Колдер

Найдено 1 определение
Колдер
, Александр (Calder, Alexander) 1898, Филадельфия — 1976, Нью-Йорк. Американский скульптор, работавший во Франции и других европейских странах. Один из основоположников направления кинетического искусства. Родился в семье известного в США скульптора Александра Стирлинга Колдера и художницы Нанет Ледерер Колдер. В 1915—1919 обучался в Технологическом институте Стевенса, получив диплом инженера-механика. В 1922 посещал вечерние курсы рисования в Нью-Йорке, в 1923—1926 прошел курс обучения в нью-йоркской художественной школе "Арт стьюдентс лиг" под руководством Джорджа Лакса и Джона Слоуна. В 1926 переехал в Париж, где, сблизившись с кругами сюрреалистов и конструктивистов, нашел новую форму скульптуры — фигурки из проволоки. Эти рисунки в пространстве, проникнутые веселым юмором, наделены подвижностью марионеток, поскольку гибкий материал позволяет легко менять позы фигур (Жозефина Бейкер, ок. 1928, Париж, Нац. музей современного искусства; Ромул и Рем, 1928, Нью-Йорк, Музей С. Гуггенхейма). Увлекшись цирком, Колдер создал миниатюрную модель арены, заполненную множеством фигурок циркачей (Цирк Колдера, 1926—1930, Нью-Йорк, Музей американского искусства Уитни). Персонажи, выполненные из мягких материалов, приводились в движение посредством нитей, проволок, каучуковых трубок, и автор этой хитроумной игрушки устраивал сеансы представлений для своих друзей. При посещении в 1930 мастерской Мондриана Колдер открыл для себя заключенный в абстрактном искусстве потенциал обобщенного моделирования структур реального мира. Отказавшись от принципиальной статичности мондриановского неопластицизма, он поставил перед собой задачу создания динамических систем, отражающих непрерывную изменчивость природы. Другим стимулом перехода к кинетическому искусству послужили впечатления, полученные в планетарии, где демонстрировались движения небесных тел. С начала 1930-х Колдер начинает создавать абстрактные динамические конструкции, т. н. мобили. Ранние мобили, иногда весьма близкие к композициям Мондриана, приводились в движение мотором (Универсум, 1934, Нью-Йорк, Музей современного искусства; Маленькое голубое панно, 1936, Париж, Нац. музей современного искусства). В дальнейшем Колдер отказывается от механики и находит "естественный" способ динамизации формы путем расчета ее собственного конструктивного баланса, соотношения опорных и подвесных элементов. Легкие пластинки, прикрепленные к тонким металлическим стержням, непрестанно колеблются, а вся система раскачивается и вращается при малейшем дуновении воздуха. Опираясь на инженерные знания, Колдер точно выстраивал структуры неустойчивого равновесия, и ученые не раз рассматривали их как наглядные модели действительных процессов, происходящих в природе. Мобили располагались на вертикальных подставках, крепились к стене на кронштейнах, но чаще подвешивались к потолку (Павлин, 1941, частное собрание; Раздвоенная башня, 1950, Нью-Йорк, Музей американского искусства Уитни; Диски в воздухе, 1967, Лондон, галерея Уэддингтон). В 1950-е мобили Колдера стали украшением многих интерьеров благодаря их декоративным качествам, хорошо согласующимся с архитектурой функционализма. В их динамике, в неожиданном оживлении то одних, то других элементов проявилось некое театральное начало, особенно эффектное в композициях с изобразительными формами (Посвящение Шагалу (Мобиль с летающей козой), 1944, частное собрание; Рыба с человеческой головой, 1976, частное собрание). Параллельно с работой над мобилями Колдер создавал т. н. стабили — статичные скульптуры из окрашенного металла. Ранние стабили, небольших размеров, имели облик невиданных животных, измышленных фантазией художника. Позднее, с поступлением заказов на украшение площадей, они приобрели характер монументальных скульптур. Крупные конструкции, смонтированные из металлических плоскостей разнообразных очертаний, врезаются в пространство, оставляя обширные проемы в виде арочных пролетов. Повторяя формы технических сооружений (мостов, строительных каркасов, заводского оборудования), они одновременно содержат в себе и образы органического мира — фигуры людей, экзотических животных, взлетающих или упавших птиц. Монументальные стабили Колдера органично вошли в архитектурные ансамбли многих городов Европы и Америки (Людоед с флагами, 1945, Нью-Йорк, перед зданием Музея современного искусства; Головы и хвост, 1965, Берлин, площадь перед Новой нац. галереей; Воин с алебардой, 1971, Ганновер, площадь перед Музеем Шпренгель; Фламинго, 1973, Чикаго, площадь Федерального центра; стабиль на эспланаде Дефанс, 1978, Париж). Разносторонний талант Колдера проявился также в сценографии (оформление балета Марты Грэхэм Панорама, 1935), в книжной графике, в ювелирном искусстве (украшения с подвижными элементами), в создании картонов для шпалер.
Лит.: Calder A., Davidson J. Calder, An Autobiography with Pictures. New York, 1966; Marter J. M. Calder. Cambridge, 1991; Pierre A. Calder: La sculpture en mouvement. Paris, 1996.
В. Крючкова

Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
0.00 байт

Тема движения в творчестве А. Колдера и Ф. Леже

Стебаков Михаил Сергеевич
Рассматриваются значения темы движения в творческом наследии Александра Колдера и Фернана Леже, ограниченном 1920-1930-ми гг. Важным является обращение рассматриваемых авторов к кинетической скульптуре и киноискусству.

Похожие термины:

  • Колден Кодвалладер

    (Colden Cadwallader), 17.02.1688-28.09.1776-ученый и полит. деятель. Род. в Ирландии в семье священника. В 1705 окончил Эдинбургск. ун-т и через 5 лет переехал в Филадельфию, где занимался мед. практикой. В 1718 переехал в Нью