КОКОРИНОВ Александр Филиппович
Источник: История России. Словарь-справочник. 2015
В 1754 Кокоринов переехал в Петербург, был произведен в архитекторы и поступил в помощники к В.В. Растрелли. С 1758 Кокоринов был связан с Академией художеств, где был одним из первых русских преподавателей. В 1760 он был назначен инспектором, а в 1761 - директором Академии художеств. В 1765 стал профессором архитектуры, в 1767 - адъюнкт-ректором, в 1769 - ректором Академии художеств.
Ранние работы Кокоринова связаны с архитектурой барокко (дворец-усадьба К.Г. Разумовского в Петровском-Разумовском под Москвой, 1752-53). Поздние постройки характерны для раннего классицизма (дворец К.Г. Разумовского, 1762-66). В полной мере представления классицизма были воплощены им в здании петербургской Академии художеств (1764-88), в проектировании и строительстве которого Кокоринов (совместно с французским арх. Ж.Б. Валлен-Деламотом) принимал участие. Здание Академии художеств отличается рациональностью и геометрической сдержанностью декоративных приемов обработки фасадов и цельностью образа, поражающего одновременно внушительностью объемов и изысканностью воплощения.
Л.Н. Вдовина
Кокоринов Александр Филиппович - даровитый архитектор (1726 - 1772). Принят, в 1742 году, на службу в московское дворцовое ведомство ""архитектурии учеником""; в 1754 году произведен в унтер-архитекторы и поступил в помощники к графу Растрелли . К этой поре относится сближение Кокоринова с И.И. Шуваловым , для которого он выстроил роскошный дом в Петрограде (нынешнее министерство юстиции). Шувалов, по учреждении Академии Художеств, сделал Кокоринова своим ближайшим сотрудником по ее устройству и управлению. В 1760 году Кокоринов назначен инспектором, затем директором академии, с почти неограниченной властью. Пользуясь доверием преемника Шувалова, Бецкого , Кокоринов завел порядок в классах академии и во всех частях ее хозяйства, снабдил ее пособиями, необходимыми для ее правильного развития, и возбудил интерес к ней не только в высшем кругу, но и в средних слоях русского общества. В 1764 году он приступил к сооружению здания академии по плану В. де ла-Мотта, при чем замысел некоторых частей составлен им лично. С 1769 года был ректором академии. Под влиянием поднявшихся против Кокоринова интриг, Бецкий перестал относиться к нему с прежним доверием и назначил несколько комиссий для проверки положения хозяйственных дел академии, в особенности же расходов по постройке академического здания. Ревизоры не нашли в распоряжениях Кокоринова ничего предосудительного или неправильного, кроме некоторой небрежности, с формальной стороны, в ведении счетов, но Кокоринов стал задумываться, заговариваться и в припадке меланхолии повесился на чердаке своего дома.
Источник: Биографический словарь. 2008
— архитектор, директор Академии Художеств, род. 29 июня 1726 г., ум. 10 марта 1772 г. Родился на одном из сибирских заводов Демидова, где отец его был тоже архитектором. В 1742 г. принят на службу в Москве "архитектории учеником". Б 1754 г. он построил в Петербурге великолепный дом для И. И. Шувалова на углу Невского и Малой Садовой и получил за это звание унтер-архитектора, а вскоре за тем звание придворного архитектора, с жалованием в 600 р. в год; новоселье в новом доме И. И. Шувалова и маскарад, бывший по этому случаю, воспеты в одной из од Ломоносова. А. Ф. Кокоринов обладал не только выдающимися дарованиями архитектора, он был вообще человек с обширными познаниями и в высшей степени одаренный чувством изящного и любовью к нему; И. И. Шувалов, близко узнав его, вполне оценил его дарования. — В марте 1758 г. открыта была, наконец, в Петербурге Академия Художеств, первоначально управление ею было вверено кн. П. В. Хованскому, родственнику кн. Н. Ю. Трубецкого; но Хованский оказался человеком совершенно неподходящим для этого дела и И. И. Шувалов вскоре привлек к ближайшему участию в делах Академии Кокоринова. 15 октября 1758 г. он был назначен архитектором Академии, 1 ноября 1760 г. — инспектором, а 21 июня 1761 г. ему поручена была дирекция над Академией. Во все время главного управления ею Шувалова А. Ф. Кокоринов пользовался полной доверенностью известного мецената и, опираясь на него, энергично и умело работал на пользу вновь возникшего учреждения. При его ближайшем участии были перестроены, сообразно нуждам Академии, пожалованные ей два дома князя Алексея Долгорукова, на углу 4-й линии и набережной Невы, организовано было преподавание в классах: живописном, скульптурном, гравировальном и архитектурном; архитектуру читал сам Кокоринов и читал по-русски — для того времени это являлось делом и новым, и нелегким, так как терминология была еще недостаточно разработана; по другим предметам преподавание нередко велось по-немецки или по-французски, кроме того, преподавались ученикам Академии арифметика, история и мифология. Кокоринов с большой любовью относился к воспитанникам Академии; под его влиянием жестокие наказаний — почти неизбежно сопровождавшие в то время