(в Галиции произносят Клигер, רגולק המלש ׳ר) — знаменитый галицийский талмудист; род. в Комарове (Люблинской губ.) в 1788 г.; был раввином в Раве (Петроковской губ.), Куликове (Галиция), Юзефове (Люблинской губ.), проповедником в Бродах, затем раввином в Бржежанах (Галиция) и, наконец, раввином и проповедником в Бродах, где и ум. в 1869 г. В раввинской литературе первой половины 19 в. К. занимает особое место. Благодаря своим обширным познаниям во всех областях талмудической и раввинской письменности и выдающимся нравственным качествам К. сделался самым популярным раввином и общепризнанным авторитетом в ритуальных и галахических вопросах не только в Галиции, но и в России и Польше, как у хасидов, так и у миснагдим. Этому содействовала также необычайная плодовитость К. Он оставил после себя 174 сочинения, а число его отдельных респонсов достигает внушительной цифры многих тысяч, что, впрочем, отразилось на внутренних достоинствах сочинений К. Подавленный текущими общественными делами своей общины и беспримерным количеством вопросов по самым разнообразным поводам со всех концов России и Польши, он должен был спешно составлять ответы, часто друг другу противоречащие. Спешность и поверхностность многих его респонсов служили предметом постоянных трений между ним и другим знаменитым тогдашним талмудистом р. Яковом Мешулам-Орнштейном, сочинение которого "נקעי תועושי" отличается основательностью и глубокомыслием. Большинство сочинений К. (146) остались неизданными. Лишь 28 сочинений его появились в печати. Из них отметим: "Sefer ha-Chajim" (новеллы к Шулхан-Аруху, "Orach Chajim", Жолкиев, 1825); "Schenot-Chajim" (респонсы, Львов, 1860); "Tub-Taam we-Daat" (респонсы к "Терефот" и другим отделам "Jore Dea", 1-е изд., Львов, 1860; 2-е изд., Житомир, 1871; 3-е изд., содержащее 246 респонсов и 272 резюме, םיניד ירוצק, на терефот, Львов, 1884); "Bigde Jom-Tob" (новеллы к трактату Беца, Львов, 1891); "Me Niddah" (новеллы к трактату Нидда, Жолкиев, 1834); "Nidre Zerizin" (новеллы к трактату Недаррим, ib., 1839); "Abodat-Abodah" (новеллы к трактату Абода-Заре, ib., 1865) и мн. др. Многочисленные респонсы его сохранились в произведениях его современников.
Ср.: E. Kohn, םירפום תניק, Львов, 1892, pp. 108—109; И. А. Клугер, המלש תודלות, 1888, I; И. Шмелькес, קחצי חיש, 1875; J. E., VII, 525.
{Евр. энц.}