КОККИНАКИ Владимир Константинович
Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999
В Советской Армии с 1925. В 1938 совершил беспосадочный перелет Москва – Владивосток за 24 часа 36 минут, в 1939 – беспосадочный полет по маршруту Москва – остров Мискоу (США) за 22 часа 56 минут. И.В. Сталин называл В.К. Коккинаки одним из лучших испытателей и высотников советской авиации.
Во время Великой Отечественной воины Советского Союза руководил испытаниями новых типов самолетов.
Источник: Воронежская военно-историческая энциклопедия. Том 1. Персоналии.
(25.06.1904—07.01.1985) — заслуженный летчик-испытатель СССР (1959), заслуженный мастер спорта СССР (1959), дважды Герой Советского Союза (1938, 1957), лауреат Ленинской премии (1960), генерал-майор авиации (1943). В 1935—1965 гг. работал в ОКБ С. В. Ильюшина. Испытывал Ил-2, -4, -10, -12, -14, -18, -62. В 30-х годах совершил несколько дальних перелетов, в т. ч. в США. Установил 14 мировых рекордов. Освоил 62 типа самолетов. С 1961 г. вице-президент, с 1967 г. президент, с декабря 1968 г. почетный президент FAI. Награжден Золотой авиационной медалью FAI, ожерельем "Роза ветров" с бриллиантами. В 1937—1950 гг. был депутатом Верховного Совета СССР. Автор книг "Как мы летели", "Курс на восток". Бронзовый бюст установлен в Новороссийске. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Коккинаки, Владимир Константинович
(25.6.1904—7.1.1985). Летчик-испытатель. Родился 25 июня 1904 года в городе Новороссийск ныне Краснодарского края. Работал колхозником на виноградных плантациях, матросом и грузчиком в порту. В Советской армии с 1925. До 1927 служил в пехоте. В 1928 окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, в 1930 — Борисоглебскую военную авиационную школу летчиков. Служил в строевых частях ВВС. В 1932—1935 — летчик-испытатель НИИ ВВС. В 1935—1964 — старший летчик-испытатель ОКБ С. В. Ильюшина. Поднял в небо и провел испытания всех самолетов ОКБ, выпущенных в эти годы — штурмовиков Ил-2 и Ил-10; бомбардировщиков ДБ-3, Ил-4, Ил-22, Ил-28, Ил-30, Ил-46, Ил-54; пассажирских самолетов Ил-12, Ил-14, Ил-18, Ил-62 и их различных модификаций. 20 апреля 1936 впервые в стране выполнил петлю Нестерова на двухмоторном самолете. 27—28 июня 1938 на самолете ЦКБ-30 "Москва" с штурманом А. М. Бряндинским совершил беспосадочный перелет по маршруту Москва—Дальний Восток протяженностью 7580 км. Звание Героя Советского Союза Владимиру Константиновичу Коккинаки присвоено 17 июля 1938 года за выполнение перелета и проявленные при этом мужество и героизм. 28—29 апреля 1939 на самолете ЦКБ-30 "Москва" с штурманом М. Х. Гордиенко совершил беспосадочный перелет Москва—США протяженностью 8000 км. В годы Великой Отечественной войны совмещал работу летчика-испытателя, начальника Главной инспекции Наркомата авиационной промышленности и начальника летно-испытательной службы авиационной промышленности. Установил 20 мировых авиационных рекордов: в 1936—1937 — 7 рекордов скорости и грузоподъемности на самолете ЦКБ-26; в 1958—1960 — 13 рекордов скорости и грузоподъемности на самолете Ил-18. За мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники, 17 сентября 1957 вторично присвоено звание Героя Советского Союза. В 1961—1968 — вице-президент и президент, с декабря 1968 — почетный президент ФАИ. Жил в Москве. С 1964 работал в ОКБ С. В. Ильюшина инженером-методистом. Умер 7 января 1985. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище. Заслуженный летчик-испытатель СССР (1959). Ленинская премия (1960). Награжден 6 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 3 орденами Красного Знамени, 2 орденами Отечественной войны 1-й степени, 4 орденами Красной Звезды, медалями, иностранными наградами. Удостоен Золотой авиационной медали ФАИ (1965).
В семье было пять братьев, причем все были связаны с авиацией. Александр – воен. летчик, погиб в бою во время Вел. Отеч. войны, Павел – авиац. инженер.
Константин (26.2.1910–4.3.1990), летчик?испытатель, Герой Сов. Союза (21.8.1964), полк. В 1930 вступил в РККА. В 1936–38 летчик?испытатель. С авг. 1938 по март 1940 находился в спец. командировке в Китае, участвовал в боевых действиях с японцами; зам. ком., ком. истребительной авиагруппы, воен. советник. Совершил 166 боевых вылетов. В Вел. Отеч. войну с июня 1941 зам. ком. 401?го истребительного авиаполка особого назначения (Зап. фронт), сформированного из летчиков?испытателей. Совершил 98 боевых вылетов, сбил лично 4 и в группе 3 самолета противника. Затем отозван с фронта, облетывал поставляемые по ленд?лизу английские истребители «Томагавк». С 1950 в запасе. С 1951 летчик?испытатель, с 1964 летчик транспортного отряда, с 1966 ведущий инженер, с 1985 ст. инженер ОКБ А.И. Микояна.
Валентин (18.2.1916–25.8.1955), летчик?испытатель, майор (1949). В дек. 1936 поступил в РККА. В Вел. Отеч. войну с июня 1941 по сент. 1942 ком. звена, эскадрильи 66?го штурмового авиац. полка. С нояб. 1942 летчик?испытатель воен. приемки различных авиазаводов. С февр. 1950 в запасе. В 1950 был арестован, в 1951 освобожден. С 1951 летчик?испытатель авиазавода. Погиб при выполнении испытательного полета.
Источник: Великая Отечественная война. Большая биографическая энциклопедия. 2013