всякое обучение из Академии были совершенно изгнаны. В среде учеников Кокоринов быстро заметил несколько молодых талантов — каковы художник А. П. Лосенко, архитектор В. И. Баженов, скульптор Ф. И. Шубин, гравер Е. П. Чемезов; рекомендация Кокоринова доставила всем им покровительство И. И. Шувалова и все удобства для их художественного развития. В 1760 г. Кокоринов женился на дочери Григория Акинфиевича Демидова, Пульхерии, и таким образом получил возможность жить богато и занять самостоятельное положение в петербургском обществе. Талантливый, живой и общительный человек он в скором времени сделался любимцем этого общества; к нему постоянно обращались за всякого рода советами и указаниями по художественной части, а он со своей стороны старался всячески поддерживать в обществе вкус к изящному и вместе с тем доставлять работу русским художникам и распространять их произведения. Так, он ввел в моду гравированные пригласительные билеты на вечера и гравированные визитные карточки, исполнение которых поручалось русским граверам; он завел художественные аукционы из произведений учеников и профессоров Академии; и аукционы эти, на которых фигурировали, между прочим, офорты Чемезова и знаменитый портрет императрицы Елизаветы, работы Шмидта, вошли скоро также в моду у петербургской знати. При Кокоринове Академия исполнила немало поручений по покупке и выписке из-за границы для частных лиц картин и статуй. Кокоринов был близок с Ф. Г. Волковым и его труппой и охотно принимал участие в устройстве домашних спектаклей, сам проектировал декорации, костюмы и т. д. По поручению И. И. Шувалова Кокоринов дал отзыв, представленный от имени Шувалова, о проекте памятника Петру Великому, выработанном Ломоносовым; наконец он был членом траурной комиссии для погребения императрицы Елизаветы.
С воцарением императрицы Екатерины II главное заведывание Академией Художеств перешло к И. И. Бецкому, и положение Кокоринова довольно скоро изменилось к худшему. Некоторое время, впрочем, Кокоринов действовал по-прежнему. Именно в начале нового царствования он закончил свой грандиозный и великолепный проект, по которому впоследствии и было воздвигнуто нынешнее здание Академии Художеств; к 1769 г. готовы были чертежи всех деталей и планы. Иностранцы, посещавшие Петербург, долго не хотели верить, что это здание воздвигнуто по проекту русского архитектора. На месте, ныне занимаемом Академией, стояли тогда три отдельных, разной величины дома. Кокоринов сумел воспользоваться ими и до minimum´а низвести необходимую ломку и переделку во время работ над проектом здания по 1 января 1765 г. Кокоринов получал из статс-конторы особое вознаграждение по 700 руб. в год; впоследствии статс-контора, ссылаясь на указ 1723 г., предъявила к художнику взыскание, требуя возврата этих денег, но по Высочайшему повелению, в октябре 1765 г., взыскание это было отменено, в силу привилегии Академии, по которой художники за чрезвычайные, не по должности, труды имели право и на особое вознаграждение.
Торжественная закладка проектированного Кокориновым здания совершена была 7 июля 1765 г. в присутствии императрицы и великого князя Павла Петровича с необыкновенной пышностью; чрезвычайно красиво декорировано было и место закладки и существовавшие академические здания, тоже по проекту Кокоринова; в день закладки Кокоринов получил диплом на звание профессора архитектуры; он и после этого продолжал править директорскую должность, выбираемый на нее через год, ибо по новому уставу директор должен был ежегодно сменяться. Под его наблюдением велись работы по сооружению нового здания. Эти работы и послужили источником всех неприятностей, омрачивиших последние годы жизни Кокоринова, и отчасти даже причиной преждевременной его смерти. И. И. Бецкий не имел к нему такого доверия, как И. И. Шувалов, кажется даже несколько недолюбливал его, как человека чрезвычайно талантливого, который отчасти заслонял его, являясь в глазах всех истинным руководителем Академии. Когда в течение турецкой войны замедлилась выдача из казны денег, определенных на постройку нового здания Академии, Кокоринов употребил на эту работу некоторые, довольно значительные, суммы из экономических денег Академии. По этому поводу между ним и Бецким произошли довольно крупные неприятности, и Бецкий не только наговорил Кокоринову много резкого и обидного, но заподозрил его в растрате; назначена была комиссия для рассмотрения денежных дел Академии, и она блестящим образом оправдала, но уже не Кокоринова, а его память. Сам он покончил жизнь самоубийством, истомленный этими неприятностями. С конца 1771 г. он был очень расстроен нервно; его лечили от меланхолия; утром 10 марта 1772 г. он успел скрыться от надзора наблюдавших за ним людей и повесился на чердаке одного из академических зданий. С особого разрешения митрополита Гавриила Кокоринов был похоронен, по христианскому обряду и с большой торжественностью на Смоленском кладбище. После него осталась одна дочь, Анастасия, которая умерла в девицах 5 октября 1785 г.
