Кодекс
Кодекс
систематизированный свод законодательных актов, регулирующих какую-либо однородную область общественных отношений, например уголовный кодекс, кодекс законов о труде.
Источник: История государственного управления. Терминологический словарь 2018
КОДЕКС
• Codex,
книга, составленная из нескольких навощенных дощечек (tabellae). Впоследствии получили это название и книги из папируса и пергамента. Небольшие навощенные дощечки назывались codicilli; они часто употребляемы были для дополнений к завещаниям.
книга, составленная из нескольких навощенных дощечек (tabellae). Впоследствии получили это название и книги из папируса и пергамента. Небольшие навощенные дощечки назывались codicilli; они часто употребляемы были для дополнений к завещаниям.
Кодекс
лат. - книга) - свод законов. Обычно представляет собой систематизированный единый законодательный акт, регулирующий какую-либо однородную область общественных отношений (гражданский кодекс, уголовный кодекс). Кодексом является также совокупность правил, норм, убеждений (кодекс чести, моральный кодекс).
КОДЕКС
в Древнем Риме форма книги из скрепленных вместе вощеных дощечек или папирусных листов. Современная книга сохраняет форму К. в виде книжного блока. В современном значении — систематизированный единый законодательный акт, регулирующий какую-либо однородную сферу общественных отношений, например уголовный, гражданский, семейный К. и др.
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
Кодекс
лат.)
вид книги, получивший распространение с изобретением пергамена. Пергаменный лист складывался вчетверо, затем образовавшаяся тетрадь вкладывалась в др. либо несколько тетрадей скреплялись в корешке.
Я.Ш.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)
вид книги, получивший распространение с изобретением пергамена. Пергаменный лист складывался вчетверо, затем образовавшаяся тетрадь вкладывалась в др. либо несколько тетрадей скреплялись в корешке.
Я.Ш.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)
КОДЕКС
(codex), в Мексике так называются рукописи, выполненные в местной манере, датируемые доиспанским или раннеиспанским периодом. Сохранившиеся К. большей частью являются религиозными или историческими документами, имеют форму длинных полос из оленьей кожи или бумаги, сложенных гармошкой, как современные карты. Лучшие сохранившиеся экземпляры найдены на территории миштеков. К. колониального периода написаны на бумаге, по форме напоминают книги.
Источник: Археологический словарь. 1990
Кодекс
римское понятие (от лат. codex — изначально ствол, пень, позднее — книга), обозначавшее 1) связку из нескольких табличек, покрытых воском, скрепленных друг с другом с одной стороны. Это стало прообразом книги; 2) собрание специальных законов — конституции. Древнейшие кодексы относятся ко времени Диоклетиана. Это собрание законодательных актов. В новое время также применяется для обозначения сборника законодательных актов: Code civil, Code Napoleon.
КОДЕКС
лат. сodex – ствол, пень) – первоначально связка из нескольких табличек, покрытых воском и скрепленных друг с другом с одной стороны. С появлением пергамента (ок. 180 г. до н.э., название от Пергама – города в Малой Азии, где впервые возникло производство пергамента – вымоченной в известковой воде телячьей шкуры, которая становилась белой и гладкой после соскабливания шерсти пемзой, полировки и сушки) таблички были заменены сложенным сначала посередине, затем вчетверо листом пергамента – кватернионами. Несколько таких связок соединяли вместе и получался кодекс, заменивший неудобный для чтения и хранения папирусный свиток. Кодексы различались своим форматом, обработкой, способами письма и оформления. Нередко они оборачивались в обложку, имевшую тиснение и украшения и напоминавшую книгу. Кодекс, в котором текст был расчленен на главы, абзацы, параграфы с помощью различных заставок, концовок, буквиц, дал возможность перейти к более мелкому и сложному шрифту – минускулу. Поскольку пергамент хорошо впитывал краску, художники начали оформлять киноварью (лат. miniatus – киноварь, красная краска) сначала инициалы и заставки, а затем фигурные и орнаментальные композиции, которые выполнялись посредством инкунабула (рисунки пером с применением золота и красок) на отдельных листах или занимали большую часть текста. Первые кодексы появились в Египте, с IV в. они распространились по всей Византии.
