букв.-пишущий, писец)-представитель, по-видимому, наиболее образованной прослойки иудейского народа (в Новом Завете упоминаются почти всегда вместе с фарисеями, см.). Первым и величайшим книжником был Ездра (Езд 7.6,10; Неем 8.1), собравший и упорядочивший все книги Ветхого Завета, но уже в его время были и другие книжники (Неем 13.13). После вавилонского плена, когда древнееврейский язык стал забываться, а в обиход вошел новый-арамейский, все священные книги нужно было переписывать, чтобы их сохранить. Книжники становятся хранителями, толкователями и учителями закона. Хотя к закону запрещалось что-либо добавлять (Вт 4.2), очень скоро появилось множество новых правил, положений, установлений, которые в общем назывались преданиями старцев (Мф 15.2). Эти предания позже были собраны в одну книгу под названием Мишна (повторение) раввином Иудой Святым (200 г. по РХ). К ней затем добавилась Гемара (завершение), первое издание которой появилось в Тивериаде в 350 г. а второе в Суре (Вавилония) около 550 г. Эти книги вместе взятые известны под названием Талмуд (учение), в котором содержится по подсчетам раввинов 613 заповедей (248 повелений и 365 запрещений). Известными книжниками времен Христа были Гиллель и Шамаи, которые возглавляли две различные школы. Учеником (и внуком, как гласит предание) Гиллеля был Гамалиил, наставник Савла (ап. Павла). Были среди книжников и стремившиеся последовать за Христом (Мф 8.19), и беседовавшие с Ним (Мф 12.32), одному из которых Он сказал, что тот близок к Царствию Божию (Мф 12.34). (См. законник, ученость)
Книжник
книжник
Книжник
Когда после Вавилонского плена пророчества среди Израиля прекратились, то некоторые люди стали ревностно охранять и изучать имевшиеся Священные Писания. Они стали самыми влиятельными мужами среди еврейского народа в течение ближайших столетий до и после Р.Хр. Их называли книжниками, по евр. «соферим» (в буквальном переводе «писцы»). Первым в Библии под этим именем мы встречаем священника Ездру: «книжник, сведущий в законе Моисеевом» (Ездр. 7:6), «расположивший сердце свое к тому, чтобы изучать закон Господень и исполнять его, и учить в Израиле закону и правде (Ездр. 7:10; Неем. 8:1). В письме Артаксеркса о« 1 называется «совершенным учителем закона Божия» (Езд. 7:12, 2,1). После него законники стали появляться один за другим, причем каждый собирал вокруг себя учеников, прилагая свои толкования и объяснения к толкованиям предыдущих учителей. Несмотря на запрещение в Втор. 4:2, к заповедям Господним таким путем прибавилось множество заповедей и постановлений. Эти добавочные заповеди, которых законники насчитывали до 613 (248 повелений и 365 воспрещений), постепенно сделались главными и стали важнее слов закона Моисеева. Иудейские постановления и предания собирались и записывались в так называемую «мишну» (т.е. повторение). Мишна, по преданию, составлена «равви Иудою Святым» около 200 года по Р.Хр.; она разделена на 6 частей в том числе 63 трактата. К мишне затем добавили пояснения, так называемую «гемару» (т.е. завершение), написанную в двух изданиях, из которых одно закончено в Тивериаде в 350 г., а другое в Суре, в Вавилоне, около 550 г по Р.Хр. Эти книги, вместе взятые, носят название Талмуд (т.е. учение) и представляют огромный сборник, который может считаться Библией новейшего еврейства. О происхождении предания мишна говорит: «Моисей принял устно закон на Синае и передал его Иисусу Навину, Иисус же — старейшинам, старейшины — пророкам, пророки — мужам большой синагоги».
