КЛЮЧЕВСКИЙ Василий Осипович

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Ключевский Василий Осипович
(1841-1911) – выдающийся русский историк, академик, почетный академик Петербургской АН. Профессор Московского университета и Московской духовной академии, создатель научной школы. Труды по истории крепостного права, сословий, финансов, историографии, в т.ч. « Древнерусские жития святых как исторический источник», « Боярская дума Древней Руси, обобщающий «Курс русской истории».

Источник: История России Словарь-справочник. Брянск 2018 г.

КЛЮЧЕВСКИЙ Василий Осипович
(1841—1911) — российский ученый, историк, академик (1900), почетный академик (1908) Петербургской АН.Изучением русской истории начал заниматься во время учебы в Московском университете (1861—1865). В 1866 г. опубликовал книгу «Сказания иностранцев о Московском государстве»; в 1871 г. — «Древнерусские жития святых как исторический источник». С 1871 г. преподавал в Московской духовной академии, с 1879 г. — на кафедре русской истории в Московском университете (после смерти С. М. Соловьева); профессор (1882). Читал лекции в Александровском военном училище и на Московских Высших женских курсах. Особой популярностью пользовался его «Курс русской истории», который он постоянно дополнял и совершенствовал (т. 1—4, 1904—1910). Преподавательскую деятельность сочетал с научными исследованиями, занимаясь проблемой истории закрепощения крестьянства, историей сословий, различными вопросами экономического развития России. Кроме многих работ по отечественной истории, оставил труды по источниковедению и историографии. В основе его концепции лежала «историческая личность народа» как понятия этнического и этического, как основной силы в истории образования и развития государства. Создал оригинальную периодизацию отечественной истории с древнейших времен до середины XIX в. Критерий периодизации включал географический, хозяйственный и социальные признаки, определявшие основное содержание исторических эпох: «Русь днепровская, городовая, торговая (с древнейших времен до начала XIII в.); «Русь верхневолжская, удельно-княжеская, вольно-земледельческая» (XIII — середина XV в.); «Русь Великая, царско-боярская, военно-земледельческая» (середина XV — начало XVII в.). Период с XVII по середину XIX в. ученый определял как «всероссийский, императорский, дворянский» с «крепостным-земледельческим и фабрично-заводским хозяйством». Великолепное знание русской истории позволило историку уже в 1905 г. предсказать гибель династии Романовых и катастрофическое для России значение революции.

Источник: История России. Словарь-справочник. 2015

КЛЮЧЕВСКИЙ Василий Осипович
[16(28). 1.1841, село Вознесенское, ныне Пензенской области — 12 (25).5.1911, Москва], историк и педагог. Окончил духовную семинарию (1860), историко-филологический факультет Московского университета (1865); в 1860-1872 учился и занимался научно-исследовательской деятельностью под руководством историка С. М. Соловьева. Кандидат (1865), магистр (1872), доктор (1882). С 1867 вел преподавательскую работу в Московском Александровском военном училище (1867-1883), в Московской духовной академии [1861-1906; приват-доцент (1871)], на Высших женских курсах (1872-1887), в Московском университете [1879-1911; доцент (1879), профессор (1882), декан, проректор (1887-1890)]. Член-корреспондент Академии наук (с 1889), академик (1900), почетный академик (1908). С 1906 в отставке, но продолжал работать. Специализированные курсы в четырех ведущих учебных заведениях отражали многообразие творческих интересов Ключевского и дополняли не только лекционный, но и исследовательский комплекс материалов, в которых он раскрывал проблемы методологии, историографии, источниковедения. Ключевский блестящий лектор, великолепный стилист. Его лекции пользовались необычайной популярностью. Курс Ключевского — единственная в русской историографии того времени попытка путем постановки основных теоретических проблем экономической, общественной и культурной жизни исследовать процесс исторического развития России и обосновать общие закономерности развития народа, общества и связанные с ними проблемы военного строительства и защиты Отечества от агрессии. Историческая концепция Ключевского заключается в доказательстве, что развитие общества зависит от сочетания целого ряда внешних и внутренних факторов. Он отрицал последовательную смену общественно-экономических формаций (в частности, наличие феодализма в России). Критериями периодизации истории считал факторы политический (в нем решающее значение отводил внешней опасности) и экономический (смена форм хозяйственной деятельности). Ключевский осуждал самодержавие и крепостничество, повинные в историческом отставании России, но не затрагивал основ государственного строя, выступал за реализацию и закрепление в конституции демократических принципов: свободы слова, печати, бессословных выборов в парламент. Ключевский рассматривал народные восстания И. И. Болотникова, С. Т. Разина, Е. И. Пугачева как акты классовой борьбы, указывал на социальные причины их возникновения. Высоко оценивал роль российских полководцев, создал исторические портреты Петра I, Екатерины II, Сергия Радонежского и других. Курс новейшей русской истории в Александровском военном училище, где он преподавал 16 лет, тесно связал с проведением военной реформы Д. А. Милютина и усилением в этой связи общеобразовательной подготовки будущих офицеров. Ключевский произведен в тайны советники и награжден орденом Св. Станислава 1 степени (1906).

