Клодт-фон-Юргенсбург, барон Михаил Петрович

Найдено 1 определение
Клодт-фон-Юргенсбург, барон Михаил Петрович

— сын Петра К., живописец-жанрист; род. в 1835 г.; общее образование получил в спб. училище при реформатской церкви, художественное — в академии художеств, в которой был учеником А. Маркова. Получил серебряные медали; в 1885 и 1857 гг. провел два года в Париже, занимаясь в школе Кутюра. По возвращении своем в СПб., выставил картины: "Внутренность хижины в Нормандии" (1859 г.; в Третьяковской галерее) и "Из быта нормандских рыбаков" (малая золотая медаль). Заслужив в следующем году и большую золотую медаль, картиной "Последняя весна", отправился в Париж и Мюнхен; явившись в 1865 г. назад в Россию, изучал различные местные народные типы, быт и костюмы и написал, между прочим, картины: "Возвращение с поля" и "Молитва перед крещением", за которые, в 1867 г., академия присудила ему звание академика. В 1869—71 гг. находился, в качестве рисовальщика, при экспедиции Императорской археологической комиссии на Таманский полуостров для исследования тамошних курганов и древних могил. В течение нескольких лет преподавал рисование в школе спб. Общества поощрения художников, а потом акварельную живопись в Центральном училище технического рисования барона Штиглица. Состоит членом Товарищества передвижных художественных выставок с самого его основания и постоянно участвует в его выставках. Не без успеха пробовал свои силы в гравировании à l´еаu-forte. В 1895 г. поступил на службу в Императорский Эрмитаж, в качестве живописца-реставратора. Из его картин, сверх вышеупомянутых, наиболее удачными могут считаться: "Антикварий" (1870 г., у К. С. Солдатенкова, в Москве), "Черная скамья" (1872 г.; в музее академии художеств), "Перед отъездом" (1878 г.; в Третьяковской галерее, в Москве), "Мученица" (1880) и "Посещение заключенных" (1880).


А. С—в.


{Брокгауз}






Клодт-фон-Юргенсбург, барон Михаил Петрович


Род. в СПб., 1835; ученик Акад. худож., получил 2-ю и 1-ю серебр. медали в 1855 и 1857 гг.; 2-ю золотую в 1860; 1-ю золотую в 1861; с 1867 г. академик. Работал в Обществе офортистов под наблюдением А.И. Сомова. Его работы:


1. Угол комнаты с постелью, завешанною гардинами. Направо окно. Без подписи; печ. тоном (это комната Петра Вел. в Монплезире). Помечена карандашом: "1861. МК".


2. Грифонаж: бюст женщины влево и голова мужчины вправо подп. два раза навыворот: "МК | 1861".


3. Поясное изображение монахини 3/4 вправо. Подп.: "МК. 1861".


4 и 5. Ha одной доске два офорта: первый представляет кузнецов на работе, на темном фоне, a на другом изображена уборка хлеба. Подп. под обеими гравюрами: "D´aprés Jacque. MKlodt f. 1866".


6. Сени, смотрящий на убитого Валленштейна: "М. Клодт 1866".


7. Молодая женщина в шляпке и муфте: "МК. 1870". Неоконч.


8. Баба y окна разбирает белье: "М. Клодт. Грав. 1870".


9. Три еврея: "М.П. Клодт. Sc." и еще раз на бочке: "МК. 1870". Гравюра очерком.


10. Погрудное изображение Сени; голова меньше, чем в № 6, и весь офорт сильно травлен: "МК. Sc. 1870".


11. Капуцин, смотрящий в окно: "М.П. Клодть. 1870".


12. "Уголок в курпой избе. МКлодт 1870". I сильный оттиск без сего заглавия; II. С сим заглавием прил. в альбоме: "Первые опыты русских офортистов 1871", с ценз. дозвол. 29 апреля 1871.


13. Антикварий: "с карт. М. 1870 г. М.П. Клодт 1870 г.". Большой офорт неконченый. Есть более 8 видов доски.


14. "Пряха". "М.П. Клодт 1870 г.". Большой офорт с картины, тоже неконченый.


15. "Петр Великий в Саардаме, в своей комнате обделывает руль"; "МКлодт 1872". 9.3 х 12.6. Прил. к альбому: "Памяти Петра Великого. СПб. 1872".


16. Стрелец на страже: "М. Клодт 1872". 8.10 х 5.6. II вид доски с новыми работами прилож. к Вестнику Изящн. Иск. Сомова, 1887 г.


17. Три офорта на одной доске, представляющие копии с картин второй передвижной выставки 1873 г. именно: Стрелец на страже. "МК. inv & aqua f.", Точильщик: "1873. KM aqua f."; Ha даче: "1873 MK inv. et aqua f.". B Иллюстрир. каталоге сей выставки 1873 г.


18. Заглавный лист Альбома Русских аквафортистов, 1873. Семь купидонов устанавливают большую доску с подписями: "Николай Ге, Ф. Вебер, Е. Михальцева, И. Шишкин, Г. Мясоедов, А. Сомов, О. Кочетова, К. Савицкий, К. Веселовский, М. Клодт, В. Максимов". Внизу: "М. Клодт del. et sculp.". 7.11 х 5.6½.


19. Дама, пишущая письмо: "МК. 1874". С Вилемса. В овале, карандашной манерой.


20. Казначейша: "МКлодт f. 1874". С подписью: "Малашка дура! Катерина! Скорее туфли и платок!"


21. "Сытый. М. Клодт del et sc. — 1874". Католич. монах спит в углу комнаты. Приложен к альбому "Складчина в пользу пострадавших от неурожая в 1875".


22. Католический монах с капюшоном на голове: "МК. Клодт f.".


23. Тот же сюжет в правую сторону: "М. Клодт 1888". Прил. к Вестн. Из. Иск., 1889.


24. Молящийся еврей: "М. Клодт 1888". Прил. к Вестн. Из. Иск., 1888.


25. "Скульптор Бар. П.К. Клодт, в минуты досуга. М. Клодт 1889". Прилож. к Вестнику Из. Иск., 1890.


Им же рисованы пером и отпечатаны с камня "Три еврея" и "Антикварий" с собственных его картин в Худож. Автографе 1870. Изд. Ильина.


{Ровинский}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008