(р. 20.11.1954) — каз. философ; спец. по диалектике как логике науч. познания; д-р филос. наук, доц. Род. в Алма-Ате. Окончил филос.-экон. ф-т Казахского гос. ун-та и асп. ИФП АН Казахской ССР (1981). С 1981 по 1985 — мл. н. с. того же ин-та, с 1985 — ст. н. с. С 1997 по наст. вр. — зав. отделом диалектики и теории познания ИФ Мин-ва науки — АН Республики Казахстан. Докт. дисс. — "Философские основания целостного мировоззрения" (1993). Гл. идеи, обосновываемые в трудах К.: 1. Человек — существо не биол. или соц., а универсальное. При этом сущностью человека, стержнем его универсальной природы является человечность, т. е. дух.-нравств. начало. Следовательно, целостное мировоззрение предполагает признание того, что мироздание зиждется не только на без раз л.-едином основании, но и содержит в себе специфически-дух. творч. аспект. 2. Совр. глоб. кризис с его гипертрофией разума и плоти — следствие кризиса дух.-нравств. человеч. устоев. Поэтому Восток и Запад, абсолютизирующие, соответственно, разум (сознание) и материю (материально-техн. сторону бытия), по сути своей — один и тот же тупиковый путь развития человечества. Предпочтительнее по своему мироотношенческому потенциалу выглядит евразийство, но оно является лишь промежуточным между Востоком и Западом, а потому разорванным типом отношения человека к миру. 3. Необходимо миро-отношение интегральное. Оно подразумевает гармонию материального и дух. начал, одухотворение материальной основы бытия человека. Причем развитие духовности возможно только через предметно-практич. непосредственное межсубъектное взаимодействие. Поэтому сегодня требуется и новая форма общежития людей: в гармонии человека с природой, др. людьми и самим собой, по типу экополисов на базе дух. единства. Сама филос. также должна в ближайшем будущем претерпеть коренную трансформацию и перерасти из сугубо рациональной, а значит, частичной формы культуры в союз с религией и исскуством, т. е. в новую, интегральную форму культуры и мироотношения.
Соч.
: Самопознание как фактор личностной эволюции // XIX Всемирный философский конгресс. Доклады казахстанской делегации. Алматы, 1993; Логика целостного мировоззрения. Алматы, 1993; Архитектоника личности: уровни метасознания // В. Национальной Академии наук Республики Казахстан. 1994. № 4; Что такое евразийство // Простор. 1996. № 4; Свобода, собственность, прогресс в контексте духовных учений Востока // Мысль, 1996. № 10; Евразийство — метафора большого явления. [В соавт.] // Мысль. 1997. № 10; Загадка Будды (Книга-гипотеза). Алматы, 1997.