Эти «предания старцев» (Мат. 15: 2) заклеймены в Новом Завете Иисусом Христом — назвавших их «учение и заповеди человеческие» и «ваши предания» (Мат. 15:9; Map . 7:7 и дал.); (срав. Кол. 2:8,22). Евангелисты точно свидетельствуют о том большом влиянии, которое во время Иисуса Христа имели на народ учители этих преданий и заповедей человеческих, так называемые «grammateis «, — законники, занимавшиеся « grammata;, т.е. литературой. Их называли также законоучителями. Они являлись для народа богословами и юристами (Мат. 2:4; Лук. 20:46). Вместе с первосвященниками и старейшинами они составляли синедрион, который судил самые важные дела (Мат. 20:18; Лук. 22:2; Деян. 4:5). Законники находились, главным образом, в Иерусалиме и в Иудее, но их. было много и в других местах страны (Лук. 5:17). Незадолго до времени Христа законники разделились на два различные течения или партии, названные по именам двух современных раввинов — Гиллеля и Шаммая. Гиллель умер 120-ти лет, около 10 г. по Р.Хр. Различие между школами Гиллеля и Шаммая касалось часто очень мелочных вопросов толкования закона, напр., позволительно ли в праздничный день переставлять лестницу от одной голубятни к другой или от одного ставня к другому, К школе Гиллеля принадлежал знаменитый законник Гамалиил, учеником которого одно время был Павел (Деян. 5:34; 22:3). Свои поучения эти учителя делали частью у себя в доме, частью в синагоге, частью в притворе храма и т.д. Иногда они имели особые школьные помещения. Учитель сидел на возвышенном месте, ученики внизу вокруг него, как Павел у ног Гамалиила. Срав. рассказ об отроке Иисусе в храме (Лук. 2:46). Учили они бесплатно. Обыкновенно, законоучитель знал какое-нибудь ремесло, чем и кормился. Рассказывается, что знаменитый Гиллель был дровосеком. До его времени законоучители не имели никакого особенного титула, но после него они стали носить один из трех различных титулов: «Рав» низший, «Рабби» и «Раббан» — самый высший титул [14] Титул «Раббан» носили только семь самых знаменитых, одним из них был Гамалиил. Впрочем все эти раввины требовали себе почета от народа. Они любили, чтобы их называли равви, отцом и наставником (Мат. 23:7 и дал.); охотно ходили в длинных одеждах, любили приветствия в народных собраниях и избирали лучшие места в синагогах и на пиршествах Мат. 12:38 и дал.; Лук. 20:46). Талмуд внушает, что человек должен почитать своего учителя более, чем отца: «если отец и учитель потеряли что-либо, то должно возместить потерю сначала учителю, а после отцу, ибо отец только произвел его в этот мир, но учитель, который учит его мудрости, приведет его в жизнь будущего века. Если отец и учитель несут какую-либо тяжесть, то ученик должен сперва помочь учителю, а потом отцу. Если они находятся в заключении, то он сначала должен выкупить учителя, а потом отца». Вообще законники принадлежали к фарисеям и составляли ядро и были руководителями их. От этого часто повторяющееся в речах Спасителя «горе» книжникам и фарисеям (Лук. 11: 42 и дал.; Мат. 23). Между тем, кажется, что и в среде книжников находились более или менее признавшие Иисуса (Мат. 8.19; Map 12:32; Иоан. 3:1; срав. Иоан. 7: 51; 12:42). По всей вероятности, они были последователями Гиллеля, который толковал закон вообще человечнее и мягче, чем Шаммай.
Еврейские ученые делали сравнение между Иисусом из Назарета и Гиллелем и стремились доказать, что Иисус основу Своего учения и Свои самые прекрасные изречения заимствовал у Гиллеля Однажды к Шаммаю пришел язычник и обещал ему стать прозелитом, если Шаммай научит его всему закону, стоя на одной ноге. Шаммай рассердился и выгнал его вон. Тогда он пошел к Гиллелю с той же просьбой Гиллель любезно его принял, встал на одну ногу и дал язычнику следующий короткий совет: «Не делай ближнему твоему того, чего не желаешь себе. Это весь закон. Все прочее только объяснение. Иди и исполняй это». Это самые мудрые слова Гиллеля, и евреи, главным образом на них строили свои сравнения между ним и Иисусом. Но, вдумавшись, невольно замечаешь большую разницу между воспрещающей заповедью Гиллеля: не делать ближнему никакого вреда, и положительной заповедью Иисуса: Итак, во всем, как хотите, чтоб с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мат 7:12) Кроме этого, имеются другие, высказанные Гиллелем, изречения, которые совсем не выдерживают сравнения с учением Иисуса. Фарисейство проявляется наиболее ярко в следующем изречении Гиллеля: «Неученому трудно избежать греха». (Срав Иоан. 7.49) Гиллель также допускал брачный развод, по самому ничтожному поводу, напр., если у жены подгорела пища для мужа. В некоторых вопросах толкование закона Гиллелем было гораздо строже толкования Шаммая; так, напр., на вопрос, можно ли есть яйцо, снесенное курицей в субботу, — Гиллель ответил нельзя». Из мудрых изречений Гиллеля в «Пирке абот» приводятся следующие: «Не суди твоего ближнего, пока ты не в его положении». «Не говори: я обращусь (к Богу), когда у меня будет свободное время; может быть, этого свободного времени у тебя никогда не будет». «Повсюду, где нет человека, будь ты человеком».
