Клыков Вячеслав Михайлович (1939–2006)
Клыков Вячеслав Михайлович (1939–2006)
Скульптор, имевший звание «народного художника России».
Уроженец с. Мармыжей Советского района Курской области (где в 2008 г. открыт его мемориальный музей). Из крестьянской семьи. Образование: два курса художественно-графического факультета Курского государственного педагогического института (1960–1962); Московский государственный художественный институт им. В. И. Сурикова (мастерская известного советского скульптора М. Г. Манизера) (1962–1968). С тех пор жил и работал в Москве.
Создал несколько десятков памятников, преимущественно на исторические темы, установленных в разных местах страны. Первые работы далеки от идеологии, ближе к эстетике: декор Центрального детского театра им. Н. И. Сац в Москве (Государственная премия СССР 1981); фигурка Меркурия позле Центра международной торговли в Москве; композиция «Фронт и тыл» в Перми; памятный храм-звонница на Прохоровском поле в Белгородской области (в сотрудничестве с архитектором Р. И. Симерджиевым); памятники маршалу К. Рокоссовскому в Курске; К. Н. Батюшкову в Вологде (Государственная премия РСФСР им. И. Е. Репина, 1987). Затем скульптор всецело поглощен монументальными образами, преимущественно великодержавных и церковных персонажей. Среди таковых – конная статуя Г. К. Жукова на Манежной площади (про авторскую трактовку лошади москвичами сложены анекдоты); святым Кириллу и Мефодию на Славянской площади; великой княгине Елизавете Федоровне в Замоскворечье; св. Сергию Радонежскому в с. Радонеже Московской области; Илье Муромцу в Муроме Владимирской области; И. А. Бунину в Орле; А. С. Пушкину в Тирасполе (Молдавия); Петру I в Липецке; дважды Николаю II – в Подольске Московской области и в селе Тайнинском; адмиралу Колчаку в Иркутске; М. С. Щепкину и св. князю Владимиру I в Белгороде; тому же Владимиру в Херсонесе; протопопу Аввакуму в селе Григорове Нижегородской области; Дмитрию Донскому, Василию Шукшину на его родине в с. Сростки на Алтае (вопреки воле шукшинских родных этот восьмиметровый монумент был установлен не на Чуйском тракте, а, по настоянию скульптора, на вершине горы Пикет); Николаю Рубцову в Тотьме.
Несколько произведения размещено за границей: барельеф Кирилла и Мефодия в Риме; поклонный крест на берегу моря в греческих Салониках; некая «Колесница мира» на берегу Дуная в Венгрии.
К числу его архитектурно-планировочных работ принадлежат часовня Александру Невскому в г. Королеве под Москвой; часовня на Куликовом поле; звонница на поле Прохоровской битвы; жертвенный крест в Краснояружном районе Белгородской области; композиция в честь Курской Коренной иконы Богоматери на ул. Сонина в Курске.
Монумент Владимира I, возвышающийся на господствующей высоте над Белгородом наглядно демонстрирует антиисторизм художественного мышления своего автора. 1000-летний юбилей современного Белгорода, отмеченный через несколько лет после его же реального 400-летия, превратился в посмешище для историков (см. в библиографии к данной статье разоблачительную работу А. И. Раздорского). Князь Владимир Святославич на самом деле основал вовсе не этот город, а его тезку на правобережье Днепра в киевской округе. Однако белгородские власти в финансовополитических целях пренебрегли экспертизой ученых, пошли на поводу у невежественных краеведов, и помпезная скульптура В. М. Клыкова увенчала мемориальный нонсенс.
В своем большинстве исторически нелепы и творения этого автора на Курской земле. Так называемый Поклонный крест в Черемисиновском районе установлен в честь якобы произошедшего там сражения курян с ногайскими татарами. На самом деле никакого великана-татарина трехметрового роста не было и быть не могло, а вдохновившая скульптора местная легенда о «Голубце на Красной поляне» представляет из себя вполне фольклорную сказку. Памятник Александру Невскому в Первомайском саду Курска (2000) оформлен вопреки всем меркам исторической достоверности: в одной руке святой князь самолично держит стяг (что могло случиться только том случае, если его дружина уже погибла), а в другой меч (напоминающий скифский акинак). Свидетельств о пребывании этого князя в Курске не имеется. Памятный знак в честь 700-летия обретения Коренной иконы Божьей матери отмечает реликвию, которой в лучшем случае около 300 лет. Фигура Серафима Саровского – в Коренной пустыни под Курском, вовсе не связанной с биографией этого церковного деятеля.
Гораздо более уместны и полезны в просветительском, воспитательном плане для земляков-курян такие создания народного художника России, как стела в честь св. Феодосия Печерского во дворе православной гимназии его имени (на ул. Маяковского в Курске); памятник певице Н. В. Плевицкой на ее родине в с. Винникове Курского района; скульптурное оформление Коренной пустыни под Курском (композиция в честь легендарного обретения иконы Богородицы на берегах р. Тускари и другие); пешая статуя Г. К. Жукова в ансамбле триуфальной арки на северном въезде в г. Курск; скульптура жеребенка у курской Биофабрики (в знак людской признательности животным, отдающим свои органы для изготовления лекарственных препаратов).
В городе Курска одна из магистралей получила название «проспект Вячеслава Клыкова» (2006).
По мнению многих художественных критиков, фигуры лошадей вообще лучше удаются этому скульптору, нежели фигуры людей. Количество изваянных им монументов явно пошло в ущерб их эстетическому качеству. Последнее творение плодовитого ваятеля – памятник «великому князю киевскому Святославу Храброму (?)», установленный в селе Холки Чернянского района Белгородской области. Опять-таки конный, голый по пояс князь с мечом наотлет попирает копытами лошади супротивника, надо понимать, византийского грека… В исторической действительности, где-то в этом регионе мог пролегать маршрут этого князя против Хазарии и ее сателлитов – левобережных славян. Так что жертвой «храброго» (эпитет выдуман художником) князя здесь должен был стать представитель славянского союза северян.
Дурную услугу скульптурной истории оказывал и утрированный национализм этого члена приснопамятного общества «Память», редакционной коллегии журнала «Современник», «генерал-полковника казачьих войск», главы «Всероссийского соборного движения», председателя международного фонда славянской письменности и культуры, ряда других ультрапатриотических организаций. На примере изваянной в камне и металле всероссийской и региональной «истории» В. М. Клыкова можно наглядно убедиться, как сложно воплотить в зримые образы знаковые фигуры нашего славного прошлого. Искусство и историческая наука должны сотрудничать в решении этой благородной задачи.
Сочинения: Вячеслав Клыков. Альбом. М., 1999.
Литература: Пархоменко И. Белгород: год основания?.. (слово о краеведе Ю. Н. Шмелеве) // Воронеж. Историко-краеведческий альманах. Воронеж, 1993; Раздорский А. И. О «1000-летии» Белгорода // Отечественная история. 2002. № 3; Щавелев С. П. Первооткрыватели курских древностей. Вып. 1. Курск, 1997; Крынская С. Умер Вячеслав Клыков // Известия. 2006. № 98. 6 июня. С. 10.
С. Щ.
Источник: Историки Курского края: биографический словарь. 2011