Книжник

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское]

книжник
букв.-пишущий, писец)-представитель, по-видимому, наиболее образованной прослойки иудейского народа (в Новом Завете упоминаются почти всегда вместе с фарисеями, см.). Первым и величайшим книжником был Ездра (Езд 7.6,10; Неем 8.1), собравший и упорядочивший все книги Ветхого Завета, но уже в его время были и другие книжники (Неем 13.13). После вавилонского плена, когда древнееврейский язык стал забываться, а в обиход вошел новый-арамейский, все священные книги нужно было переписывать, чтобы их сохранить. Книжники становятся хранителями, толкователями и учителями закона. Хотя к закону запрещалось что-либо добавлять (Вт 4.2), очень скоро появилось множество новых правил, положений, установлений, которые в общем назывались преданиями старцев (Мф 15.2). Эти предания позже были собраны в одну книгу под названием Мишна (повторение) раввином Иудой Святым (200 г. по РХ). К ней затем добавилась Гемара (завершение), первое издание которой появилось в Тивериаде в 350 г. а второе в Суре (Вавилония) около 550 г. Эти книги вместе взятые известны под названием Талмуд (учение), в котором содержится по подсчетам раввинов 613 заповедей (248 повелений и 365 запрещений). Известными книжниками времен Христа были Гиллель и Шамаи, которые возглавляли две различные школы. Учеником (и внуком, как гласит предание) Гиллеля был Гамалиил, наставник Савла (ап. Павла). Были среди книжников и стремившиеся последовать за Христом (Мф 8.19), и беседовавшие с Ним (Мф 12.32), одному из которых Он сказал, что тот близок к Царствию Божию (Мф 12.34). (См. законник, ученость)

