collot) Мари Анн (1748, Париж – 1821, Нанси), французский скульптор, портретист. Обучалась у Ж. Б. Лемуана. Ок. 1764 г. поступила в мастерскую Э. М. Фальконе, где оставалась до 1766 г., затем вместе со своим учителем отправилась в Санкт-Петербург. До отъезда в Россию ею были исполнены в стилистике рококо терракотовые портреты Неизвестного (1765), Д. А. Голицына (1766), Д. Дидро (1766). В Санкт-Петербурге была избрана академиком Петербургской академии художеств (1767), стала придворной портретисткой Екатерины II и работала главным образом по ее заказам. Создала мраморные бюсты Ф. Вольтера (ок. 1769), Д. Дидро (1772), великого князя Павла Петровича и его супруги Натальи Алексеевны (1775). Внесла значительный вклад в иконографию Екатерины II, создав серию портретов императрицы. Одной из лучших работ Колло является мраморный бюст Э. М. Фальконе (1769–73). Создала модель головы Петра I для выполненного ее учителем конного монумента царю в Санкт-Петербурге («Медный всадник»).
На годы, проведенные в Санкт-Петербурге, приходится расцвет творчества Колло, в этот период в ее произведениях проявились черты раннего классицизма. Выйдя замуж за сына своего учителя, живописца П. Э. Фальконе, в 1778 г. отправилась с ним в Париж, но вскоре уехала к Э. М. Фальконе в Гаагу, откуда в 1780 г. вместе с ним возвратилась во Францию. С 1783 г., оставив занятия творчеством, ухаживала за больным скульптором до его смерти в 1791 г. Оставшуюся часть жизни провела в Лотарингии, приобретя имение Маримон, близ Нанси.
Творчество Колло принадлежит переходному периоду от рококо к классицизму. Значительная часть наследия скульптора находится в российских собраниях.
КОЛЛО
КОЛЛО
Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007
Колло
, Мари Анна (Collot Marie Anne) 1748, