археологическая культура конца бронзового - начала железного веков (1-я половина 1-го тыс. до н. э.) в центральной части Северного Кавказа. Названа по аулу Верхний Кобан в Северной Осетии (Российская Федерация). Раскопаны остатки поселений и могильники. Население занималось скотоводством, земледелием, металлургией, обработкой камня и др. К. к. стала важным компонентом в формировании карачаевцев, балкарцев, осетин.
КОБАНСКАЯ КУЛЬТУРА
КОБАНСКАЯ КУЛЬТУРА
Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999
Кобанская культура
археологическая культура центральной части Северного Кавказа переходной поры от бронзового века к железному (рубеж 2 – 1 тыс. до н.э.). Памятники кобанской культуры (могильники и поселения) известны от верховьев Кубани до Дагестана. Для кобанской культуры характерны бронзовые топоры изящной формы, поясные пряжки, фибулы, браслеты, налокотники и др. предметы, украшенные геометрическим орнаментом и изображениями животных; керамика с геометрическими узорами и налепами. Могильники кобанской культуры в высокогорной зоне состоят из каменных ящиков, в предгорьях – из грунтовых могил, обложенных булыжником. Инвентарь: оружие (кинжалы), конская сбруя, различные украшения, бронзовые сосуды. Поздний этап (7 – 4 в.в. до н.э.) отличается преобладанием железных изделий и внедрением предметов скифского типа. Кобанская культура изобилует шедеврами прикладного искусства. См. Бронзовый век, Железный век, Жемталинский клад, Казбекский клад, Кумбулта, Луговой могильник.
КОБАНСКАЯ КУЛЬТУРА
осн. археол. культура центр. части Сев. Кавказа переходной поры от бронз. века к железному (рубеж 1-2-го - сер. 1-го тыс. до н. э.). Названа по первым находкам в 1869 бронз. вещей у с. Кобан в Сев. Осетии. Позднее памятники К. к. были обнаружены на терр. Кабардино-Балкарии, Юго-Осетии, в Пятигорье вплоть до верховьев р. Кубани, а в годы Сов. власти и в Чечено-Ингушетии до границ с Дагестаном. Крупные могильники К. к.: т. н. Кобанский (в Сев.Осетии), Глийский (в Юго-Осетии) и Луговой (в Ингушетии). Наиболее интересные поселения: Змейское (в Сев. Осетии) и Сержень-Юртовское (в Чечне). Руководящими формами К. к. являются бронз. топоры изящной формы, пластинчатые поясные пряжки, фибулы, спиральные браслеты, наручники, налокотники и др. предметы, богато украшенные геометрич. и животным орнаментами. Геометрич. узорами и налепами покрывалась и слаболощеная керамика. Могильники К. к. состоят из прямоугольных кам. ящиков в высокогорной зоне и грунтовых могил, обложенных булыжниками в предгорьях Сев. Кавказа. Захоронения индивидуальные - в скорченном положении. Могильный инвентарь богат: особенно разнотипно оружие (кинжалы), части конской сбруи и различные украшения. Часты находки бронз. сосудов и множество бронз. и стеклянных егип.-финикийских бус. Последние исследования установили местное происхождение К. к.; выделены 3 локальных варианта и намечены 3 этапа ее развития. Поздние этапы (8-4 вв. до н. э.) отличаются преобладанием железа и заметным внедрением предметов скифского типа. К. к. характеризует высокий уровень социально-экономич. развития скотоводч.-земледельч. племен, проходивших стадию военной демократии, наличие высокоразвитой металлургии меди и широких межплеменных связей носителей К. к. со Скифией, Закавказьем, Передней Азией. Памятники К. к. изобилуют шедеврами древнего прикладного иск-ва и являются важнейшими источниками для изучения культуры далеких предков мн. народов Сев. Кавказа. Лит.: Филимонов Г. Д., О доист. культуре в Осетии, М., 1878; Уварова П. С., Могильники Сев. Кавказа, МАК, в. 8, М., 1900; Алексеева Е. П., Поздне-кобанская культура Центр. Кавказа, "Уч. зап. ЛГУ", M 85. Серия ист. наук, 1949, в. 13; Крупнов Е. И., Древняя история Сев. Кавказа, М., 1960. Е. И. Крупнов. Москва.