Кобылянска, Ольга

Найдено 1 определение
Кобылянска, Ольга

[1865—] — известная западно-украинская (буковинская) писательница. Род. в семье мелкого чиновника. Детские и юношеские годы К. проходят в маленьком местечке Кимполунге на Буковине, в обстановке смешанного разноплеменного городского мещанского населения (украинцы, румыны, поляки, немцы и др.). Образование получила в 4-классной начальной школе. Недостаток школьного образования пополнила впоследствии упорной работой по самообразованию, много занималась немецкой литературой. Начало ее деятельности относится к 80-м гг. Первые произведения К. на украинском яз. напечатаны в 90-х гг. ("Людина", 1894). Печатается в периодических изданиях — "Зоря", "Буковина", "Літературно-науковий вістник" и др. Предметом изображения К. является гл. обр. жизнь украинской (буковинской) интеллигенции, отчасти и жизнь крестьянства. На мировоззрение К. оказала сильное влияние индивидуалистическая философия Ницше, и все ее творчество проходит под знаком модернизма.


Темой первых ее повестей — "Людина" и "Царівна" — является описание жизни современной женщины. Она протестует против семейно-бытового закрепощения, против власти тупой мещанской среды, где для женщины нет иного пути, кроме традиционного замужества по расчету, нет выхода из тисков косного семейного быта. В этих повестях вопросы женской эмансипации переплетаются с культом ницшеанского "сверхчеловека", воплощением которого являются героини К. (Наталка Веркович и др.). Принципиальный эстетизм, культ сильной и цельной женской личности, женщины "сверхчеловека", искание особой "аристократичности духа" характерны и для последующих ее произведений (рассказы "Аристократка", "Valse mélancolique", роман "Через кладку" и др.). В произведениях из крестьянской жизни, главным из которых является повесть "Земля", К. не рисует социально-продуманную и разработанную картину крестьянской жизни, — предметом описания является фатальная власть земли и природы над человеком. Психология первобытного суеверного крестьянина возводится мистически настроенной писательницей в культ, ей придается общечеловеческое значение. В творчестве Кобылянской наблюдается определенный отход от реально-бытовой украинской художественной прозы, от "этнографической школы". Если в ее произведениях имеется ряд реальных жанровых картинок и сцен, то в общем яркий психологизм, интерес к внутренней жизни человека явно превалируют над воспроизведением жизни определенной социальной среды. Внимание писательницы сосредоточивается на "общечеловеческих" проблемах. Писательница часто отходит в своей тематике от реальной жизни и в основу своих произведений кладет народные легенды (повесть "У неділю рано зілля копала"). Отсюда — черты неоромантизма у К., ее интерес к фантастике. Природа занимает выдающееся место в ее произведениях. Жизнь, таинственная и непонятная, довлеет над человеком непобедимой властью; природа принимает черты живого существа (рассказ "Битва"). С этим связан лиризм художественной прозы К., стремление к музыкальности речи. В ее творчестве заметны следы влияния художественной манеры импрессионизма и символизма. Для нее характерен отход от правильной и равномерной периодической речи, отрывочность и недоговоренность, намеренная неясность некоторых описаний и выражений, искание многозначной метафоры. В развертывании сюжета играют большую роль сны, предчувствия, таинственные совпадения, символика обыденных предметов и т. д.


Творчество К. является выражением настроений украинской мелкобуржуазной интеллигенции, тесно связанной с городом и городской жизнью. Для нее показателен разрыв с "народолюбством", с народническими традициями украинской интеллигенции 70-х—80-х- годов. Она испытывает сильнейшее влияние рафинированной буржуазной культуры эпохи заката буржуазии: индивидуализма, отвлеченного эстетизма, импрессионизма и символизма. Для К. характерны культ личности, эстетизм и полная утрата связей с народной массой. Отдельная интеллигентская личность в окружении городского мещанства, лишенная перспективы общественно-революционной жизни, предоставлена в этих условиях всецело самой себе,



Библиография: І. Людина, вступ. ст. Iв. Лизанівського (здесь же и автобиография К.), вид. "Рух", Харків, 1927; Земля, вступ. ст. П. Филиповича, вид. "Книгоспілка", Харків, 1926; Необа, Новела, ред. и вступ. ст. А. Ніковського, вид. "Сяйво", Київ, 1927; В неділю рано зілля копала, вступ. ст. П. Филиповича, вид. "Книгоспілка", Харків, 1927; То же, вид. "Рух", Харків, 1927; Новели, ред. и вступ. ст. Б. Якубського, вид. "Кпигоспілка", Харків, 1925; Царівна, вид. "Рух", Харків, 1927; За ситуаціями, вид. "Рух", Харків, 1927, и др.


II. Коряк В., Місто в українській поезії, стаття друга, "Шляхи мистецтва", 1921, II; Доpошкевич О., Підручник історії української літератури, Xариків, 1927, и др.


III. Лейтес А. і Яшеκ М., Десять років української літератури (1917—1927), т. І, ДВУ, Харків, 1928, стр. 215—218, 639—640.


H. Чирков.


{Лит. энц.}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008