Источник: Библейский словарь (историко-религиозный). 1998

Книжник
Когда после Вавилонского плена пророчества среди Израиля прекратились, то некоторые люди стали ревностно охранять и изучать имевшиеся Священные Писания. Они стали самыми влиятельными мужами среди еврейского народа в течение ближайших столетий до и после Р.Хр. Их называли книжниками, по евр. «соферим» (в буквальном переводе «писцы»). Первым в Библии под этим именем мы встречаем священника Ездру: «книжник, сведущий в законе Моисеевом» (Ездр. 7:6), «расположивший сердце свое к тому, чтобы изучать закон Господень и исполнять его, и учить в Израиле закону и правде (Ездр. 7:10; Неем. 8:1). В письме Артаксеркса о« 1 называется «совершенным учителем закона Божия» (Езд. 7:12, 2,1). После него законники стали появляться один за другим, причем каждый собирал вокруг себя учеников, прилагая свои толкования и объяснения к толкованиям предыдущих учителей. Несмотря на запрещение в Втор. 4:2, к заповедям Господним таким путем прибавилось множество заповедей и постановлений. Эти добавочные заповеди, которых законники насчитывали до 613 (248 повелений и 365 воспрещений), постепенно сделались главными и стали важнее слов закона Моисеева. Иудейские постановления и предания собирались и записывались в так называемую «мишну» (т.е. повторение). Мишна, по преданию, составлена «равви Иудою Святым» около 200 года по Р.Хр.; она разделена на 6 частей в том числе 63 трактата. К мишне затем добавили пояснения, так называемую «гемару» (т.е. завершение), написанную в двух изданиях, из которых одно закончено в Тивериаде в 350 г., а другое в Суре, в Вавилоне, около 550 г по Р.Хр. Эти книги, вместе взятые, носят название Талмуд (т.е. учение) и представляют огромный сборник, который может считаться Библией новейшего еврейства. О происхождении предания мишна говорит: «Моисей принял устно закон на Синае и передал его Иисусу Навину, Иисус же — старейшинам, старейшины — пророкам, пророки — мужам большой синагоги».
Эти «предания старцев» (Мат. 15: 2) заклеймены в Новом Завете Иисусом Христом — назвавших их «учение и заповеди человеческие» и «ваши предания» (Мат. 15:9; Map . 7:7 и дал.); (срав. Кол. 2:8,22). Евангелисты точно свидетельствуют о том большом влиянии, которое во время Иисуса Христа имели на народ учители этих преданий и заповедей человеческих, так называемые «grammateis «, — законники, занимавшиеся « grammata;, т.е. литературой. Их называли также законоучителями. Они являлись для народа богословами и юристами (Мат. 2:4; Лук. 20:46). Вместе с первосвященниками и старейшинами они составляли синедрион, который судил самые важные дела (Мат. 20:18; Лук. 22:2; Деян. 4:5). Законники находились, главным образом, в Иерусалиме и в Иудее, но их. было много и в других местах страны (Лук. 5:17). Незадолго до времени Христа законники разделились на два различные течения или партии, названные по именам двух современных раввинов — Гиллеля и Шаммая. Гиллель умер 120-ти лет, около 10 г. по Р.Хр. Различие между школами Гиллеля и Шаммая касалось часто очень мелочных вопросов толкования закона, напр., позволительно ли в праздничный день переставлять лестницу от одной голубятни к другой или от одного ставня к другому, К школе Гиллеля принадлежал знаменитый законник Гамалиил, учеником которого одно время был Павел (Деян. 5:34; 22:3). Свои поучения эти учителя делали частью у себя в доме, частью в синагоге, частью в притворе храма и т.д. Иногда они имели особые школьные помещения. Учитель сидел на возвышенном месте, ученики внизу вокруг него, как Павел у ног Гамалиила. Срав. рассказ об отроке Иисусе в храме (Лук. 2:46). Учили они бесплатно. Обыкновенно, законоучитель знал какое-нибудь ремесло, чем и кормился. Рассказывается, что знаменитый Гиллель был дровосеком. До его времени законоучители не имели никакого особенного титула, но после него они стали носить один из трех различных титулов: «Рав» низший, «Рабби» и «Раббан» — самый высший титул [14] Титул «Раббан» носили только семь самых знаменитых, одним из них был Гамалиил. Впрочем все эти раввины требовали себе почета от народа. Они любили, чтобы их называли равви, отцом и наставником (Мат. 23:7 и дал.); охотно ходили в длинных одеждах, любили приветствия в народных собраниях и избирали лучшие места в синагогах и на пиршествах Мат. 12:38 и дал.; Лук. 20:46). Талмуд внушает, что человек должен почитать своего учителя более, чем отца: «если отец и учитель потеряли что-либо, то должно возместить потерю сначала учителю, а после отцу, ибо отец только произвел его в этот мир, но учитель, который учит его мудрости, приведет его в жизнь будущего века. Если отец и учитель несут какую-либо тяжесть, то ученик должен сперва помочь учителю, а потом отцу. Если они находятся в заключении, то он сначала должен выкупить учителя, а потом отца». Вообще законники принадлежали к фарисеям и составляли ядро и были руководителями их. От этого часто повторяющееся в речах Спасителя «горе» книжникам и фарисеям (Лук. 11: 42 и дал.; Мат. 23). Между тем, кажется, что и в среде книжников находились более или менее признавшие Иисуса (Мат. 8.19; Map 12:32; Иоан. 3:1; срав. Иоан. 7: 51; 12:42). По всей вероятности, они были последователями Гиллеля, который толковал закон вообще человечнее и мягче, чем Шаммай.
Еврейские ученые делали сравнение между Иисусом из Назарета и Гиллелем и стремились доказать, что Иисус основу Своего учения и Свои самые прекрасные изречения заимствовал у Гиллеля Однажды к Шаммаю пришел язычник и обещал ему стать прозелитом, если Шаммай научит его всему закону, стоя на одной ноге. Шаммай рассердился и выгнал его вон. Тогда он пошел к Гиллелю с той же просьбой Гиллель любезно его принял, встал на одну ногу и дал язычнику следующий короткий совет: «Не делай ближнему твоему того, чего не желаешь себе. Это весь закон. Все прочее только объяснение. Иди и исполняй это». Это самые мудрые слова Гиллеля, и евреи, главным образом на них строили свои сравнения между ним и Иисусом. Но, вдумавшись, невольно замечаешь большую разницу между воспрещающей заповедью Гиллеля: не делать ближнему никакого вреда, и положительной заповедью Иисуса: Итак, во всем, как хотите, чтоб с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мат 7:12) Кроме этого, имеются другие, высказанные Гиллелем, изречения, которые совсем не выдерживают сравнения с учением Иисуса. Фарисейство проявляется наиболее ярко в следующем изречении Гиллеля: «Неученому трудно избежать греха». (Срав Иоан. 7.49) Гиллель также допускал брачный развод, по самому ничтожному поводу, напр., если у жены подгорела пища для мужа. В некоторых вопросах толкование закона Гиллелем было гораздо строже толкования Шаммая; так, напр., на вопрос, можно ли есть яйцо, снесенное курицей в субботу, — Гиллель ответил нельзя». Из мудрых изречений Гиллеля в «Пирке абот» приводятся следующие: «Не суди твоего ближнего, пока ты не в его положении». «Не говори: я обращусь (к Богу), когда у меня будет свободное время; может быть, этого свободного времени у тебя никогда не будет». «Повсюду, где нет человека, будь ты человеком».

