КОЙРАНСКИЙ Александр Арнольдович (Ааронович)
КОЙРАНСКИЙ Александр Арнольдович (Ааронович)
19(7).02.1884 (Москва)- 1968 (Пало-Альто, шт. Калифорния, США). График и литератор. Сын купца 1-й гильдии, владельца писчебумажного магазина в Москве. Учился в коммерческом училище, затем в гимназии Ф. И. Креймана (1898-1903) и на юридическом факультете Московского университета (1903-09). До 1907 занимался в МУЖВЗ у К. Ф. Юона, позже написал о нем монографию (Пг., 1918). Входил в Общество им. Леонардо да Винчи (1906-07), участвовал в 1-й Выставке общества художников «Московский салон» (1911). Выставлял офорты, акварели, графику. Создал первый (отвергнутый А. А. Блоком) вариант обложки к книге «Стихи о Прекрасной Даме» (1905), исполнил обложку альманаха «Корабли» (М., 1907), рисовал для журналов «Кривое зеркало» (1910, № 3—6) и «Рампа и жизнь» (1915, № 4). Создал карандашные портреты М. Горького и И. А. Бунина. Был близок к московским символистским кругам, входил в кружок литераторов при книгоиздательстве «Гриф» и в Общество свободной эстетики. Как поэт испытал сильное влияние лирики В. Я. Брюсова. Публиковал стихи в журналах и альманахах «Отблески» (М., 1902), «Гриф» (М., 1903-05), «Весы» (М., 1904), «Перевал» (М., 1906), «Чтец-декламатор» (Т. 3. Киев, 1909), «Русская мысль» (М., 1911) и др. С 1905 выступал как театральный и художественный критик в газетах «Раннее утро», «Биржевые ведомости», «Утро России» и «Русское слово». Печатался под псевдонимами: «Г. Тверской», «А. К.», «Александр-ский», «Rapin». В 1913 стал одним из организаторов общества для распространения французского языка «Alliance Frangaise »; перевел на русский язык романы Клода Фаррера и Анри де Ренье. В 1917 вошел в Профессиональный союз художников-живописцев Москвы. Весной 1918 уехал на юг России, сотрудничал в одесской газете «Наше слово». В апреле 1919 эвакуировался из Одессы на греческий остров Халки, оттуда через Марсель попал в Париж. Сотрудничал в газетах «Голос России», «Общее дело», «Последние новости», в журнале Дона Аминадо «Зеленая палочка». Продолжал заниматься литературным переводом. В 1921-22 по предложению М. В. Вишняка был секретарем журнала «Современные записки» (Берлин). Входил в общество «Мир искусства» в Париже, был членом комитета выставки «Мир искусства» в галерее La Boetie (1921). В 1922 в качестве художника-декоратора и помощника режиссера театра Н. Ф. Балиева «Летучая мышь» выехал на гастроли в США и остался там. Оформил балет «Дедушка Мороз» на музыку А. К. Лядова (балетм. М. М. Фокин) для Театра Нового Амстердама в Нью-Йорке (1923), участвовал в оформлении ба337 летов «Эльфы» Ф. Мендельсона и «Медуза» П. И. Чайковского в постановке М. М. Фокина для Метрополитен-Опера (1924). По просьбе К. С. Станиславского редактировал и подготовил к изданию его книгу «Моя жизнь в искусстве» (Boston, 1924; London. 1980). Позже отошел от литературной и художественной деятельности. В 1935 его работы демонстрировались на Выставке русских художников в Булонь-Бийанкуре под Парижем. В послевоенные годы преподавал русскую словесность.
Источник: Художники русского зарубежья 1917-1939. Биографический словарь. 1999