Источник: Русский военно-исторический словарь 2002

Ключевский, Василий Осипович

Ключевский Василий Осипович


— профессор русской истории в московской духовной академии и в московском университете (в последнем — с 1879 г.); в настоящее время состоит председателем Московского общества истории и древностей. Во время существования в Москве высших женских курсов, профессор К. читал на них лекции по русской истории, а после закрытия этих курсов участвовал в организованных московскими профессорами публичных лекциях. Не особенно многочисленные, но богатые содержанием ученые исследования К., из ряда которых особенно выдается его докторская диссертация ("Боярская дума"), посвящены по преимуществу разъяснению основных вопросов истории управления и социального строя московского государства XV-XVII вв. Широкий размах исследования, охватывающего наиболее существенные стороны жизни государства и общества в их взаимной связи, редкий дар критического анализа, доходящего иногда до мелочности, но приводящего к богатым результатам, блестящий талант изложения — все эти особенности трудов К., давно признанные специальной критикой, помогли ему обогатить науку русской истории рядом новых и ценных обобщений и выдвинули его самого на одно из первых мест среди ее исследователей. Главнейшие из трудов К.: "Сказания иностранцев о Московском государстве" (М., 1886), "Древнерусские жития святых, как исторический источник" (М., 1871), "Боярская дума древней Руси" (М., 1882), "Русский рубль XVI-XVIII столетий в его отношении к нынешнему" (1884), "Происхождение крепостного права" ("Русская Мысль", 1885, №№ 8 и 10), "Подушная подать и отмена холопства в России" ("Русская Мысль", 1886, №№ 9 и 10), "Состав представительства на земских соборах древней Руси" ("Русская Мысль", 1890, № 1; 1891, № 1; 1892, № 1). Помимо научных работ, К. выступал со статьями популярного и публицистического характера, помещая их, главным, образом в "Русской Мысли". Сохраняя и здесь свойственный ему талант изложения, К. отходил в этих статьях все далее и далее от научной почвы, хотя и пытался удержать ее за собой. Отличительной их чертой служит националистический оттенок взглядов автора, стоящий в тесной связи с идеализацией московской старины XVI-XVII вв. и оптимистическим отношением к современной русской действительности. Такие черты ярко сказались, например, в статьях: "Евгений Онегин", "Добрые люди старой Руси", "Два воспитания", "Воспоминание о Н. И. Новикове и его времени", а также в речи К. под названием: "Памяти в Бозе почившего государя императора Александра III" ("Чтения Московского Общества истории и древностей", 1894, и отдельно, М., 1894).


В. Мякотин.