Эти «предания старцев» (Мат. 15: 2) заклеймены в Новом Завете Иисусом Христом — назвавших их «учение и заповеди человеческие» и «ваши предания» (Мат. 15:9; Map . 7:7 и дал.); (срав. Кол. 2:8,22). Евангелисты точно свидетельствуют о том большом влиянии, которое во время Иисуса Христа имели на народ учители этих преданий и заповедей человеческих, так называемые «grammateis «, — законники, занимавшиеся « grammata;, т.е. литературой. Их называли также законоучителями. Они являлись для народа богословами и юристами (Мат. 2:4; Лук. 20:46). Вместе с первосвященниками и старейшинами они составляли синедрион, который судил самые важные дела (Мат. 20:18; Лук. 22:2; Деян. 4:5). Законники находились, главным образом, в Иерусалиме и в Иудее, но их. было много и в других местах страны (Лук. 5:17). Незадолго до времени Христа законники разделились на два различные течения или партии, названные по именам двух современных раввинов — Гиллеля и Шаммая. Гиллель умер 120-ти лет, около 10 г. по Р.Хр. Различие между школами Гиллеля и Шаммая касалось часто очень мелочных вопросов толкования закона, напр., позволительно ли в праздничный день переставлять лестницу от одной голубятни к другой или от одного ставня к другому, К школе Гиллеля принадлежал знаменитый законник Гамалиил, учеником которого одно время был Павел (Деян. 5:34; 22:3). Свои поучения эти учителя делали частью у себя в доме, частью в синагоге, частью в притворе храма и т.д. Иногда они имели особые школьные помещения. Учитель сидел на возвышенном месте, ученики внизу вокруг него, как Павел у ног Гамалиила. Срав. рассказ об отроке Иисусе в храме (Лук. 2:46). Учили они бесплатно. Обыкновенно, законоучитель знал какое-нибудь ремесло, чем и кормился. Рассказывается, что знаменитый Гиллель был дровосеком. До его времени законоучители не имели никакого особенного титула, но после него они стали носить один из трех различных титулов: «Рав» низший, «Рабби» и «Раббан» — самый высший титул [14] Титул «Раббан» носили только семь самых знаменитых, одним из них был Гамалиил. Впрочем все эти раввины требовали себе почета от народа. Они любили, чтобы их называли равви, отцом и наставником (Мат. 23:7 и дал.); охотно ходили в длинных одеждах, любили приветствия в народных собраниях и избирали лучшие места в синагогах и на пиршествах Мат. 12:38 и дал.; Лук. 20:46). Талмуд внушает, что человек должен почитать своего учителя более, чем отца: «если отец и учитель потеряли что-либо, то должно возместить потерю сначала учителю, а после отцу, ибо отец только произвел его в этот мир, но учитель, который учит его мудрости, приведет его в жизнь будущего века. Если отец и учитель несут какую-либо тяжесть, то ученик должен сперва помочь учителю, а потом отцу. Если они находятся в заключении, то он сначала должен выкупить учителя, а потом отца». Вообще законники принадлежали к фарисеям и составляли ядро и были руководителями их. От этого часто повторяющееся в речах Спасителя «горе» книжникам и фарисеям (Лук. 11: 42 и дал.; Мат. 23). Между тем, кажется, что и в среде книжников находились более или менее признавшие Иисуса (Мат. 8.19; Map 12:32; Иоан. 3:1; срав. Иоан. 7: 51; 12:42). По всей вероятности, они были последователями Гиллеля, который толковал закон вообще человечнее и мягче, чем Шаммай.
Еврейские ученые делали сравнение между Иисусом из Назарета и Гиллелем и стремились доказать, что Иисус основу Своего учения и Свои самые прекрасные изречения заимствовал у Гиллеля Однажды к Шаммаю пришел язычник и обещал ему стать прозелитом, если Шаммай научит его всему закону, стоя на одной ноге. Шаммай рассердился и выгнал его вон. Тогда он пошел к Гиллелю с той же просьбой Гиллель любезно его принял, встал на одну ногу и дал язычнику следующий короткий совет: «Не делай ближнему твоему того, чего не желаешь себе. Это весь закон. Все прочее только объяснение. Иди и исполняй это». Это самые мудрые слова Гиллеля, и евреи, главным образом на них строили свои сравнения между ним и Иисусом. Но, вдумавшись, невольно замечаешь большую разницу между воспрещающей заповедью Гиллеля: не делать ближнему никакого вреда, и положительной заповедью Иисуса: Итак, во всем, как хотите, чтоб с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мат 7:12) Кроме этого, имеются другие, высказанные Гиллелем, изречения, которые совсем не выдерживают сравнения с учением Иисуса. Фарисейство проявляется наиболее ярко в следующем изречении Гиллеля: «Неученому трудно избежать греха». (Срав Иоан. 7.49) Гиллель также допускал брачный развод, по самому ничтожному поводу, напр., если у жены подгорела пища для мужа. В некоторых вопросах толкование закона Гиллелем было гораздо строже толкования Шаммая; так, напр., на вопрос, можно ли есть яйцо, снесенное курицей в субботу, — Гиллель ответил нельзя». Из мудрых изречений Гиллеля в «Пирке абот» приводятся следующие: «Не суди твоего ближнего, пока ты не в его положении». «Не говори: я обращусь (к Богу), когда у меня будет свободное время; может быть, этого свободного времени у тебя никогда не будет». «Повсюду, где нет человека, будь ты человеком».