КЛЫЧКОВ

Найдено 1 определение
КЛЫЧКОВ
настоящая фамилия Лешенков) Сергей Антонович (1889, д. Дубровки Калязинского у. Тверской губ. – 1937, по др. данным 1940, в заключении), русский писатель. Сын кустаря-башмачника, выходца из старообрядческой семьи. Несколько лет учился в земской школе г. Талдома, в 1900–07 гг. – в московском реальном училище И. И. Фидлера. Участвовал в Декабрьском восстании 1905 г. в Москве, что отразилось в первых публ. поэта в московском журнале «На распутье»: «Мужик поднялся», «Гимн свободе», «Вихрь» (все стихи – 1906). Пользуясь поддержкой М. И. Чайковского – брата композитора, совершил поездку в Италию, где вместе с известным писателем-народником Н. Н. Златовратским посетил на Капри М. Горького. В 1908–10 гг. учился в Московском ун-те (на естественном, историко-филологическом и юридическом ф-тах); отчислен как не внесший плату за обучение. В 1909 г. сблизился с символистами. Их романтическое мировидение отразилось в сборниках стихов Клычкова «Песни. Печаль. – Радость. – Лада. – Бова» (1911) и «Потаенный сад» (1913), в которых автор сразу заявил о себе как об одном из ярких представителей нарождающейся в России «новокрестьянской» поэзии (Н. А. Клюев, С. А. Есенин и др.), «прелестном и нежном поэте» с «безукоризненной рифмой, певучей легкостью стиха, непринужденной песенностью размеров» (отзыв одного из влиятельных критиков начала века Вяч. П. Полонского). Разрабатывая мотивы рус. песни и сказки, Клычков выражал неприятие современной «индустриальной» цивилизации, ища прибежища в «очарованном сне», «потаенном саду» патриархального прошлого, предстающего в его поэзии как «золотой век» гармонии, мудрости и естественности (стихотворение «Я ищу в забытьи, чего нету на свете и чего никогда не найти…»). Лирический герой Клычкова – странник-мечтатель (стихотворение «Иду я лесною дорогой…»), природа в его стихах одушевлена, заселена чудесными существами – русалками, лешими, колдунами. К языческой мифологии восходит и один из постоянных образов поэта – сказочная Лада, являющаяся то пряхой, то жницей, то невестой, то нарядной «павой». По воспоминаниям современников, сам Клычков читал свои стихи нараспев, подчеркивая их фольклорно-песенное начало. После событий 1-й мировой войны, на участие в которой был мобилизован поэт – в то время крестьянин и паломник по святым местам, – в его творчестве отчетливо слышится мотив прощания с уходящей Русью (сборник «Дубрава», 1918). Безоговорочно на первых порах приняв Октябрьскую революцию, Клычков вместе с С. А. Есениным и М. П. Герасимовым создает восхваляющую ее «Кантату», участвует в организации книгоиздательства «Московская трудовая артель художников слова», пишет новые стихи и тяготеющую к сказочной манере прозу: романы «Сахарный немец» (1925), «Чертухинский балакирь» (1926), «Князь мира» (1928), которые более, чем поэзия, насыщены образами действительности и, в продолжение гоголевской традиции, совмещает реальный и фантастический пласты, по-прежнему выводя излюбленных героев – одиноких мечтателей, чудаков и правдоискателей.
В 1930-е гг. Клычков выступает в основном с переводами и литературной обработкой творчества народов СССР (вогульский, киргизский эпос, Шота Руставели и др.). В 1937 г. писатель, не преодолевший своей тоски по древнему «мужицкому» укладу, ощущения обреченности и пессимизма, был заклеймен как «идеолог кулачества», арестован по ложному обвинению в принадлежности к антисоветской организации и расстрелян. Приговор был отменен в 1956 г.

Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Сергей Антонович клычков. 1889-1937: исследования и материалы / ред. Колл. : Б. Н. Тарасов, В. П. См

Суслопарова Галина Дмитриевна
Читать PDF
0.00 байт

Прошлое усадьбы Клычковых и настоящее музея Сергея Клычкова

Хлебянкина Татьяна Александровна
История создания усадьбы семьи старообрядцев Клычковых. Жизнь поэта Сергея Клычкова в усадьбе. Дружба поэта с выдающимися литераторами и художниками начала ХХ в. Создание музея поэта на талдомской земле.
Читать PDF
0.00 байт

Лейтмотив как выражение экзистенциализма в прозе С. А. Клычкова

Кислицын Константин Николаевич
Статья, написанная к 120-летию со дня рождения замечательного русского поэта и прозаика С. А.
Читать PDF
0.00 байт

