КОЛЬЦОВ
КОЛЬЦОВ
Алексей Васильевич (1809–1842) — русский поэт, выходец из семьи воронежского мещанина, с детских лет помогал отцу и образования почти не полу-чил. Стихи начал писать с 16 лет. Благодаря знакомству с приехавшим в Воронеж Н. В. Станкевичем стихи Кольцова стали известны В. Г. Белинскому, который оказал определяющее влияние на судьбу поэта, на формирование его мировоззрения. В 1835 г. вышла в свет первая книга поэта, после чего талантливого самоучку поддер-жали А. С. Пушкин, И. А. Крылов, П. А. Вяземский, В. Ф. Одоевский. Они увидели в нем подлинный народный талант, открывший для поэзии новые пласты народной жизни (несмотря на некоторую идеализацию). Многие песни и стихи Кольцова положены на музыку А. С. Даргомыжским, Н. А. Римским-Корсаковым, М. П. Мусоргским, М. А. Балакиревым.
КОЛЬЦОВ
Алексей Васильевич (1809, Воронеж – 1842, там же), русский поэт. Родившись в семье прасола (торговца скотом), получил минимальное начальное образование, недостатки которого всю жизнь пытался восполнить самостоятельно. Познакомившись в 1825 г. со стихотворениями поэтов нач. 19 в., Кольцов осваивает опыт рус. поэзии – изображение человека как части природного мира («Осень», 1828; «Веселый час», 1830), создает стилизации народных песен, в которых отразилось юношеское увлечение девушкой-служанкой в доме отца – «Песни» («Если встречусь с тобой…», 1827; «Увижу ль я девушку…», 1829). В 1830 г. знакомится с Н. В. Станкевичем, а через него с известными литераторами. В 1836 г. стихи Кольцова публикует в «Современнике» А. С. Пушкин, самым близким по духу стал для Кольцова В. Г. Белинский (с 1838). Но вскоре поэт начинает описывать народную жизнь вне системы ценностей, созданных цивилизацией («Сельская пирушка», 1830). Этот подход к изображению народной жизни определил его зрелое творчество. Крестьянский труд – это не философско-нравственная категория: благо или тяжесть, способ преображения жизни или достижения «счастья» и т. п., – а средство добывания пищи: «Песня пахаря» (1831), «Размышления поселянина» (1832), «Не шуми ты, рожь…» (1834), «Урожай» (1835), «Косарь» (1836), «Раздумье селянина» (1837), «Доля бедняка» (1841). В остальном Кольцов в той или иной степени близок к произведениям дворянской литературы. Тема любви осуществляется в жанре «песен», «русских песен», близких к поискам А. А. Дельвига: «Песни» («Ты не пой, соловей…», 1832), «Русские песни» («Говорил мне друг, прощаючись…», 1839). Песни эти постепенно олитературиваются, превращаясь в баллады («Хуторок (русская баллада)», 1839) и исторические «думы» типа произведений К. Ф. Рылеева («Стенька Разин», 1838). Тема судьбы первоначально – это тема крестьянской доли, сиротства, удальства разбойника («Горькая доля», 1837), но потом – это тема протекшей юности, молодости, что сближает ее с литературной трактовкой возрастов и с элегией («Первая песня лихача Кудрявича», «Вторая песня лихача Кудрявича», 1837; «Дума сокола», 1840). Тема избранничества поэта – общая для поэзии рубежа 1830–40-х гг. («К милой», 1838; «Послание (В. Г. Белинскому)», 1839). Наиболее литературной была жанровая разновидность «русской песни» – «думы», в которых обнаруживается воздействие философских исканий кружка Н. В. Станкевича, хотя они были наследницами философских од и переложений псалмов 18 в.: «Думы», «Великая тайна» (1833), «Человек» (1836), «Лес» (1839). Это олитературивание объясняется профессионализацией труда Кольцова. Наиболее оригинальными и сильными были стихи 1831–37 гг., когда поэт вышел за пределы узкого круга Воронежа, но еще не вошел в круг профессиональных поэтов.
Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006