Источник: Культура Византии. Истоки православия. Учебный словарь. 2012
Кодекс
(лат. codex, изначально — ствол, пень, позже — книга).
1. Связка из неск. табличек, покрытых воском, скрепл. друг с другом с одной стороны. Прообраз существующей в настоящее время книги. Когда каждые 2 таблички были заменены слож. посередине листом папируса или пергамента, возникла осн. форма К. Вместе складывали обычно лишь неск. листков — от 4 до 6, — а затем соединяли значительное число таких связок. Существуют и К., состоящие из одной книжки. Форматы К. очень разнообразны. Различна и их обработка, способ письма и т. п. Часто на одной стороне помещаются две колонки текста. Иногда К. оборачивались в обложку наподобие переплета книги, имевшую тиснение и украшения. Материалом для К. служили пергамент, папирус, бумага. Существование К. с достоверностью засвидетельствовано для 1 в. н. э., ко 2 в. относятся егип. собрания документов. Благодаря своей практичности и дешевизне К. постепенно вытеснили свиток.
2. Собрание законов, специально — конституции. Планы кодификации законов обсуждались уже Цезарем и Помпеем с целью придать юрисдикции прочную основу. Древнейшие К. относятся ко времени Диоклетиана (Codex Gregorianus: собрание законодательных актов от Адриана до Диоклетиана; Codex Hermogenianus: Constitutiones Diocletiani). Прочие К.: Codex Theodosianus; Codex Iustinianus. В новое время также применяется для обозначения сборника законодательных актов: Code civil, Code Napoleon.
1. Связка из неск. табличек, покрытых воском, скрепл. друг с другом с одной стороны. Прообраз существующей в настоящее время книги. Когда каждые 2 таблички были заменены слож. посередине листом папируса или пергамента, возникла осн. форма К. Вместе складывали обычно лишь неск. листков — от 4 до 6, — а затем соединяли значительное число таких связок. Существуют и К., состоящие из одной книжки. Форматы К. очень разнообразны. Различна и их обработка, способ письма и т. п. Часто на одной стороне помещаются две колонки текста. Иногда К. оборачивались в обложку наподобие переплета книги, имевшую тиснение и украшения. Материалом для К. служили пергамент, папирус, бумага. Существование К. с достоверностью засвидетельствовано для 1 в. н. э., ко 2 в. относятся егип. собрания документов. Благодаря своей практичности и дешевизне К. постепенно вытеснили свиток.
2. Собрание законов, специально — конституции. Планы кодификации законов обсуждались уже Цезарем и Помпеем с целью придать юрисдикции прочную основу. Древнейшие К. относятся ко времени Диоклетиана (Codex Gregorianus: собрание законодательных актов от Адриана до Диоклетиана; Codex Hermogenianus: Constitutiones Diocletiani). Прочие К.: Codex Theodosianus; Codex Iustinianus. В новое время также применяется для обозначения сборника законодательных актов: Code civil, Code Napoleon.
Источник: Словарь античности. 1989
Кодекс
лат. codex — букв, ствол, бревно) — основная форма средневековой книги из пергамена (с VI в.), в период Позднего Средневековья — из бумаги. Папирус как писчий материал не сразу исчез из употребления. В эпоху Раннего Средневековья его привозили из Египта, а в X в. наладили производство и в Сицилии. Однако применялся он в основном для документов папской курии (до конца XI в.), а не для книг. В странах, расположенных севернее Альп, папирус был заменен пергаменом, и до XIII в. именно пергамен был основным материалом для письма.
