КОЦЕБУ Александр Евстафьевич

Найдено 1 определение
КОЦЕБУ Александр Евстафьевич
[9(21).6.1815, Кенигсберг, Пруссия — 16(28).2.1889, Мюнхен], живописец-баталист, академик Императорской академии художеств (1850), профессор (1858). Окончил 2- й Кадетский корпус (1834), служил корнетом в лейб-гвардии Литовском полку (1835-1837), учился в Академии художеств (1837-1844) и за границей Матрос П. М. Кошка (1847-1848). На протяжении всей жизни работал над выполнением официальных правительственных заказов для Зимнего дворца. Создал ряд серий больших парадных картин панорамного характера, отразивших важнейшие события российской военной истории XVIII-XIX вв. Работая над картинами, тщательно изучал исторические материалы, совершал поездки на места событий (в Пруссию, 1847— 1848; Северную Италию и Швейцарию, 1852-1853; на Балканы, 1884) для выполнения этюдов с натуры. С 1853 жил в Мюнхене. Автор циклов картин на темы Северной войны 1700-1721 («Сражение под Нарвой 19 ноября 1700 г.», 1845-1846; «Присяга населения Риги Петру I после взятия города 12 июля 1710 г.», 1868, и другие), Семилетней войны 1756- 1763 («Сражение при Грос-Егерсдорфе», 1849— 1852; «Сражение при Цорндорфе», 1852; «Взятие Берлина русскими войсками 28 сентября 1760 г.», 1849, и другие). Наиболее значителен по художественным достоинствам цикл из 6 картин на темы итальянского и швейцарского походов А. В. Суворова («Сражение при Нови», «Переход через Чертов мост», «Сражение в Муттенской долине» — все три 1855-1857; «Сражение на реке Треббии», 1859; «Переход Суворовской армии через Сен-Готард», 1860; «Переход через хребет Панике в Альпах 25 сентября 1799 г.», 1860). Выполнил серию картин на темы русско-шведской войны 1808- 1809 («Авангардный бой при Куортане», «Переход русских войск через Ботнический залив» и другие). Среди его работ ряд полотен на сюжеты войн России с Наполеоном I («Полковник Скобелев в сражении при Реймсе в 1814 г. спасает раненого генерала Сен-При», 1842; «Лейб-гвардии Преображенский полк в сражении при Кульме», 1843, и другие). Произведения отличаются документальной точностью, мастерством композиции и колорита, правдивостью пейзажа, убедительно показывают тяготы войны и массовый героизм русских воинов.

Источник: Русский военно-исторический словарь 2002