КЛУБ САМОДЕЯТЕЛЬНОЙ ПЕСНИ

Найдено 1 определение
КЛУБ САМОДЕЯТЕЛЬНОЙ ПЕСНИ
КСП) — cамодеятельные организации, объединившие любителей авторской песни (АП). АП стала одним из первых культурных феноменов в СССР, вокруг которого сформировалось общественное движение. Позже был КЛФ (Клуб любителей фантастики), рок-клубы, фольклорное движение и т.д., а в наши дни фанатских объединений (особенно в Интернете) несметное множество. Условия для появления КСП сложились в начале 1950-х гг. в среде туристов и студенчества, с чем связано два основных направления ранней АП. Ходить в походы в то время молодежь начала по всей стране. Поэтому и тематика песен была кострово-походной, даже был такой термин — «гитуризм» (гитарист + туризм). В студенческой среде также быстро росла популярность гитарных песен, стали возникать мероприятия, собиравшие любителей попеть. Так, во многих вузах существовали регулярные встречи, на которые приходили все желающие разучивать песни своих авторов и совместно их петь. Такие встречи назывались «клубами студенческой песни». Состав вузовских клубов быстро менялся — организаторы становились выпускниками, на место ушедших приходили новые люди. Популярность и рост движения привели к тому, что клубы студенческой песни вскоре переросли рамки институтов, появились межвузовские смотры. Один из первых конкурсов студенческой песни, объединивший несколько вузов, прошел в московском МЭИ в 1959 г. История городских КСП начинается с 1960-х — тогда возникли два известных ленинградских клуба, «Восток» (1962) и «Меридиан» (1965), и московский КСП (1966). Каждый из этих старейших клубов имеет богатую историю и своих летописцев. Расцвет движения КСП приходится на середину 1960-х — 1970-е гг., когда официальные каналы — радио, телевидение, грамзапись, концертные залы — закрылись для АП. И любители этого жанра взяли в свои руки налаживание самодеятельных культурных механизмов. В 1970-е КСП появились во многих городах страны, внутри организации сложилась разветвленная иерархичная структура, которая обеспечивала проведение многочисленных мероприятий (концертов, фестивалей, слетов), распространение магнитных звукозаписей, издание сборников и периодики, создание архивов и пр. КСП в своем большинстве не были объединениями авторов, а состояли преимущественно из тех, кто хотел любимые песни слушать. Конечно, известные барды выступали на фестивалях и слетах, но они могли и не участвовать в непосредственной жизни КСП. В то время как настоящий каэспэшник мог не сочинять и не петь песен, но обязательно посещал регулярные мероприятия своего клуба, какие-нибудь «вторники» или «четверги», вечера, посиделки, дни рождения, где главное — общение с «братьями по крови», среда единомышленников. В этойатмосфере рождались своеобразные коллективные практики, например «гитара по кругу», — собравшиеся садились в круг и передавали друг другу гитару: по обычаю каждый что-то пел, но мог также прочитать стихотворение, рассказать анекдот — здесь была возможна любая форма самопрезентации. В традициях «круга» — слушать молча; можно петь очень тихо, шептать — тебя все равно услышат, каждый как бы повернут к песне, открывается ей, поэтому возникает и внутренняя раскрепощенность и особый эмоциональный отклик, который нельзя пережить на концерте. Глубоко укорененная в культуре идея круга как символа общения (Круглый стол короля Артура, круговые братины, трубка мира) подразумевает равенство и уважение достоинства каждого, подчеркивает тесную общность, мир и уют близкого окружения и отгороженность (почти магическую) от чужого, чуждого. В КСП приходили не только за песнями, но и за чувством свободы, за востребованностью. В клубе можно было проявить разные склонности, например организаторский талант, без которого невозможно было бы существование таких сложных песенных мероприятий, как фестивали и слеты (имена организаторов также становились известными в каэспэшной среде; например, в московском клубе это были его лидеры Олег Чумаченко и Игорь Каримов). Так, фестиваль мог занимать от нескольких дней до месяца и состоял из прослушиваний и отбора, выступлений лучших авторов, концерта лауреатов. Но самыми известными и масштабными мероприятиями КСП стали слеты. Одна из причин