Писали гусиными, лебяжьими и павлиньими перьями по линейкам, намеченным пункторием и проведенным острой палочкой, дававшей бесцветный след. С сер. XI в. иногда проводили цветные линейки (след от свинцовой пластинки), а в XIII в. подчас делали их чернилами. Чернила изготавливали из сока дубовых орешков, и они отличались большой стойкостью — смыть их практически было невозможно. Часто (из-за дороговизны пергамена) текст в к. счищался и записывался заново (см. Палимпсест). При переписке употреблялись и цветные чернила. Так, красными чернилами выписывали вводные или заключительные слова главы. Для инициалов предпочитали краски, в XII в. — красную, зеленую и голубую (Средневековье любило сверкающие, яркие цвета, это был «варварский» вкус).
Текст писали различными (в зависимости от времени) типами письма (см. Каролингский минускул; Унциальное письмо), затем иллюминировали (см. Иллюминирование). Тетради (см. Кватернион) сшивали, обрезали, выравнивали страницы, заключали в переплет из досок, обтянутых кожей, и переплетали. Именно с к. связано появление переплета, страниц. Он вытеснил ант. формы книги — свитки и восковые таблички. С XIII в. появились застежки или кожаные завязки для стягивания досок переплета. Доски переплета украшали металлич. пластинками по углам и посередине. Металлич. наугольники придавали переплету прочность, а выпуклые шишечки на поверхности переплета оберегали кожу от царапин при соприкосновении с поверхностью стола. Затем к. обычно передавали в библиотеку монастыря на хранение. Библиотекарь вел учет книг, составлял их список — каталог, ведал книжным обменом, охранял библиотеку от пожаров и крыс. Вплоть до XIII в. собраниями книг владели только монастыри. В дальнейшем книги хранились также во дворцах королей, крупных сеньоров. Так, большим собранием (1000 книг) располагал королев, замок Лувр. Для большинства населения (неграмотного и малоимущего) рукописная книга была недоступной роскошью, драгоценностью, к ней (особенно в эпоху расцвета Средневековья) испытывали страх и почтение, ее видели только во время богослужения (Библию, Евангелие).
Писали гусиными, лебяжьими и павлиньими перьями по линейкам, намеченным пункторием и проведенным острой палочкой, дававшей бесцветный след. С сер. XI в. иногда проводили цветные линейки (след от свинцовой пластинки), а в XIII в. подчас делали их чернилами. Чернила изготавливали из сока дубовых орешков, и они отличались большой стойкостью — смыть их практически было невозможно. Часто (из-за дороговизны пергамена) текст в к. счищался и записывался заново (см. Палимпсест). При переписке употреблялись и цветные чернила. Так, красными чернилами выписывали вводные или заключительные слова главы. Для инициалов предпочитали краски, в XII в. — красную, зеленую и голубую (Средневековье любило сверкающие, яркие цвета, это был «варварский» вкус).
Текст писали различными (в зависимости от времени) типами письма (см. Каролингский минускул; Унциальное письмо), затем иллюминировали (см. Иллюминирование). Тетради (см. Кватернион) сшивали, обрезали, выравнивали страницы, заключали в переплет из досок, обтянутых кожей, и переплетали. Именно с к. связано появление переплета, страниц. Он вытеснил ант. формы книги — свитки и восковые таблички. С XIII в. появились застежки или кожаные завязки для стягивания досок переплета. Доски переплета украшали металлич. пластинками по углам и посередине. Металлич. наугольники придавали переплету прочность, а выпуклые шишечки на поверхности переплета оберегали кожу от царапин при соприкосновении с поверхностью стола. Затем к. обычно передавали в библиотеку монастыря на хранение. Библиотекарь вел учет книг, составлял их список — каталог, ведал книжным обменом, охранял библиотеку от пожаров и крыс. Вплоть до XIII в. собраниями книг владели только монастыри. В дальнейшем книги хранились также во дворцах королей, крупных сеньоров. Так, большим собранием (1000 книг) располагал королев, замок Лувр. Для большинства населения (неграмотного и малоимущего) рукописная книга была недоступной роскошью, драгоценностью, к ней (особенно в эпоху расцвета Средневековья) испытывали страх и почтение, ее видели только во время богослужения (Библию, Евангелие).
Источник: Средневековый мир в терминах, именах и названиях. 1999