Источник: Библейский энциклопедический словарь. 1868

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Князь И. Ф. Мстиславский забытый книжник xvi века?

Усачев А. С.
В статье рассматриваются некоторые факты биографии главы Боярской думы при царе Иване Грозном князя И.Ф.
Читать PDF
0.00 байт

Русский книжник и дипломат Дмитрий Герасимов: взгляд из Италии

Голод Елена Валерьевна
Статья посвящена изучению личности дипломата Дмитрия Герасимова в освещении итальянских источников, повествующих о русском посольстве в Рим 1525 г.
Читать PDF
0.00 байт

«Панарион» Епифания Кипрского и восприятие язычества в историософских взглядах древнерусских книжник

Лушников А.А.
Статья посвящена историософским взглядам авторов антиязыческой литературы Древней Руси.
Читать PDF
0.00 байт

Митрополит Макарий — выдающийся книжник Древней Руси (Традиции и особенности)

Архимандрит Макарий
Читать PDF
0.00 байт

Петербургский интеллигент-книжник (к 75-летию А. В. Соколова)

Штолер Андрей Владимирович
Читать PDF
0.00 байт

Максим Грек: греческий писатель или московский книжник?

Буланин Дмитрий Михайлович
К числу важных открытий, касающихся творчества Максима Грека, относятся находки, существенно пополняющие грекоязычный раздел его наследия.
Читать PDF
0.00 байт

Роль заимствований в произведении тверского книжника XV В. «Слово похвальное инока Фомы»

Хафизова О. Р.
Читать PDF
0.00 байт

В поисках героев: к вопросу о переосмыслении прошлого русскими книжниками XV-XVI вв

Рудаков Владимир Николаевич
В статье анализируются новые явления в древнерусской книжности XV-XVI вв., связанные с переосмыслением событий, произошедших в годы нашествия Батыя, формированием образов героев противостояния ордынцам.
Читать PDF
0.00 байт

Русские книжники о природе власти московских князей (XV В. )

Шевченко М. Н.
Показано формирование представлений русских книжников о сущности и характере «царской власти» во второй половине XV в.
Читать PDF
0.00 байт

Идея «Царской» власти в интерпретации русских книжников второй половины xv в

Шевченко М. Н.
The article presents how the ideas of essence and character of "tsar power" were forming in the Russian books in the 2nd half of XV century.
Читать PDF
0.00 байт

Представления русских книжников о «Царской» власти конца XV - первой трети XVI В. В отечественной ис

Шевченко М. Н.
Исследуется историография вопроса о генезисе и эволюции представлений русских книжников о «царской» власти в период становления Московского централизованного государства (конец XV первая треть XVI вв.)
Читать PDF
0.00 байт

Трансформация форм этно-религиозной мобилизации в идейных конструктах русских книжников XIII XVII вв

Долгов Вадим Викторович
Рассматриваются процессы этно-религиозной мобилизации. Автор исследует древнерусскую литературу XIII XVII вв. и формирование новой элиты московского централизованного государства.
Читать PDF
0.00 байт

Топоси за изобразяване на владетеля светец и светеца войн в южнославянската книжнина от ХIII в.