{Брокгауз}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

КЛЮЧЕВСКИЙ Василий Осипович
1841 - 12.05.1911), выдающийся русский историк, ученик С.М. Соловьева. Из семьи сельского священника Пензенской губ.
В 1850 Ключевский потерял отца. Оставшаяся без средств семья переселилась в Пензу, где Ключевский учился в приходском и уездном духовных училищах, а с 1856 до 1860 - в пензенской духовной семинарии. Несмотря на противодействие духовного начальства, Ключевский, не окончив семинарии, уехал в 1861 в Москву и поступил на историко-филологический факультет. Здесь он обучался у известных профессоров: по всеобщей истории - С.В. Ешевского; русской истории - С.М. Соловьева; истории древнерусской словесности - Ф.И. Буслаева. Под руководством Буслаева изучал рукописи Синодальной библиотеки. Защитил дипломную работу на тему "Сказания иностранцев о Московском государстве". После высокой оценки комиссией работа была опубликована в "Известиях Московского университета".
По окончании в 1865 университета Ключевский был оставлен для "подготовки к профессорскому званию". В течение шести лет он работал над магистерской диссертацией "Жития святых как исторический источник", проделав поистине титаническую работу по изучению древнерусской агиографии в различных рукописных списках, хранящихся в Синодальной библиотеке и в монастырских архивах.
36 лет (1871-1906) Ключевский отдал Московскому университету, сначала в качестве приват-доцента, а с 1882 профессора. Одновременно он читал лекции по русской гражданской истории в Московской духовной академии (в Сергиевом Посаде), а также (по просьбе своего друга профессора В.И. Герье) на Московских женских курсах (лекционная работа Ключевского на курсах Герье продолжалась 15 лет).
В 1872 Ключевский начал работу над докторской диссертацией "Боярская дума Древней Руси", которая заняла у него 10 лет. Это был капитальный исследовательский труд Ключевского, блестяще защищенный им в 1882 в Московском университете. В 1893 был приглашен преподавать курс русской истории сыну Александра III Георгию. В 1899 издал "Краткое пособие по русской истории", которое фактически стало учебником для гимназий. Ключевский широко известен своим лекционным "Курсом русской истории", изданным им впервые в 1902 (впоследствии неоднократно переиздававшимся и переведенным на многие европейские языки).
Ключевский по праву считается непревзойденным лектором. Аудитория Московского университета, в которой он читал свой курс, всегда была переполнена. Им были прочитаны и изданы специальные курсы "Методология русской истории", "Терминология русской истории", "История сословий в России", "Источники русской истории", цикл лекций по русской историографии. В 1905 Ключевский получил официальное поручение участвовать в работе Комиссии по пересмотру законов о печати и в совещаниях (в Петергофе под председательством Николая II) по проекту учреждения Государственной думы и ее полномочий.
В.А. Федоров

