Clouet, Jean), прозв. Жане (dit Janet) Ок. 1485, (?) — ок. 1541, Париж. Французский живописец и рисовальщик эпохи Возрождения, портретист. Выходец из Нидерландов. Впервые упоминается в 1516 как художник Франциска I. В 1516—1519 работал над серией портретных миниатюр для Записок о Галльской войне Юлия Цезаря, изображающих героев битвы при Мариньяно, состоявшейся в 1515 (Париж, Национальная библиотека). Ж. Клуэ создает запоминающиеся образы энергичных и деятельных сподвижников Франциска I: маршала Лотрека, адмирала Бонниве и др. Особенно ярко индивидуальность модели выявлена в подготовительных рисунках, выполненных черным карандашом и подкрашенных иногда сангиной (большая часть, около 130 — Шантийи, Музей Конде); художник не смягчает резкие, грубоватые черты, крупные носы, волевые выступающие подбородки: адмирал Бонниве, Гайо де Женуйак (оба — 1516, Шантийи, Музей Конде). С годами в портретах Ж. Клуэ появляется больше глубины, его взгляд острее проникает во внутренний мир модели: таков портрет Гайо де Женуйака, выполненный итальянским карандашом в 1525 (Шантийи, Музей Конде), но при этом не утрачивается монолитная цельность в трактовке образа. Рисованные портреты, "карандаши", как их называют, входят в моду, их коллекционируют, они становятся отличительной особенностью французского Ренессанса как самостоятельный вид искусства. Ж. Клуэ прославился и в качестве живописца. Он (возможно, при участии своего сына Франсуа Клуэ) является автором великолепного портрета Франциска I (ок. 1525—1535, Париж, Лувр) — одного из первых парадных произведений такого рода в искусстве Франции. Однако репрезентативность не затмевает человека, его характер, пристрастия, индивидуальные склонности: перед нами умный, всевластный монарх, которому не чужды коварство, изворотливость, тщеславие, сластолюбие. Здесь передано и новое, пришедшее с Возрождением самоощущение человека в мире — независимость. При этом картина сохраняет качества драгоценного предмета, она воспринимается как изделие ювелирного искусства, как многокрасочное панно, переливающееся пурпуром, мерцающее узорочьем золотого шитья, тончайшей отделкой украшений и оружия. Одна из лучших работ Ж. Клуэ — портрет известного гуманиста Гийома Бюде (ок. 1536, Нью-Йорк, музей Метрополитен), лицо которого отмечено духовной сосредоточенностью, проницательностью. Художник не подписывал своих произведений, наиболее достоверными считаются портреты герцога Гиза Клода Лотарингского (ок. 1525, Флоренция, галерея Питти), Неизвестного с томиком Петрарки (ок. 1535, Лондон, Хемптон-Корт, Королевское собрание), Франциска I на коне (ок. 1540, Флоренция, галерея Уффици), Людовика Клевского, графа Неверского (ок. 1530, Бергамо, Академия Каррара) и др. Современники высоко чтили талант Ж. Клуэ, поэт К. Маро считал его равным Микеланджело.
Лит.: Мальцева Н. Л. Клуэ. М., 1963; Мальцева Н. Л. Французский карандашный портрет XVI века. М., 1978; Moreau-Nelaton E. Les Clouet et leurs emules, Paris, 1924. 3 vol.; Mellen P. Jean Clouet. London; Paris; New York, 1971.
В. Стародубова