появления слетов — увеличение числа любителей АП и как следствие — необходимость собирать вместе большое количество людей. Слет — это также имитация походных условий, связанных с рождением туристской песни, которая не могла адекватно звучать и восприниматься в прозаичных городских условиях. Живое дыхание природы, палатка, ночь, лес, освещенный кострами, потрескивание дров, задушевное пение под гитару — все это создавало особую романтическую атмосферу. В 1960–70-е гг. в больших городах вообще было модно выезжать на природу в выходной день — организовывалась прогулка всей семьей, костер, обед в лесу, печеная картошка, игры на поляне. Слет выполнял и функцию своеобразного клуба знакомств, места свиданий. Появлялось множество молодых супружеских пар, познакомившихся на слетах, и поколения детей КСП (возможно, именно смена, выращенная в недрах КСП, стала одним из важных факторов сохранения и продолжения традиций движения в наши дни). В период гонений на АП выезд за город воспринимался как способ конспирации (в качестве параллели можно вспомнить о популярных в 1970-е художественных акциях на природе андеграундных художников). Место проведения слета было окутано тайной, чтобы на него не проникли посторонние люди. Работала сеть внутреннего оповещения о месте слета и целая система особых знаков, по которым можно было добраться от пригородной станции до нужной поляны. Группа организаторов сооружала небольшую сцену, устанавливала звуковую аппаратуру, добывала бревна, на которых будут сидеть во время лесного концерта. В походных условиях всем находилось дело, каждый играл определенную роль, и это позволяло чувствовать свою значительность и незаменимость. Общий концерт обычно проходил в субботу вечером, а у костров пели и слушали круглосуточно. Можно было подойти к любой компании — вез-де встречали дружелюбно: тут же посадят, дадут кружку чая (или чего-нибудь покрепче), накормят. На слетах царила атмосфера доброжелательности, равенства, единения, раскованности и свободы, здесь как бы стирались многие условности, разделяющие людей в городе. Как форма досуга слет несет в себе культурный архетип гулянья, праздника, выполняя его социально-психологические функции. Слет имел и свои особые ритуалы, например торжественное факельное шествие, пение общего гимна на закрытии (чаще всего в этой роли выступала песня Окуджавы «Возьмемся за руки, друзья» — при этом все присутствующие действительно брались за руки). Поэт Дмитрий Сухарев так описал свои впечатления от слета в стихотворении «Фиеста» (1975): «Забуду ль пеструю лавину, / Катившуюся в котловину / На наше сдержанное «ах»? / По склону барды мчались бодро, / Мелькали бороды и бедра, / Скакали спальники и ведра, / Гитары прыгали в чехлах. / Какие ждут нас дни и ночи! / Нет, здесь не Сопот и не Сочи, / И мы иные — мы охочи / До песен собственных кровей!.. / Я брел среди ночных шатров, / Ночных костров, ночного бденья, — / Я брел, и делал наблюденья, / И все глядел до обалденья, / И бормотал обрывки строф. / И чудно было мне, и сладко, / Мы шли, и каждая палатка / Свой стиль, свою являла страсть… / Да, я люблю вас, в этом дело, / Я ваш, и мне не надоело / Тянуться к вашему огню, / И если петь, то с вами вместе, / А песня — это дело чести, / А чести я не уроню. / А дым отечества так нежен, / Когда он с вашей песней смешан…» К концу 1970-х гг. движение настолько разрослось, что крупные КСП разделились на так называемые «кусты», которые проводили собственные небольшие слеты. А все вместе «слетались» один раз в год. Самым популярным слетом, получившим всесоюзную известность, стал Грушинский фестиваль. Первый раз друзья барда Валерия Грушина, который утонул, спасая детей, собрались почтить его память в 1968 г. Возможно, именно то, что это был не простой слет, но связанный с трагическим событием, сделало его знаковым в движении КСП. «Груша» проходит в живописном месте между городами Тольятти и Самарой. Общий концерт слушают, разместившись на горе, знаменитая эстрада — в форме гитары (гитара на воде — символическое место гибели героя). За несколько лет своего существования из слета местного значения Грушинский фестиваль превратился в мощное движение, ежегодно собиравшее десятки тысяч человек. Этот феномен