движение за реформу монашеской жизни и церкви, центром которого было Клюнийское аббатство. Возникло как протест против падения нравственности монашества и духовенства, против вмешательства светских властей в церк. жизнь. Главное требование К.д. к жизни монахов — строгое соблюдение устава Бенедикта Нурсийского, особое внимание уделялось длительному и торжественному совершению литургии, строгому соблюдению распорядка молитв. Лидеры К.д. осуждали симонию, требовали строгого соблюдения целибата духовенством, на практике добивались освобождения монастырей от власти светских сеньоров и епископов. В ходе К.д. сложилась клюнийская конгрегация монастырей. Она была строго централизованной и возглавлялась аббатом Клюни. Монахи реформированных монастырей именно ему давали обет послушания, он считался аббатом всех монастырей конгрегации. Для управления повседневными делами аббат Клюни сам назначал настоятелей в монастыри. Если в нач. XI в. насчитывалось ок. 30 клюнийских монастырей, то в первой пол. XII в. — уже более 1000. Строго централизованная, с фактически монархич. управлением клюнийская конгрегация, независимая от светских и местных духовных властей, была мощным орудием в руках папства как в укреплении его власти в церкви, так и в борьбе за независимость от светской власти.
Лит.: Рожков В. Очерки по истории римско-католической церкви. М., 1994.