Тема крестьянского труда в лирике Сергея Клычкова

Щербаков Сергей Анатольевич
Статья посвящена теме сельскохозяйственного труда в лирике Сергея Клычкова.
Читать PDF
0.00 байт

Сказовый дискурс в произведениях Ярослава Гашека, Саши Черного, Сергея Клычкова

Поздеев Вячеслав Алексеевич
В статье рассматривается сказовый дискурс в произведениях трех писателей: Ярослава Гашека, Саши Черного, Сергея Клычкова. Они в своих произведениях использовали различные типы сказового повествования.
Читать PDF
0.00 байт

Метафора «Потаенного сада» в ранней лирике С. Клычкова

Демиденко Елена Александровна
Рассматривается специфика художественного пространства в ранней поэзии С. Клычкова, своеобразие его лирического героя в контексте фольклорных традиций, мотивов русской классической лирики, а также произведений А. Блока, С.
Читать PDF
0.00 байт

Традиции Н. В. Гоголя в романе С. А. Клычкова «Сахарный немец»

Кудрявкина Наталья Владимировна
The article discusses similarities between the two writers and traces Gogol's traditions in the novel The Sugary German written by S.A. Klychkov.
Читать PDF
0.00 байт

Сказовое слово в романе С. Клычкова «Сахарный немец»

Игнатова Анастасия Вячеславовна
Рассматриваются особенности реализации сказовой формы повествования в романе С. Клычкова «Сахарный немец». Дается характеристика образа рассказчика и делается вывод о повышенной театрализованности сказового слова в романе С.
Читать PDF
0.00 байт

Мотив сада в творчестве Сергея Клычкова

Щербаков С. А.
Щербаков С.А. МОТИВ САДА В ТВОРЧЕСТВЕ СЕРГЕЯ КЛЫЧКОВА. В статье рассматриваются семантика и художественные функции образа сада (земного и небесного) в творчестве одного из поэтов «крестьянской купницы» Сергея Клычкова.
Читать PDF
0.00 байт

Образ леса-дома в лирике Сергея Клычкова

Щербаков С. А.
Щербаков С.А. ОБРАЗ ЛЕСА-ДОМА В ЛИРИКЕ СЕРГЕЯ КЛЫЧКОВА. Статья посвящена литературоведческому анализу образа леса в лирике Сергея Клыкова.
Читать PDF
0.00 байт

Три сферы в лирике С. А. Клычкова: диалог с Ф. И. Тютчевым

Демиденко Е. А.
Рассматривается творчество поэта С.А. Клычкова в контексте русского космизма, анализируется мистическое в лирике Клычкова как творческий диалог с Ф.И. Тютчевым, раскрывается мировоззренческая связь поэтов.
Читать PDF
0.00 байт

К вопросу о поэтике цикла С. А. Клычкова «Заклятие смерти»

Алексеева Анастасия Андреевна
В статье рассматривается вопрос о поэтике цикла стихотворений С.А. Клычкова «Заклятие смерти». В частности, выявляются и характеризуются факторы и принципы циклообразования, использованные поэтом в названном произведении.
Читать PDF
0.00 байт

Сказовое и романное слово в произведении С. Клычкова «Сахарный немец»

Игнатова Анастасия Вячеславовна
Цель статьи прочтение творческого наследия С. Клычкова в контексте стилевого и жанрового самоопределения прозы 1920-х гг. Объектом исследования является роман «Сахарный немец» (1925), повествующий о событиях Первой Мировой войны.
Читать PDF
0.00 байт

Функции былички в романе С. Клычкова «Чертухинский балакирь»

Игнатова Анастасия Вячеславовна
В статье поставлен вопрос о фольклорной составляющей романа С. Клычкова «Чертухинский балакирь».
Читать PDF
0.00 байт

«Щит-сердце» С. А. Клычкова: к вопросу о художественной целостности произведения

Алексеева Анастасия Андреевна
В статье рассматривается проблема художественной целостности произведения, названного С.А. Клычковым «Щит-сердце». Описывается структурная организация указанного поэтического творения.

Похожие термины:

  • Клычков, Серг. А

    соврем. поэт. {Венгеров}
  • КЛЫЧКОВ Сергей Антонович

    (Лешенков). Род. 1889, ум. 1937. Писатель. Произведения: "Сахарный немец" (роман, 1925), "Чертухинский балакирь" (роман, 1926), "В гостях у журавлей" (сборн., 1930). Репрессирован.
  • Клычков, Сергей

    (псевдоним Сергея Антоновича Лешенкова) [1889—] — поэт и беллетрист. Род. в д. Дубровки, Тверской губ., в семье кустаря-сапожника, Печататься начал в 1909. К. — один из наиболее ярких представителей кулац