стал возможен не в последнюю очередь благодаря финансовой поддержке комсомола, которым поощрялась как массовость мероприятия, так и соответствие его репертуара идеологическим стандартам. Хотя КСП мыслил себя движением духовного сопротивления коммунистическому режиму, значительная его часть вполне легально сотрудничала с властями. Тесная связь с комсомолом определялась уже тем, что среди лидеров и организаторов КСП были комсомольские работники. Сама история слетов началась с конференции горкома комсомола по вопросам самодеятельной песни в Петушках в 1967 г. Ее результатом и стал первый слет московских клубов. Внутри себя движение разделялось на более толерантное, умеренное и антисоветское. Оппозиционные настроения приводили к прямым запретам — так,в 1980 г. был закрыт Грушинский фестиваль (возобновлен в 1986-м), а годом позже — Московский КСП. Судьба КСП от перестройки и до наших дней отразила сложный и противоречивый путь, полный иллюзий и разочарований, который прошла страна. Энтузиазм первых лет перестройки, когда, казалось, на глазах исчезали все препятствия, а количественные показатели деятельности КСП росли, сменился кризисом начала 1990-х. Изменившиеся экономические условия стали причиной закрытия многих клубов, прервалась традиция ежегодных общегородских московских слетов. Умения, которые в КСП отрабатывались десятилетиями, утратили свою актуальность: теперь нужны были не навыки конспирации, а способность адаптироваться к законам рынка. Другой источник кризиса состоял в том, что за короткий срок КСП утратил большую часть своих активистов и лидеров — кто-то ушел в бизнес, многие уехали в эмиграцию. С отменой запретов исчезли существенные причины, вызвавшие КСП к жизни: закончилась монополия клуба на распространение информации, стала ненужной его оппозиционная функция, как и его возможность быть «глотком свободы», давать право на самореализацию вопреки существовавшей системе. Казалось, КСП должен был умереть. Однако он выжил, оправился от потрясений и возродился. Но многое изменилось и в структуре движения, и в его духе. Так как внешние обстоятельства больше не консервировали клубную среду и клуб стал открытым, это привело к изменению его ориентаций, выходу на рынок досуга, росту профессионализма. Пришли менеджеры новых времен, которые могли найти спонсоров, обеспечить рекламу. Главным в клубе стало не общение в близком кругу, а работа, которая признавалась обществом. Клуб должен был совмещать в себе функции агентства, студии, иметь выход на средства массовой информации. Эти изменения отражаются даже в названиях — так, московский городской КСП был переименован в Центр авторского творчества (ЦАТ). Появились специальные студии, занимающиеся производством и продажей аудиопродукции с записью песен бардов — «Московские окна», «Остров», «Сибирский тракт». Хотя студии не входят в состав КСП, они тоже занимаются типичной клубной деятельностью — организуют фестивали и слеты, спонсируют как отдельных авторов, так и авторские объединения. Помимо клубов и студий появились и другие формы бытования авторской песни — например, в Москве это известное бард-кафе «Гнездо глухаря», абонементы в ЦДРИ или Политехнический музей. В общей сложности в Москве число концертов авторской песни достигает 35–40 в месяц. Есть регулярные передачи на радио и телевидении, посвященные АП, например рубрика «концерты авторской песни по заявкам» Нателлы Болтянской на «Эхе Москвы», передачи «Споемте, друзья» Натальи Козелковой на телеканале «Ностальгия», «Под гитару» на канале «Культура», и др. Но там можно услышать в основном известных и популярных авторов. А КСП, как и в прежние времена, имеет собственные, независимые от шоу-бизнеса, пути общения с любителями АП. Клуб поддерживает и тех авторов, которые не способны собирать многочисленные аудитории. Этой альтернативной системой пользуются не только барды, но и рокеры, джазмены, фольклористы. Претерпел изменения и современный слет, который нередко стал напоминать воскресный пикник, куда приезжают на машинах с детьми и собаками,жарят шашлыки, играют в бадминтон. Лишь множество гитар и пение у костра напоминает прежний слет. Однако это уже не вдохновенный порыв к неким истинным ценностям, а событие, вписывающееся