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь. 2000

КЛЮЧЕВСКИЙ Василий Осипович
(16.1.1841, с. Воскресенское Пенз. у., ныне с. Воскресеновка Пенз. р-на – 12.5.1911, М.), историк, педагог, акад. Росс. АН (1900). Почётный член Губернского статистического комитета г. Пензы. Дет. годы прошли в Пенз. губ. по месту службы отца сел. священника: с. Воскресенское (1841–45), с. Городище (1845), с.Можаровка Городищ. у., (1846–51). После смерти отца (1851) учился в Пенз. в приходском духовном уч-ще (1851–52), духовном уездном уч-ще (1852–56), духовной семинарии (1856–60), куда был принят на казенный счет. К кружку его семинарских друзей примыкало неск. преподавателей. Они по вечерам читали и горячо обсуждали статьи «Русского вестника», «Отечественных записок», «Современника», новинки ист. лит-ры. Вспоминая то время, он писал, что в нем тогда пробуждалось ист. мышление и делались первые усилия в познании родного прошлого. Последний год жизни в Пенз. (1861) он прожил в доме фабриканта И. И. Маршева, готовя двух его сыновей и готовясь сам к поступлению в ун-т. В Моск. ун-те (1861–65) слушал лекции Ф. И. Буслаева, С. В. Ешевского, С. М. Соловьева, Пенз. М. Леонтьева, К. Пенз. Победоносцева, Пенз. Д. Юркевича и др. Был оставлен при кафедре для приготовления к проф. званию. В 1872 защитил магистерскую диссертацию «Древнерусские жития святых как исторический источник». Преподавательскую деятельность, к-рая принесла ему заслуженную славу, начал с 1867 и продолжал до конца жизни: в Александровском воен. уч-ще (1867–81) читал курс всеобщей истории; в Моск. духовной академии (1871– 1906), на жен. курсах (1872–88), в Моск. ун-те (1879–1911), в МУЖВЗ (1898– 1910) – курс рус. истории. В 1882 защитил докт. диссертацию «Боярская дума Древней Руси». Его интерес к социальной истории запечатлен в работах «Происхождение крепостного права в России», «Подушная подать и отмена холопства в России», «История сословий в России», «Состав представительства на земских соборах древней Руси», «Отмена крепостного права» и др. Социальная история России стоит на первом плане и в «Курсе русской истории». Мн. внимания уделял истории денежного обращения и финансов, создал целостную систему спецкурсов: «Методология русской истории», «Терминология русской истории», «История сословий в России», «Источники русской истории», «Русская историография». С 1880-х гг. чл. Моск. археол. об-ва, Об-ва истории и древностей российских, где 4 срока был председателем. Почетный чл. Юрьевского ун-та (1902), Моск. духовной академии (1907), Об-ва любителей росс. словесности (1909), Моск. лит.- худож. кружка (1910), Моск. ун-та (1911). Участвовал в ряде гос. мероприятий: в 1905 входил в комиссию по разработке проекта нового цензурного устава, участвовал в «Петергофских совещаниях» по выработке проекта Гос. думы. Оказал сильное влияние на современное ему и дальнейшее развитие истории науки, создал крупную науч. школу. Его «Курс рус. истории» получил всемирную известность. К 150-летию со дня рождения историка в 1991 открыты Дом-музей В. О. Ключевского в Пенз. и его филиал в с. Воскресеновка, где установлен бюст земляка. В знак признания заслуг ученого Междунар. центр по малым планетам (Смитсоновская астрофизическая обсерватория, США) присвоил планете № 4560 имя К. Соч.: Собр. соч. В 9 т. М., 1987–1990; Неопубликованные произведения. М., 1983; Письма. Дневники. Афоризмы и мысли об истории. М., 1968. Лит: СИЭ. Т. 7; В. О. Ключевский / Изд. ИмПенз. об-ва истории и древностей росс. при Моск. ун-те. М., 1914; Киреева Р. А. В. О. Ключевский как историк русской исторической науки. М., 1966; Нечкина М. В. В. О. Ключевский. М., 1974; В. О. Ключевский и современность. Пенз., 1991; Ключевские чтения. Пенз., 1992, 1993; Наследие; Ключевский: Сб. материалов. Пенз., 1995. ВыПенз. 1. Р. А. Киреева.

Источник: Пензенская энциклопедия.