Станкова Радослава
В статье рассматриваются топосы изображения канонизированного правителя как воина с точки зрения двух основных средневековых жанров (жития и службы) и с точки зрения поэтики. Особое внимание уделено образу св.
Читать PDF
0.00 байт

Новгородский «Кружок» книжников конца XV столетия: терминология и подходы к исследованию

Боднарчук Е. В.
Статья посвящена анализу терминологии, которая использовалась исследователями в отношении группы книжников, выполнявших переводческие и литературные труды по поручениям новгородского архиепископа Геннадия Гонзова (1484-1504).
Читать PDF
0.00 байт

Русские книжники второй четверти XVI В. О сущности царской власти (на примере трудов Максима Грека и

Шевченко М.Н.
Исследуются основные положения и реконструируются ключевые понятия учения Максима Грека и Ермолая-Еразма о пределах и прерогативах царской власти.

Похожие термины:

  • Книжник, Василий Аверкиевич

    (род. 1918) — летчик-штурмовик. Участник Великой Отечественной войны. Воевал в составе 65 шап, был зам. командира эскадрильи. 23 февраля 1942 г. на И-153 таранил финский истребитель F2A. Награжден орденом Лени
  • Иов , псковский книжник

    Иов (XV в.) – «роспоп», псковский книжник по прозвищу Столп, автор послания к основателю псковского Елеазарова монастыря Евфросину по поводу аллилуйи в церковном пении. В своей «епистолии» (будучи с
  • Книжник-Ветров, Иван Сергеевич

    Род. 1878, ум. 1965. Историк, библиограф, специалист по истории революционного народничества.
  • Книжник, Израиль Самойл

    авт. религиоз.-философ. статей, сотр. "Речи", р. 7 июня 1878 в г. Ананьеве, Херсон. губ., с. раввина. {Венгеров}
  • КАЛЬМАН Книжник

    Kalman K?nyves) (ок. 1068-1116) - венг. король (с 1095) из династии Арпадов. Издал законы, направл. на укрепление феод. отношений и усиление гос. аппарата. Поддерживал папство в его борьбе с императорами. После разгр
  • Тимофей, книжник

    Тимофей (XIII в.) – «премудрый книжник». В Галицко-Волынской летописи (см. Летопись Ипатьевская), в том разделе, где рассказывается о бесчинствах в Галиче венгерского палатина Бенедикта Бора, командо
  • Иов (Столп), псковский книжник

    Иов (XV в.) – «роспоп», псковский книжник по прозвищу Столп, автор послания к основателю псковского Елеазарова монастыря Евфросину по поводу аллилуйи в церковном пении. В своей «епистолии» (будучи с
  • Книжник, Израиль Самойл. (Ив. Серг.)

    авт. религиоз.-философ. статей, сотр. "Речи", р. 7 июня 1878 в г. Ананьеве, Херсон. губ., с. раввина. {Венгеров}
  • Книжников, Виктор Александрович

    Заведующий лабораторией радиационной гигиены населения Института биофизики МЗ СССР с 1975 г.; родился 24 июня 1928 г. в г. Москве; окончил 1-й Московский медицинский институт в 1952 г., доктор медицинских н
  • Книжников, Константин Львович

    (1883— 1952, Баку) — арт. оперы (драм. баритон), камерный певец и педагог. Нар. арт. АзССР (1936). Род. в крестьянской семье. Образование получил в Моск. ун-те, одновременно обучался пению в Оперной студии А. Шп
  • КНИЖНИКИ (Софрим)

    Первые учителя и мудрецы, от Эзры-книжника* до Шимона-праведника*, которые посвятили себя изучению Торы* и постижению ее глубокого смысла, назывались К. Их цель состояла в разъяснении Торы и мицвот*