Колдовство (witchcraft), по нар. поверьям, способность нек-рых людей, особенно женщин, общаться со верхъестеств. силами. Рассказы о К. встречаются в ЗСреч. и рим. текстах, а также в Ветхом завете (напр., царь Саул советуется с колдуньей из Эндора). В ран-яем Средневековье К. связывали с одержимостью дья-волом и отказом от Бога. В кон. 12 в. инквизиция рассматривала дела о К., в к-рых усматривалась ересь, а светские суды, особенно в Германии, выносили жестокие приговоры, вплоть до сожжения на костре, даже за Я предполагаемые «колдовские» преступления, где не было и речи о ереси. Массовые преследования за К. начались в 15 в., а усилению гонений особенно способствовало издание в 1487 г. «Молот ведьм» (Malleus Maleficarum), где описывались шабаши ведьм, совокупление с дьяволом, превращение в животных и сглаз. Реформация 16 в., а также обстановка смуты, вызванной религ. войнами, только укрепили эти предрассудки. Последние суды над «ведьмами» в Англии состоялись в 1712 г., а на континенте (в Пруссии) в 1793 г. В Америке вера в К. была широко распространена, но Салемские процессы над ведьмами (1692) вызвали всеобщее отвращение. Достижения науки в 17 в. заставили просвещенных людей отвергнуть идею К., но в народе вера в сверхъеств.. силы сохранялась намного дольше.
Колдовство
Колдовство
Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история. 1999
Колдовство
волшебный обряд как составная часть магии, предпринимаемый с целью благоприятствования или препятствования человеч. действиям, природным условиям (погода, плодородие, здоровье) или окружающей человека обстановке (вражда, любовь, жизнь, смерть). В античности были известны все виды К.: заколдовывание, расколдовывание, обереги и наговоры. В качестве магич. средств использовались растения (зелья), животные и части их тел, человеч. кровь и семя, различные металлоиды и металлы, оливковое масло, вино и мастика. Сведения по античному К. содержатся у Ямвлиха, Платона, Плиния Старшего и Овидия. В античности существовала обширная колдовская литература, заимствованная из Вавилона и Египта. Официально К. было запрещено (Законы 12 таблиц, Кодекс Юстиниана), однако некоторые его виды стали частью государств, культа (луперкалии, лустрации, мантика, оракулы). Родиной К. греки считали Фессалию, позднее — Восток; на место Гекаты, Гермеса, Медеи и Кирки вскоре пришли божества и демоны вост. народов. К. в виде теургии и оккультизма вошло в состав гносиса и эллинистич. теософии неопифагорейцев и неоплатоников, например Аполлония Тианского и Порфирия. Этот вид К. преобладал в колдовской литературе вплоть до средневековья и нового времени. В качестве магич. формул служили формула «Сеятеля», магич. ряды гласных, «эфесские письмена», алфавит, цитаты из священных книг, назв. звезд и планет.
Источник: Словарь античности. 1989
КОЛДОВСТВО
• Fasc?num и Fasc?nus,
означает очарование, колдовство и вместе с тем средство против заколдования. Греки и римляне верили во враждебных и завистливых демонов, которые готовы вредить человеку и отравлять его счастье, в особенности когда в радостной уверенности у него срывается с языка необдуманное слово самохвальства и чувства собственного достоинства. Думали, что и злые, завистливые люди также могут вредить злым глазом, недобрым словом или другими чародействами. Против таких демонических влияний старались оградить себя всевозможными средствами, которые назывались ???????????, fascina. К ним в особенности относится ношение амулетов детьми и взрослыми: на малых детях навешивали изображение божества deus Fascinus, культ которого возложен был на весталок, а полководцы-триумфаторы привязывали это изображение под своею колесницей. Такими амулетами обыкновенно были неблагопристойные фигуры, особенный род перстней, известные слова и имена, начертания которых носили при себе, и т. д. Ограждающая сила против колдовства приписывалась также известным действиям, в особенности выплевыванию; плевали, напр., трижды себе в пазуху, когда хвалили самих себя (Theocr. 6, 39, 20, 11. Tibull. 1, 2, 96); по крайней мере, не забывали в таком случае произнести формулу: praefiscine! или absit invidia verbo! Plaut. Cas. 5, 2, 43. Asin. 2, 4, 84. Латинское слово ставится в связи с ????????.
означает очарование, колдовство и вместе с тем средство против заколдования. Греки и римляне верили во враждебных и завистливых демонов, которые готовы вредить человеку и отравлять его счастье, в особенности когда в радостной уверенности у него срывается с языка необдуманное слово самохвальства и чувства собственного достоинства. Думали, что и злые, завистливые люди также могут вредить злым глазом, недобрым словом или другими чародействами. Против таких демонических влияний старались оградить себя всевозможными средствами, которые назывались ???????????, fascina. К ним в особенности относится ношение амулетов детьми и взрослыми: на малых детях навешивали изображение божества deus Fascinus, культ которого возложен был на весталок, а полководцы-триумфаторы привязывали это изображение под своею колесницей. Такими амулетами обыкновенно были неблагопристойные фигуры, особенный род перстней, известные слова и имена, начертания которых носили при себе, и т. д. Ограждающая сила против колдовства приписывалась также известным действиям, в особенности выплевыванию; плевали, напр., трижды себе в пазуху, когда хвалили самих себя (Theocr. 6, 39, 20, 11. Tibull. 1, 2, 96); по крайней мере, не забывали в таком случае произнести формулу: praefiscine! или absit invidia verbo! Plaut. Cas. 5, 2, 43. Asin. 2, 4, 84. Латинское слово ставится в связи с ????????.