Kolbe, Georg) 1877, Вальдхайм, Саксония — 1947, Берлин. Немецкий скульптор. Обучался профессии живописца в дрезденской Школе прикладного искусства (1892—1894), затем продолжил образование в мюнхенской Академии художеств (1895—1897), в Академии Жюлиана в Париже (1897—1898). В Париже познакомился с искусством Родена, которое произвело на него глубокое впечатление. В 1898—1901 жил в Риме, где осваивал технику литографии, одновременно совершенствуясь в живописном мастерстве и совершая поездки по городам южной Италии. Встретившись в Риме со скульптором-неоклассицистом Луи Тюайоном, решил заняться скульптурой. В 1904 переселился в Берлин, где стал членом "Берлинского Сецессиона". В 1900—1920-х много путешествовал по странам Европы и Ближнего Востока (Италия, Франция, Англия, Бельгия, Голландия, Греция, Швейцария, Тунис, Египет, Турция). В 1919 стал членом Прусской академии художеств и президентом "Свободного Сецессиона" в Берлине. Творческая манера Кольбе складывалась под значительным воздействием импрессионизма Родена и "неоклассицизма" Майоля. Его ранние скульптуры в спиралевидных разворотах пронизаны танцевальными ритмами (Танцовщица, 1912, Берлин, Нац. галерея; Амазонка, 1912; Танцовщик (Нижинский), 1913—1919; обе — Берлин, Музей Георга Кольбе; Наяда, 1912—1919, Москва, Гос. музей изобразительных искусств им А. С. Пушкина). В памятнике Гейне во Франкфурте-на-Майне (1912—1913) лирико-поэтическое содержание передано аллегорической группой взлетающего в танце юноши и мечтательно откинувшей голову девушки. Классический мотив обнаженной фигуры наделяется в скульптурах Кольбе живым трепетом светотени на бронзовой поверхности. Импрессионистическая проработка поверхности особенно выразительна в портретах (Фридрих Эберт, 1925; Пауль Кассирер, 1925; Бенжамин Кольбе, 1915—1929; Макс Фридлендер, 1927; все — Берлин, Музей Г. Кольбе). В 1920-х Кольбе, не отступая от классической нормы, обращается к драматическим сюжетам. Его скульптуры на христианские темы пронизаны внутренним напряжением (Танец смерти, 1923, частное собрание; Ассунта, 1921; Пьета, 1928—1930; обе — Берлин, Музей Г. Кольбе). Особой экспрессией отличаются фигуры, представленные в попытке взлета, в момент зависания или падения (Сон, 1922; Ночной гений, 1923; Возносящиеся в облака, 1924—1925; Паоло и Франческа, 1925; Ночь, 1926—1930; все — Берлин, Музей Г. Кольбе). Сложные движения коленопреклоненных фигур отражают противоречивые состояния — неуклонного тяготения к земле и устремленности вверх, к свободному парению в пространстве (Ползущая, 1922; Коленопреклоненная, 1928; Падающий, 1924; Зов земли, 1925—1932; все — Берлин, Музей Г. Кольбе). В период Третьего рейха "классицизм" Кольбе получил одобрение властей; попытка направить его в русло нацистской пропаганды привела к оскудению пластического языка мастера (Восхождение Заратустры, 1933, Берлин, Музей Г. Кольбе; памятник воинам в Штральзунде, 1935). После смерти художника в Берлине был открыт Музей Г. Кольбе.
Лит.: Meier K. E. Georg Kolbe (1877—1947). Ann Arbor, 1966; Neckenig F. J. Bildhauer Georg Kolbe (1877—1947). Stilphasen und ihre Voraussetzungen. Berlin, 1972; Berger U. Georg Kolbe. Leben und Werk. Mit dem Katalog der Kolbe-Plastiken im Georg Kolbe Museum. Berlin, 1990.
В. Крючкова