древняя двух- или четырехколесная повозка, в которую впрягались одна или несколько лошадей. Применялась в боевых действиях, спортивных состязаниях, ритуальных или триумфальных процессиях. Управлялась стоящим в К. возничим. Боевые К. действовали перед фронтом или на флангах пехоты.
КОЛЕСНИЦА
КОЛЕСНИЦА
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
КОЛЕСНИЦА
• Currus,
1. arcuatus, колесница, покрытая полотном, которою пользовались главным образом flammes. Liv. 1, 21;
2. С. falcatus, ?????? ????????????, боевая колесница, со всех сторон окруженная длинными, острыми серпами, которую запрягали сильными конями и стремительно гнали в отряды неприятелей; обычай, встречающийся главным образом, если не исключительно, на Востоке, подробно описан Курцием (4, 35). Об essedarii y галлов и covinnarii y британцев см. Essedum, Боевая колесница. O currus triumphalis см. Dona militaria, Награды военные, 2; вообще ср. Vehicula, Повозки.
1. arcuatus, колесница, покрытая полотном, которою пользовались главным образом flammes. Liv. 1, 21;
2. С. falcatus, ?????? ????????????, боевая колесница, со всех сторон окруженная длинными, острыми серпами, которую запрягали сильными конями и стремительно гнали в отряды неприятелей; обычай, встречающийся главным образом, если не исключительно, на Востоке, подробно описан Курцием (4, 35). Об essedarii y галлов и covinnarii y британцев см. Essedum, Боевая колесница. O currus triumphalis см. Dona militaria, Награды военные, 2; вообще ср. Vehicula, Повозки.
колесница
двухколесная повозка, в которую запрягались одна или две лошади или волы. Колесницы часто посвящались (особенно у персов) солнцу и употреблялись в соответствующих ритуалах, которые, как видно, были переняты и иудеями (4Ц 23.11). Боевые колесницы считались страшным оружием. Обшитые медью или железом, запряженные лошадьми в панцирях, они по бокам были снабжены острыми лезвиями, а спереди имели торчащие копья. Такой снаряд, пущенный на пехоту, производил страшные опустошения. В колеснице, как правило, стояло два воина-возница и воин с копьем или луком.
Четырехколесные повозки были придуманы много позже. Для смягчения езды ременная подвеска кузова была изобретена только в 15 в., а рессоры-в 17 в..
Четырехколесные повозки были придуманы много позже. Для смягчения езды ременная подвеска кузова была изобретена только в 15 в., а рессоры-в 17 в..
Колесница
Колесница (chariot), быстроходная двух- или четырехколесная повозка на конной тяге. Первоначально К. предназначались для воен. действий, образцом для них послужили боевые повозки шумеров (ок. 2500 г. до н.э.) с четырьмя колесами, запрягавшиеся онаграми (дикими ослами) и использовавшиеся в кач-ве подвижных боевых платформ. Легкие двухколесные колесницы, запряженные лошадьми, появились на Бл. Востоке, в р-не между Черным и Каспийским морями, ок. 2000 г. до н.э.
На протяжении всего 2-го тыс. до н.э. во всем древн. мире — от Греции и Египта до Китая — к К. относились как к ценному достоянию и с точки зрения престижа, и в воен. отношении. Они стали терять свое значение в 1-м тыс., когда была создана кавалерия. Ко времени вторжения войск Юлия Цезаря в Британию (55 г. до н.э.) на континенте они уже не использовались в войнах, и Цезарь был удивлен, увидев, что бритты применяют их для повышения маневренности воинов на поле боя. В Риме К. продолжали использовать лишь в спорт, состязаниях.
На протяжении всего 2-го тыс. до н.э. во всем древн. мире — от Греции и Египта до Китая — к К. относились как к ценному достоянию и с точки зрения престижа, и в воен. отношении. Они стали терять свое значение в 1-м тыс., когда была создана кавалерия. Ко времени вторжения войск Юлия Цезаря в Британию (55 г. до н.э.) на континенте они уже не использовались в войнах, и Цезарь был удивлен, увидев, что бритты применяют их для повышения маневренности воинов на поле боя. В Риме К. продолжали использовать лишь в спорт, состязаниях.
Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история. 1999
КОЛЕСНИЦА
(англ. chariot, нем. Kampfwagen). Легкая боевая К. обычно несла двух человек, воина и возницу. Ее неуклюжий прототип с 4 сплошными колесами, рассчитанный на упряжку из четырех ослов, восходит к урукскому периоду в Месопотамии (изображен на штандарте из Ура). Более точным термином для него является «боевая повозка». Особое значение К. приобрели после облегчения их конструкции, они передвигались в конской упряжке на двух колесах со спицами. Этот тип К. появляется на Ближнем Востоке в 17 в. до н.э., он связан с северными пришельцами — гиксосами, касситами и хурритами. Благодаря арийцам К. попадают в Индию, в Китае они образуют ядро шанской армии. Благодаря микенцам К. быстро и широко распространились в Европе . Появление К. произвело переворот в военном деле, т.к. воины теперь могли быстро передвигаться с одного фланга битвы на другой. По причине высокой стоимости их содержания К. остались привилегией знати, их находки в числе погребального инвентаря могут быть истолкованы с этой точки зрения. Могилы, содержащие К., встречаются в Китае периода Шан-Инь, на Кипре начиная с 7 в. до н.э. и у кельтов в латенский период. Наиболее ранние кельтские погребения с К. найдены в Рейнской области и Восточной Франции, они датируются примерно 500 г. до н.э., чуть более поздние (3–2 вв. до н.э.) известны в Йоркшире и Европе вплоть до Венгрии, Болгарии и Южной России. После того как в позднеримском и раннесредневековом периодах были выведены особые крупные породы лошадей, К. были полностью заменены рыцарской конницей.
Источник: Археологический словарь. 1990
Колесница
евр. рехев. Колесница. Уже в книгах Моисеевых мы читаем о колесницах для людей и для перевозки товаров. Иосиф послал из Египта в Ханаан колесницы для перевозки своего отца и домашних (Быт. 45:19 и дал.). В Чис. 7:3 и дал. говорится о повозках для отправления работ при скинии. Филистимляне возвратили Ковчег Завета на колеснице, которую везли две первородившие коровы (1 Цар. 6:7 и дал.). В земледельческих работах также пользовались особыми колесами, напр., для молотьбы, повозками для перевозки хлеба и т.д. (Ис. 5:18; 28:27 и дал.). В книге Амоса (2:13) Господь угрожает: «Вот Я придавлю вас, как давит колесница, нагруженная снопами». Вероятно, эти хозяйственные повозки имели сплошные колеса без спиц. Однако довольно рано научились более искусно изготовлять колеса, как, напр., колеса под медным морем в Соломоновом храме: с осями, ободьями, спицами и ступицами; все это было литое (3Цар. 7: 33). Срав. Иез. 1:18. Такие колеса со спицами изображены у повозок на египетских и ассирийских памятниках. Были также повозки с сиденьями, что видно из одного ассирийского рисунка, где женщина сидит в подобии телеги, запряженной быками. В позднейшее время мы читаем рассказ об евнухе ефиоплянине, который сидя на колеснице, читал книгу пророка Исайи и просил Филиппа взойти и сесть с ним (Деян. 8:28 и дал ). Несмотря на всю роскошь и стоимость колесниц древних времен (1 Цар. 8:12 — египетские колесницы Соломона стоили по 600 серебряных сиклей (3Цар. 10:29), — они были все-таки очень неудобны, потому что кузов был укреплен непосредственно на оси. Колесницы такого типа существовали до средних веков. Только в 1405 г. говорится о колеснице, сиденье которой висело на ремнях. Затем самый кузов стали укреплять на ремнях до тех пор, пока в начале 17-го века их не заменили рессорами. В Ис. 66:20 предсказано, что в последние времена рассеянные евреи будут привезены в Иерусалим на конях и колесницах, на носилках и на мулах, и на быстрых верблюдах. Под словом «носилки», вероятно, подразумевается носильный одр, как и в Песн. П. 3:9. О колесницах солнца см. «Фарурум», «Солнце». О железных и военных колесницах см. «Война». О колесницах Бога, херувимах на ковчеге завета, см. «Херувимы». В Пс. 103 3 облака называются колесницами Божьими