src="http://pagead2.googlesyndication.com/pagead/show_ads.js">
Совет Академии, ходатайствуя перед И. И. Бецким о пенсии вдове Кокоринова, подал ему представление, в котором, между прочим, говорит: "сея Академии бывший ректор А. Ф. Кокоринов служил при оной с самого первого времени ее основания и как при первом господине учредителе, так и в последующее время с состояния конфирмованного Академии устава и штата под ведомством Вашего Высокопревосходительства, сочинил проекты и планы новому академическому зданию, будучи сверх того главным исполнителем ваших повелений, касающихся до положения первых оснований столь полезного в России монумента премудрой Екатерины второй... Сверх предписанных господам профессорам, адъюнкт-ректорам и ректорам трудов, помянутый г. Кокоринов исправил новое академическое здание производством действительного строения от положения первого фундамента по нынешнее состояние зданий, не оставляя для себя, так сказать, часа свободного времени"...
Здание Академии Художеств остается блестящим памятником талантов Кокоринова, как архитектора, а вся история Академии Художеств за время его директорства — свидетельством его недюжинных административных способностей, его художественного вкуса и любви к родному искусству. — В Академии Художеств сохраняется превосходный портрет Кокоринова работы Левицкого; с него существуют гравюры Олещинского на меди и Серякова — на дереве.
Статья П. П — ва в "Ниве", за 1870 г., №№ 47, 48 и 52; "Сборник матер. для истории Акад. Худож.", I, 215—218 и др.; "Северный Вестник", 1804, ч. I, 354; "Художеств. Известия", 1836, № 2.
{Половцов}
Кокоринов, Александр Филиппович
— даровитый архитектор, первый директор воспитательного училища при императорской академии художеств, много потрудившийся над первоначальной ее организацией, строитель нынешнего ее здания, род. 29 июля 1726 г., на одном из сибирских заводов Демидова, где его отец служил также архитектором. Получив, по всей вероятности, от него первоначальную подготовку, был принят, в 1742 г., на службу в московское дворцовое ведомство "архитектурии" учеником, в 1754 г. произведен в унтер-архитекторы и поступил в помощники к знаменитому зодчему Елизаветинских времен, графу Растрелли. К этой поре относится сближение К. с И. И. Шуваловым, для которого он выстроил самостоятельно роскошный дом в СПб. и который, оценив его ум, энергию и художественный талант, доставил ему звание придворного архитектора, а по учреждении академии художеств сделал своим ближайшим сотрудником по ее устройству и управлению. В 1758 г. К. был наименован архитектором при академии, в 1760 г. получил в ней должность инспектора и, всего через полгода после того, назначен ее директором, почти с неограниченной властью. Это назначение было подтверждено преемником Шувалова по главному начальствованию над академией, И. И. Бецким. Пользуясь доверием обоих вельмож, К. в короткий срок поставил новооткрытый рассадник художественного образования в России на твердую ногу: завел порядок в классах академии и во всех частях ее хозяйства и администрации, снабдил ее пособиями, необходимыми для ее правильного развития, и возбудил интерес к ней не только в высшем кругу, но и в среднем слое русского общества, он сочинил для нее проект величественного здания (взяв при этом за образец казертский дворец) и в 1764 г. приступил к его сооружению, которым и занимался неустанно до конца своих дней. В 1765 г. академия почтила его избранием в профессора, а в 1769 г. — в ректоры. Однако, последние годы жизни многозаслуженного художника были омрачены поднявшимися против него интригами: мнительный и подозрительный Бецкий, прислушиваясь к наветам завистников К. и кляузников, перестал относиться к нему с прежним доверием и, наконец, назначил несколько комиссий для проверки положения хозяйственных дел академии, в особенности же расходов по постройке академического здания. Хотя ревизоры не нашли в распоряжениях К. ничего предосудительного для его чести или неправильного, кроме некоторой небрежности, с формальной стороны, в ведении счетов, тем не менее неприятности, сопряженные с этой ревизией, роковым образом повлияли на его здоровье и душевное состояние: он стал худеть, задумываться, заговариваться, и, в припадке меланхолии, повесился на чердаке своего дома, 10 марта 1772 г. Академическое здание осталось после него возведенным уже почти вполне, так что на долю последующих строителей, Фельтена и др., пришлась только детальная отделка этого, едва ли не самого лучшего из архитектурных памятников Екатерининской эпохи, и перестройка некоторых его частей, сообразно изменившимся условиям его назначения.
А. С—в.
{Брокгауз}
Кокоринов, Александр Филиппович
(1726—1772) — С 1749 г. преподавал в архитектурной школе Д. В. Ухтомского. Занимался реставрацией стен и ворот проездных башен Кремля. С 1761 г. директор, а с 1768 г. — ректор Императорской Академии художеств.