Ключевский Василий Осипович

Ключевский, Василий Осипович - знаменитый историк (родился 16 января 1841 г., умер 12 мая 1911 г.), сын сельского священника Пензенской епархии. Учился в пензенском духовном училище и пензенской духовной семинарии. В 1861 г., преодолев трудные материальные обстоятельства, поступил на историко-филологический факультет Московского университета, где слушал Н.М. Леонтьева, Ф.М. Буслаева, Г.А. Иванова , К.Н. Победоносцева , Б.Н. Чичерина , С.М. Соловьева . Под влиянием особенно двух последних ученых определились и собственные научные интересы Ключевского. В лекциях Чичерина его пленяла стройность и цельность научных построений; в лекциях Соловьева он познал, по собственным его словам, ""какое наслаждение для молодого ума, начинающего научное изучение, чувствовать себя в обладании цельным взглядом на научный предмет."" Его кандидатская диссертация написана на тему: ""Сказания иностранцев о Московском государстве"". Оставленный при университете, Ключевский выбрал для специального научного исследования обширный рукописный материал житий древнерусских святых, в котором надеялся найти ""самый обильный и свежий источник для изучения участия монастырей в колонизации Северо-Восточной Руси"". Упорный труд над колоссальным, рассеянным по многим книгохранилищам, рукописным материалом не оправдал первоначальных надежд Ключевского. Результатом этого труда была магистерская диссертация: ""Древнерусские жития святых как исторический источник"" (М., 1871), посвященная формальной стороне житийной литературы, ее источников, образцов, приемов и форм. Мастерское, истинно научное исследование одного из крупнейших источников нашей древней церковной истории выдержано в духе того строго-критического направления, которое в церковно-исторической науке середины прошлого столетия далеко еще не было господствующим. Для самого автора пристальное изучение житийной литературы имело и то значение, что из нее он извлек много блещущих, как алмаз, крупиц живого исторического изображения, которыми Ключевский с неподражаемым искусством воспользовался в характеристиках разных сторон древнерусской жизни. Занятия магистерской диссертацией вовлекли Ключевского в круг разнообразных тем по истории церкви и русской религиозной мысли, и на эти темы появился ряд самостоятельных статей и рецензий; из них наиболее крупные: ""Хозяйственная деятельность Соловецкого монастыря"", ""Псковские споры"", ""Содействие церкви успехам русского гражданского порядка и права"", ""Значение преподобного Сергия Радонежского для русского народа и государства"", ""Западное влияние и церковный раскол в России ХVII века"". В 1871 г. Ключевский был избран на кафедру русской истории в Московской духовной академии, которую занимал до 1906 г.; в следующем году начал преподавать в Александровском военном училище и на высших женских курсах. В сентябре 1879 г. он был избран доцентом Московского университета, в 1882 г. - экстраординарным, в 1885 г. - ординарным профессором. В 1893 - 1895 годах, по поручению императора Александра III , читал курс русской истории великому князю Георгию Александровичу ; в Абас-Тумане с 1900 по 1911 г. преподавал в училище живописи, ваяния и зодчества; в 1893 - 1905 годах был председателем Общества Истории и Древностей при Московском университете. В 1901 г. был избран ординарным академиком, в 1908 г. - почетным академиком разряда изящной словесности Академии Наук; в 1905 г. участвовал в комиссии о печати под председательством Д.Ф. Кобеко и в особом совещании (в Петергофе) об основных законах; в 1906 г. избран членом государственного совета от Академии Наук и университетов, но отказался от этого звания. С первых же прочитанных им курсов за Ключевским утвердилась слава блестящего и оригинального лектора, захватывавшего внимание аудитории силой научного анализа, даром яркого и выпуклого изображения древнего быта и исторических деталей. Глубокая начитанность в первоисточниках давала обильный материал художественному таланту историка, любившему из подлинных выражений и образов источника создавать меткие, сжатые картины и характеристики. В 1882 г. вышла отдельной книгой печатавшаяся сначала в ""Русской Мысли"" докторская диссертация Ключевского, знаменитая ""Боярская Дума древней Руси"". В этом своем центральном труде специальную тему о боярской думе, ""маховом колесе"" древнерусской администрации, Ключевский связал с важнейшими вопросами социально-экономической и политической истории Руси до конца XVII века, выразив таким образом, то цельное и глубоко продуманное понимание этой истории, которое легло в основание его общего курса русской истории