в нормальную обыденную жизнь. Конечно, многие испытывают ностальгию по духу 1970-х, которые сейчас кажутся «золотым веком» КСП. Однако прежние слеты не только идеализируют, но и пытаются возродить их дух и традиции. Один из примеров — фестиваль «Костры», созданный известным бардом Владимиром Ланцбергом (1948–2005). «Грушинка» — самое известное и показательное мероприятие, связанное с АП, — также во многом утратила и былые традиции, и свою легендарную атмосферу, став, скорее, доходным коммерческим брендом, который нещадно эксплуатируют, ежегодным грандиозным шоу для ста тысяч человек, где звучит не только авторская песня, но и рок- и поп-музыка, где собираются представители разных субкультур — кришнаиты, панки, скауты. Рентабельность «Груши» привлекла и московские власти, которые с 2004 г. стали проводить свой «Грушинский фестиваль» в столичном музее-заповеднике «Коломенское». Вход — платный. Впрочем, еще раньше, в 1995 г., фестиваль уже раздваивался. Тогда был основан так называемый «Второй канал» — альтернативная структура, ориентированная не на конъюнктуру и потакание массовым вкусам, а на истинную — некоммерческую и интеллектуальную — авторскую песню. Его организатором стал также Владимир Ланцберг. Жизнь КСП с середины 1990-х нельзя представить без Интернета. Существует множество сайтов по бардовской тематике, позволяющих получать полную информацию обо всех событиях, афишу на ближайшие месяцы, свежие впечатления со слетов с фотографиями и записями песен, анонсы о выходах книг и дисков и т. д. (крупнейшие ресурсы в сети — архив АП bards.ru и всемирная бардафиша известного архивиста АП Дмитрия Соколова bardafisha.ru). Конечно, оперативность Интернета не идет ни в какое сравнение с существовавшей раньше системой телефонного обзвона. Получили бурное развитие эхо-конференции в любительской компьютерной сети FIDO (SU.KSP, SPB.KSP, SU.KSP.TEXTS и др.), объединяющие любителей авторской песни из разных городов и стран. В сетевых разговорах и дискуссиях можно ощутить дух прежнего КСП. В 1980–90-е гг. отъезд за рубеж наших многочисленных соотечественников привел к тому, что КСП и слеты авторской песни были экспортированы в разные страны мира и успешно там прижились. Действительно, клуб — это уже готовая прекрасная форма для общения внутри эмигрантской среды, и не удивительно, что 1990-е гг. стали периодом расцвета КСП в Израиле, США, Канаде, Германии и других странах. Получили известность берлинский фестиваль «Русский акцент», калифорнийские слеты, канадский фестиваль под Оттавой на берегу Белого озера и др. Не менее Грушинского прославилась израильская «Дуговка» (по названию кемпинга «Хоф Дуга» на Генисаретском озере), собиравшая от пяти до десяти тысяч российских израильтян (с 2002 г. проводится в Ган-Сахне, а слеты переименованы в «Сахновку»). Все, кто побывал на зарубежных фестивалях, отмечают, что их не затронули приметы кризиса, характерные для КСП в нашей стране. Словно переезд и иные условия обновили движение, влили новое вино в старые мехи. Неизвестно, по какому сценарию будет в дальнейшем развиваться экспортный КСП, но сейчас, в комфортабельных кемпингах Америки, Европы, Израиля, слет словно вернулсяк одному из ранних этапов своего развития, полных творческой энергии, демократических идеалов и романтического духа. (М. К.) Лит.: Каримов И.М. История Московского КСП: люди, факты, события, даты, субъективный взгляд на объективную реальность. М., 2004; Алексеева И.С. Грушинский фестиваль: лирическое повествование об уникальном явлении российской культуры. Самара, 2003; Грушинский: Фестивальная летопись, 1968–2000 / Сост. В. Шабанов. СПб., 2001; Воложин С.И. За КСП и против ВИА. Одесса, 2000. Интернет-ресурсы: http://www.bardafisha.ru/ — всемирная бардафиша Д.П. Соколова; http://www.bards.ru/ — крупнейший архив АП; http://www.grushin.samara.ru/ — официальный сайт «Груши»; http://www.2kanal.ru/ — второй канал АП; http://www.scomorohi.ru/ — интернет-журнал об АП и КСП; http://www.kspus.org/ — американские КСП; http://www.israbard.net/ IsraBard/ — израильский портал АП; http://www.kspcanada.com/ — канадские сайты; http://www.bards.de/ — АП в Германии.

Источник: Любительское художественное творчество в России ХХ века. 2010