дохристианский цикл праздников у славян в период зимнего солнцеворота, начала новой жизни, обновления природы. Сопровождается колядками. После безуспешных попыток искоренить К. христианская церковь включила ее в свой рождественский и крещенский циклы с 24 декабря по 19 января (святки).
КОЛЯДА
КОЛЯДА
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
КОЛЯДА
каляда, колядка (от лат. Calendae, календы), обрядовая величальная и благопожелательная песня; колядование - хождение исполнителей КОЛЯДЫ (часто - детей) по домам, обычно сопровождавшееся их угощением и одариванием хозяевами дома. Обычно происходило на святки. См. также ЩЕДРОВАНИЕ.
Источник: Словарь этнографических терминов
Коляда
дохристианский цикл праздников у славян в период зимнего солнцеворота. По древним воззрениям, это начало новой жизни, обновления природы. Коляда сопровождается колядками (песни и сопровождающий их ритуал). После безуспешных попыток искоренить коляду христианская церковь включила ее в свой рождественский и крещенский циклы с 24 декабря по 19 января (святки). Играм и обрядам церковь противопоставила «славление Христа», хождение со звездой и др. В результате возникла синкретическая обрядность. См. Славяне, Православие.
КОЛЯДА
Никифор Захарович ("Батя") (9.II.1891 - 1.III.1954) - один из организаторов партиз. движения в годы гражд. войны 1918-20 и в Вел. Отечеств. войне 1941-45. Чл. Коммунистич. партии с 1920. Род. в семье крестьянина-бедняка в Харьковской губ. Участвовал в 1-й мировой войне. В 1917 - председатель полкового комитета. В 1918-19 участвовал в борьбе с бандами Петлюры, командовал партиз. отрядом в Подольской губ.; в 1920 - военком 57-й стрелк. дивизии на польском фронте. В 1922 - зам. командующего партиз. отрядами на Д. Востоке и чл. Воен. совета партиз. отрядов Приморья. После освобождения Д. Востока - нач. Приморской рабоче-крест. милиции. В 1925-1930 - студент вост. ф-та Дальневосточного ун-та. В 1932-41 работал в Наркомлесе, Наркомзаге, Наркомфлоте. В июле 1941 был направлен ЦК ВКП(б) в Смоленскую обл. для организации партиз. борьбы в тылу противника. Командовал соединением партиз. отрядов "Бати". В сент. 1942 был награжден орденом Ленина. Затем был оклеветан, репрессирован. Реабилитирован полностью в 1954. Лит.: Советские партизаны. Из истории партиз. движения в годы Великой Отечественной войны, 2 изд., М., 1963, с. 140-143. З. Н. Тихонова. Москва.
Коляда
Коляда – славянско-русский мифологический персонаж, связанный с циклом плодородия. В образе ряженого (козел и др.) – участник народных рождественских обрядов с играми и песнями (колядование, колядки). Однако в большинстве колядок о Коляде говорится как о существе женского рода.
Коляда – солнце-младенец, воплощение новогоднего цикла, а также персонаж праздников, сходный с Авсенем.
Коляда праздновался в зимние святки с 25 декабря (поворот солнца на весну) по 5–6 января.
Когда-то Коляду воспринимали не как ряженого. Коляда была божеством, причем одним из влиятельных. Коляду кликали, зазывали. Коляде посвящали предновогодние дни, в ее честь устраивались игрища, учиняемые впоследствии на Святках. Последний патриарший запрет на поклонение Коляде был издан 24 декабря 1684 г.
К празднику Коляды с древности были приурочены специальные ритуалы, предназначенные для того, чтобы спасать погружающийся в зимний холод мир. Именно к этим ритуалам восходят рождественские величальные песни-колядки, содержавшие пожелания благополучия дому и семье. Подарки, которыми хозяева одаривали колядующих, тоже носили ритуальный характер (обрядовое печенье и т. п.) и были залогом будущего процветания в течение года.
Праздник также носил карнавальный характер, что подчеркивалось надеванием вывернутых наизнанку тулупов и шкур животных. Эти одеяния указывали на принадлежность колядующих к «смеховому», «изнаночному», по сути, потустороннему, иному миру, усиливая магическое значение их действий.
Коляда – солнце-младенец, воплощение новогоднего цикла, а также персонаж праздников, сходный с Авсенем.
Коляда праздновался в зимние святки с 25 декабря (поворот солнца на весну) по 5–6 января.
Когда-то Коляду воспринимали не как ряженого. Коляда была божеством, причем одним из влиятельных. Коляду кликали, зазывали. Коляде посвящали предновогодние дни, в ее честь устраивались игрища, учиняемые впоследствии на Святках. Последний патриарший запрет на поклонение Коляде был издан 24 декабря 1684 г.
К празднику Коляды с древности были приурочены специальные ритуалы, предназначенные для того, чтобы спасать погружающийся в зимний холод мир. Именно к этим ритуалам восходят рождественские величальные песни-колядки, содержавшие пожелания благополучия дому и семье. Подарки, которыми хозяева одаривали колядующих, тоже носили ритуальный характер (обрядовое печенье и т. п.) и были залогом будущего процветания в течение года.
Праздник также носил карнавальный характер, что подчеркивалось надеванием вывернутых наизнанку тулупов и шкур животных. Эти одеяния указывали на принадлежность колядующих к «смеховому», «изнаночному», по сути, потустороннему, иному миру, усиливая магическое значение их действий.
Источник: Славянская энциклопедия.