и право продолжать обучение в Италии. По дороге в Рим посетил Пизу, Флоренцию, Сиену, Перуджу. В Италии молодой художник много и плодотворно работает, и, хотя в 1767 истек срок его пенсионерства, он остается в Риме до 1771. Скульптор прославился небольшими камерными статуэтками, изображающими молодых миловидных девушек с корзинами фруктов, танцующих сатиров, вакханок, нимф, украшенных гирляндами цветов. Произведения Клодиона декоративны, от них веет радостным приятием жизни, простодушной эротикой, ощущением беспечности и свободы (Сатир и вакханка, Нью-Йорк, музей Метрополитен; Сатир и нимфа, 1770, Париж, Лувр; Фавн, Париж, Музей Клюни; Речная нимфа, Москва, Гос. музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина; Девушка с ребенком, Вакхические сцены, 1788, обе — Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж). Излюбленный материал Клодиона — терракота (розовая глина), которая после обжига приобретает теплый золотистый оттенок. Глина пластична, она сохраняет малейшее прикосновение руки мастера, ей доступна передача любой фактуры, любой детали. Фигурки Клодиона вылеплены с подлинным мастерством и артистизмом, движения исполнены естественной грации, образы — обаяния. Многие работы Клодиона послужили моделями для фарфора: Нимфы, устанавливающие герму Пана (Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж). Исполненные прихотливого изящества и декоративности творения Клодиона органично сочетались с архитектурным стилем эпохи рококо. Известны также портретные работы мастера: Ш. Монтескье (1801), Генерал Э. Лакост, (обе — Версаль, Нац. музей); принимал участие в создании рельефов для Вандомской колонны в Париже (1806).
Лит.: Thirion H. Les Adam et Clodion. Paris, 1885; Varenne G. Clodion a Nancy. Paris, 1914.
В. Стародубова
КЛОДИОН
Клодион
Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. 2006
КЛОДИОН
1738–1814) Творчество Клодиона было посвящено созданию миниатюрных терракотовых статуэток нимф, юношей, сатиров и детей, а также камерной скульптуры — фигурок, преследуемых и преследующих, бегущих, танцующих, любящих и неизменно полных веселья и непринужденности. Хотя, казалось, они не соответствовали новой серьезности режима Людовика XVI, новому натурализму, новой морали и росту неоклассицизма, все равно они пользовались огромной популярностью при жизни Клодиона. С тех пор они остались популярными. Клод Мишель родился 20 декабря 1738 года в Нанси и был десятым, последним, ребенком в семействе торговца. Позднее он взял имя Клодион. Клод Мишель оказался самым талантливым в многочисленном семействе потомственных лотарингских скульпторов и декораторов Аданов, с которыми был связан по материнской линии. Первые уроки он получил у своего дяди Ламбер-Сижисбера Адана. Затем в 1759 году, после смерти дяди, Клодион недолго обучался в мастерской Пигаля, а позднее поступил в Королевскую школу для привилегированных учеников. 1762 год стал памятным для Клодиона — он получает первый приз по скульптуре и среди лучших выпускников направляется в Рим. Клодион совершил многодневное путешествие по Италии — Пиза, Флоренция, Сиена, Перуджа и, наконец, Рим. Итальянская столица оказалась для него счастливым городом, определившим его судьбу, принесшим ему славу. Молодой художник поселился в Палаццо Манчини. Ш.-Ж. Натуар, который в то время был директором Французской академии в Риме, принял его очень тепло. И отзывы о Клодионе во Францию отсылались положительные. В переписке директоров Римской и Парижской академий его характеризуют как способного и усердного ученика. Неудивительно, что, когда в 1767 году срок его пенсионерства заканчивался, он сумел добиться отсрочки, оставшись в Риме еще на несколько лет. Под влиянием античного искусства, тех относительно поздних форм его, которые становились известны в пору раскопок Геркуланума, начал складываться стиль скульптора. Античные сюжеты в искусстве Клодиона приобретали утонченно чувственный характер — его вакханалии, нимфы и фавны, сатиры и амуры близки к рокайльным сценам, а не к античным прообразам. В то время город наводняли знатоки и коллекционеры. Клодион охотно общался с ними. Так у него появились первые покупатели. Среди них были Ларошфуко и русская императрица Екатерина II. Его друг и биограф Л.