и специальных его исследований. Ряд капитальных вопросов древнерусской истории - образование городовых волостей вокруг торговых центров великого водного пути, происхождение и сущность удельного порядка в северо-восточной Руси, состав и политическая роль московского боярства, московское самодержавие, бюрократический механизм Московского государства XVI - XVII веков, - получил в ""Боярской Думе"" такое решение, которое отчасти стало общепризнанным, отчасти послужило необходимой основой разысканий последующих историков. Напечатанные затем (в 1885 и 1886 годах) в ""Русской Мысли"" статьи ""Происхождение крепостного права в России"" и ""Подушная подать и отмена холопства в России"" дали сильный и плодотворный толчок полемике о происхождении крестьянского прикрепления в древней Руси. Основная мысль Ключевского, что причин и оснований этого прикрепления надо искать не в указах московского правительства, а в сложной сети экономических отношений крестьянина-порядчика к землевладельцу, постепенно приближавшей положение крестьянства к холопству, встретила сочувствие и признание со стороны большинства последующих исследователей и резко отрицательное отношение со стороны В.И. Сергеевича и некоторых его последователей. Сам Ключевский в полемику, порожденную его статьями, не вмешивался. В связи с исследованием экономического положения московского крестьянства появилась его статья: ""Русский рубль XVI - XVIII веков, в его отношении к нынешнему"" (""Чтения московского общества истории и древностей"", 1884). Статьями ""О составе представительства на земских соборах древней Руси"" (""Русская Мысль"" 1890, 1891, 1892 годов), давшими совершенно новую постановку вопросу о происхождении земских соборов XVI века в связи с реформами Ивана Грозного , закончился цикл крупнейших исследований Ключевского по вопросам политического и социального строя древней Руси (""Опыты и исследования"". Первый сборник статей. М., 1912). Талант и темперамент историка-художника направлял Ключевского и на темы из истории духовной жизни русского общества и его выдающихся представителей. К этой области относится ряд блестящих статей и речей о С.М. Соловьеве, Пушкине , Лермонтове , И.Н. Болтине , Н.И. Новикове , Фонвизине , Екатерине II , Петре Великом (собраны в 2-м Сборнике статей Ключевского, ""Очерки и речи"", М., 1912). В 1899 г. Ключевский издал ""Краткое пособие по Русской истории"" как ""частное издание для слушателей автора"", а в 1904 г. приступил к изданию полного курса, уже давно получившего широкое распространение в литографированных студенческих изданиях. Всего вышло 4 тома, доведенных до времени Екатерины II. Как в монографических своих исследованиях так и в ""Курсе"" Ключевский дает свое строго субъективное понимание русского исторического процесса, совершенно устраняя обзор и критику литературы предмета, ни с кем не вступая в полемику. Подходя к изучению общего хода русской истории с точки зрения историка-социолога и находя общенаучный интерес этого изучения ""местной истории"" в раскрытии ""явлений, обнаруживающих разностороннюю гибкость человеческого общества, его способность применяться к данным условиям"", усматривая основное условие, направлявшее смену главных форм нашего общежития, в своеобразном отношении населения к природе страны, Ключевский выдвигает на первый план историю политического социально-экономического быта. Он оговаривается при этом, что полагает в основу курса факты политические и экономические по их чисто методологическому значению в историческом изучении, а не по их действительному значению в существе исторического процесса. ""Умственный труд и нравственный подвиг всегда останутся лучшими строителями общества, самыми мощными двигателями человеческого развития"". И на страницах ""Курса"" художественный талант Ключевского выразился в ряде блестящих характеристик исторических деятелей и в обрисовке идейной стороны многих исторических моментов, выступающих перед читателем во всей своей жизненной цельности. Из специальных курсов Ключевского напечатана уже по смерти его ""История сословий в России"" (М., 1913). Получил распространение в литографированном издании его курс ""Терминология русской истории"". Всестороннюю оценку научной и преподавательской деятельности Ключевского см. в сборнике ""Ключевский, характеристики и воспоминания"" (М., 1912). Общество Истории и Древностей при Московском университете посвятило памяти Ключевского 1-ю книгу своих ""Чтений"" за 1914 г. Здесь напечатаны речи ближайших учеников и сотрудников Ключевского, материалы для биографии и полный список его трудов.

Источник: Биографический словарь. 2008