[псевдоним Эрнста Эрнестовича Эфферта, 1889—1927] — латышский пролетарский писатель. Окончил Рижский политехническ. ин-т, состоял преподавателем естественных наук в Мариенбургской гимназии, откуда был уволен за полит, неблагонадежность.
В партию социал-демократов (большевиков) вступил в 1914. В 1916 арестован и выслан в Туруханск. После 1917 избран членом Видземского совета и продоволь-ственным комиссаром Совета депутатов Латвии, в 1919 — зам. народного комиссара по просвещению Советской Латвии. После падения Советской Латвии занялся лит-ой работой, был преподавателем КУНЗМ, заведующим кафедрой литературы и яз. Основатель латышской лит-ой группы "Дарбдена". Умер от туберкулеза в 38-летнем возрасте.
К. вступил в литературу уже в зрелом возрасте (первые его беллетристические произведения появились в 1918) и быстро стал одним из наиболее популярных и любимых латышских пролетарских писателей. В начальной стадии своего творчества автор еще находится во власти единичного, еще не умеет синтетически охватить явления в их целостном единстве. Мелкобуржуазная романтика нередко заслоняет революционную перспективу. Ощущение одиночества иногда сталкивается с устремлениями организованного коллектива (часть мелких рассказов переведенного на русский яз. сборника "Бунтующий народ"). Его персонажи — одинокие, незаметные герои, которые выдвигаются лишь в критические моменты своей решительностью и беззаветной преданностью делу рабочего класса. Но К. крепнет неожиданно быстро. Революционная целеустремленность находит все более адекватное стилистическое выражение в каждом новом произведении ("Женщина с винтовкой", "Пограничный уезд", "Земля святой Марии"), Динамика действия устраняет рефлексию. Аналитическая изолированность отдельных частностей реалистического бытописательства сменяется синтетическим единством, пронизывающим каждую отдельную частность единой классовой устремленностью. Активно-синтетический реализм все больше побеждает черты романтизма и аналитического реализма.
Образы К. врастают своими корнями в социальную среду и отношения сельского батрачества и деревенской бедноты, отпечаток которых чувствуется во всем словаре и стилистике его произведений. Даже тогда, когда он переносится в городскую обстановку, в изображении автора мы не чувствуем ритма и динамики индустриального города. Изолированность, одиночество его персонажей также подтверждает отсутствие у изображаемых автором рабочих связи с городом.
Клуссайс оказал значительное влияние на воспитание новых кадров латышских пролетарских писателей. Будучи всесторонне образованным, он много писал в латышских периодических изданиях по вопросам общественным, естествознания, народного образования и т. д. Особое внимание заслуживают изданные отдельной брошюрой "Заметки по истории идеологического развития в Латвии" — начало обширного марксистского исследования по истории раз-
вития латышской общественной мысли, к-рое ему не удалось завершить.
Библиография
: I. На русск. яз.: Бунтующий народ, Рассказы, перев. Э. С — на, со вступ. ст. И. Эйдука, изд. "Прибой", Л., 1924; Тысяча девятьсот семнадцатый, Рассказ, изд. то же, Л., 1926; Женщина с винтовкой, Рассказы, перев. Э. С — на, вступ. ст. Я. Эйдука "Э. Эфферт (Клуссайс)", изд. то же, Л., 1927.II. Цеплис Ал., Э. Клуссайс (Э. Эфферт), "На литературном посту", 1927, № 15—16.
Ю. Янель.
{Лит. энц.}