(наст. фам. Книппер; сцен. псевд. Нардов) [10(22).6.1876, Москва — 12.11.1942, там же] — арт. оперы (лирико-драм. тенор), оперетты, режиссер, педагог. Засл. арт. РСФСР (1933). Сын А. Книппер, брат актрисы О. Книппер-Чеховой. Род. в семье инженера-технолога. В 1895—1902 учился на математич. (три года), затем на юридич. ф-тах Моск. ун-та, по окончании к-рого работал два года пом. присяжного поверенного в Москве, С 1893 брал уроки скрипки у проф. Моск. конс. Н. Соколовского, участвовал в детском оркестре А, Эрарского. С 1895 играл в студенческом орк. п/у М. Ипполитова-Иванова. С 1899 начал обучаться пению под рук. матери, в 1900—03 учился в ее кл. в Моск. муз.-драм. уч-ще; в 1904 — 07 продолжил вокальное образование в Германии (в Дрездене у Р. Мюллера и в Берлине у А. Кайрати). В 1907—14 выступал в ведущих партиях (всего 61) на оперных сценах Германии (Эссен. Бремен, Брауншвейг, Бармен, Дрезден, Берлин и др. городах). В 1914—17 пел в моск. Опере С. Зимина, затем два мес. — в т-ре оперетты И. Зона, с ноября 1917 — вновь в т-ре Моск. Совета Рабочих Депутатов (бывш. С. Зимина); с окт. 1918 выступал в т-ре студии Худож.-просвет. Союза рабочих организаций (ХПСРОЗ). В 1920—34 солист моск. Большого т-ра, где выступал в основном в характерных партиях. Оперный репертуар включал 137 партий.
1-й исп. партий: Черта ("Сын Земли"), Купфера ("Клара Милич"), Дымбы ("Свадьба"), Пьяного ("Декабристы" В. Золотарева), Старшего графа Каменского ("Тупейный художник"); в Москве — Дорофея ("Капитанская дочка"), Лодырэ ("Вампука"). Лучшие партии: Трике, Чекалинский, Бобыль, Бомелий ("Царская невеста"), Арлекин. Др. партии: Стемид и Торопка ("Аскольдова могила"), Шуйский, Владимир Игоревич, Брошка, Вася, Синодал, Винокур, Винмигласов; Дон Оттавио, Тамино, Флорестан, Альмавива ("Севильский цирюльник" Дж. Россини), Лионель ("Марта"), Беппо ("Фра-Дьяволо, или Гостиница в Террачине"), Фауст ("Фауст"), Рудольф ("Богема"), Хозе ("Кармен"), Манрико ("Трубадур"), Альфред ("Травиата"), Певец ("Кавалер роз"), Вильгельм Мейстер, Пинкертон, Гофман, Вальтер ("Тангейзер"). Партии в опереттах: Парис ("Прекрасная Елена" Ж. Оффенбаха), Гренино ("Корневильские колокола" Р. Планкета). Партнеры: С. Друзякина, К. Запорожец, Ю. Кипоренко-Даманский. Н. Кошиц, Л. Леман, Ф. Мухтарова, Л. Собинов, Н. Сперанский, Ф. Шаляпин. Пел п/у М. Ипполитова-Иванова, А, Канкаровича, Ф. Мотля, А. Никиша, Е. Плотникова, Ю. Славянского, Р. Штрауса.
С 1900 вел также конц. деят-сть. Репертуар включал романсы М. Глинки, Л. Бетховена, И. Брамса, Р. Шумана и сольные партии в "Фантазии" Бетховена (ор. 80), "Гибели Фауста" Г. Берлиоза. В 1918—20 выступал в концертах перед рабочими (Колонный зал Дома союзов).
С 1918 занимался пед. деят-стью и оперной режиссурой в Студии худож. пения, Студии им. П. И. Чайковского (1922—24), Оперной студии А. Шпигеля, Гос. ин-те муз. драмы (ныне ГИТИС, 1920—22; здесь же поставил впервые в Москве "Мавру" И. Стравинского, 2 февр. 1929); в 1922— 23 открыл у себя на дому "Вольную оперную мастерскую". В 1923—36 режиссер Большого т-ра, где поставил десять опер: "Моцарт и Сальери" и "Паяцы" (1923), "Искатели жемчуга" (1924), "Валькирия" (1925), "Иван-солдат" (1927, 1-е исп.), "Оле из Нордланда" (1928, 1-е исп. на сов. сцене), "Тупейный художник" (1929, 1-е исп.), "Садко" (1930), "Царская невеста" (1931), "Травиата" (1933), "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии" (1935). В 1923—28 рук. оперного кл. в Моск. конс. (с 1940 проф., в 1940—41 зав. кафедрой сцен. мастерства). Поставил в конс. "Царскую невесту", "Хованщину", "Так поступают все женщины". Всего поставил 30 опер. В 1926—27 работал в Оперной студии Большого т-ра, в 1932—35 вел здесь же курс "Основы оперной режиссуры". В 1933—37 рук. оперным кл. в Муз. уч-ще им. М. М. Ипполитова-Иванова. В 1935 читал лекции на тему "Сценическое воспитание певца" в Ин-те повышения квалификации муз. педагогов. В 1931 — 41 рук. оперным кл. в Муз. техникуме им. Гнесиных (здесь впервые поставил "Гюльнару" Ю. Вейсберга, 9 янв. 1937). С 1936 преподавал также в Татар. оперной студии при Моск. конс. Ученики: С. Лемешев, Н. Ханаев, В. Сливинский, С. Красовский.
Имеется портрет певца (неизвестный художник, 1934, масло; в ГЦММК, ф. 16, № 2131).
Соч.: Работа в оперном т-ре // Сов. артист. 1934. № 18; Подготовка кадров — отсталый участок // Там же. 1935. № 12; Очерк о сценическом воспитании актера (рук.). — в ГЦММК, ф. 16, № 1293; Мысли об искусстве и его стиле (рук). — Там же, № 1294; Об актерском искусстве (рук.) — Там же, № 1295; Записки об оперном искусстве и роли режиссера в оперном спектакле (рук.) — Там же, № 1956; Автобиография (1931, 1934, 1936, машинопись). — Там же, № 1—3.