-А. Дэнже пишет: «Во время пребывания в Риме его работы раскупались даже прежде, чем он успевал их завершить. Он много работал для императрицы Екатерины II, которая тщетно пыталась звать его к своему двору». Но Клодион не принял приглашения Екатерины II, поэтому в Россию выехал Фальконе. «Созданные Клодионом за десять лет пребывания в Риме работы, — пишет С. Морозова, — уже тогда разошлись по итальянским, русским, немецким, французским коллекциям, так как произведения мастера высоко ценились. Возможно, что его первыми работами в Риме были терракоты — статуэтки из обожженной глины, которые он делал самостоятельно и в большом количестве. Некоторые из них были переработками классических статуй (весталки, жрицы). Он выполнял в терракоте вазы, украшая их рельефами на темы вакханалий. В мотивах, к которым обращается Клодион, угадывается долгая и богатая традиция античности и, прежде всего, влияние помпеянских и геркуланумских росписей, которые он видел в Италии, а позднее постоянно изучал по воспроизведениям в гравюрах, хранившихся в его личной библиотеке. В бегущих сатирах и вакханках ощущается близость французской маньеристической скульптуре, а также традиции Жана Гужона. В тематике своих произведений Клодион продолжает линию венецианского мастера XVI века А. Риччо и своего непосредственного предшественника во Франции Ф. Дюкенуа. Его творчество также связано с французской рокайльной живописью XVIII столетия. Чуткость к запросам времени, соединенная с внутренней свободой мироощущения, особая легкость и артистизм исполнения его терракот, поражающих тонкостью и тщательностью отделки деталей и мягкостью лепки, своеобразной музыкальностью создали ему славу скульптора и декоратора». Клодион возвращается в Париж в начале 1770-х годов. После причисления к Академии за статую «Юпитер» он почти перестал работать в «историческом жанре» и так и не получил звания академика. В 1773 году Клодион впервые выставляет в Салоне свои работы, ставшие вскоре знаменитыми. Среди них ребенок-сатир, несущий сову. Эта модель впоследствии неоднократно повторялась в терракоте, бронзе, мраморе не только самим мастером. Ее исполняли и работавшие рядом с ним в мастерской старшие братья, подражавшие манере Клодиона. Семидесятые—восьмидесятые годы — время творческого расцвета скульптора. Он широко сотрудничает с мастерами-декораторами, особенно с бронзовщиками. В период революции Клодион переезжает из Парижа в Нанси, где выполняет модели статуэток и барельефов для фарфоровой мануфактуры в Нидервиллере, тем самым оставив заметный след в истории керамики. Клодион — автор и крупных произведений. Например, он выполнял рельефы для фасадов зданий, сотрудничая с архитектором А. Броньяром. Клодион создал и несколько впечатляющих религиозных скульптур, в частности для собора в Руане, а его статуя Монтескье (1783) — одна из лучших в серии великих людей, заказанной дАнживийе. Увы, статуя Монтескье — скорее исключение. Большая часть монументальных замыслов Клодиона осталась неосуществленной. Чаще всего заказчиками его оказывались друзья и богатые буржуа. И славу скульптора составили его многочисленные терракоты, бронзы, мраморы, бисквиты. Они пользовались и пользуются большой популярностью. В XIX столетии произведения мастера вызвали настоящую волну копий и даже подделок. Клодион остался в истории искусства Франции мастером, воплотившим в своей области художественные принципы рококо, «Фрагонаром в скульптуре», как его называли современники. «Его излюбленная тема, — отмечает С. Морозова, — радости и праздника — часто выражается через ритмический язык танца. Скульптурные группы, как правило, состоят из двух-трех фигур. Герои Клодиона — фавны, чуть гротескные сатиры, немного грубоватые, но всегда составляющие пластический контраст изящным обнаженным нимфам и вакханкам. Охваченные стихией танца, почти исступленные нимфы даны скульптором в полных динамики и грации позах. В лицах, всегда миловидных, с маленьким, чуть вздернутым носиком и мягким подбородком, всегда простодушно и наивно улыбающихся, с чуть приоткрытым ртом — юность и детскость. Замыкая круг, образуя хоровод, балансируя на пальцах одной ноги, легкие, подвижные, раскачивающиеся фигуры словно готовы сорваться в неистовом танце и лишь переплетениями рук удерживают шаткое равновесие. У ног обычно помещены музыкальные инструменты: флейта, цитра, тамбурин, наполненный гроздьями спелого винограда. Свои статуэтки Клодион выполняет из мягкой, розоватого оттенка глины, словно вобравшей в себя тепло солнечных лучей». Тонкий лиризм и мягкая живописность — главное в творчестве Клодиона, которое представляет собой особенный сплав изящества и жизненности. Таковы, в частности, терракота «Нимфа» и сделанный по его модели в 1788 году на Севрской мануфактуре фарфоровый барельеф «Нимфы, устанавливающие герму Пана». Клодион не сделал карьеры. Академия не удостоила его званием и не обеспечила пенсией. У него оказался единственный ученик — Ж. Марэн. Он работал в манере своего учителя, но уже в XIX веке. Умер Клодион 29 марта 1814 года.
Источник: 100 великих скульпторов. 2002