, Людвиг (Knaus, Ludwig) 1829, Висбаден — 1910, Берлин. Немецкий живописец. Мастер дюссельдорфской школы. Учился в Висбадене у пейзажиста Якоби. В 1845—1848 занимался в Академии художеств Дюссельдорфа, однако склонность молодого художника к бытовой живописи, к достоверному воспроизведению действительности привела к недовольству Совета Академии. В дальнейшем Кнаус совершенствовался самостоятельно, работая в Гессене и Шварцвальде, осваивая приемы пленэрной живописи. В 1852—1861 жил в Париже, путешествовал по Европе. С 1867 поселился в Дюссельдорфе. С 1874 возглавил мастерскую Академии художеств Берлина. Манера Кнауса сформировалась под влиянием бытовой живописи голландских и фламандских мастеров XVII в., в которую он привнес повествовательность, присущую мастерам дюссельдорфской школы и свой талант художника-колориста, много работавшего на натуре. В полотне Шулеры (1851, Дюссельдорф, Художественный музей) сценка напоминает работы А. Браувера и Д. Тенирса, великолепный натюрморт слева — тоже свидетельство изучения фламандской и голландской живописи. Сцены в интерьере решены художником с тщательной прорисовкой всех предметов и с некоторым оттенком красивости, присущим салонной живописи. Таково полотно Фрау Зусманн-Хелльборн (1863, Дюссельдорф, Художественный музей), на котором изображена супруга скульптора и руководителя Королевской прусской мануфактуры в Берлине. Эпизод из повседневного быта жителей Шварцвальда передан в картинах Пассейрские драгуны и Наставление духовника (1864, обе — Висбаден, Гор. музей). Сцена в доме пастора, перед которым стоит виновато потупившийся шварцвальдский сельский юноша, решена с долей юмора, подобно работам И. П. Хазенклевера. Хотя Кнаус в большей степени, чем последний, был склонен к салонной живописи, тем не менее художник внес вклад в развитие реалистической немецкой живописи XIX в.
Лит.: Fischer O. Geschichte der deutschen Malerei. Munchen, 1943; Piltz G. Deutsche Malerei. Lepzig, 1964.
Е. Федотова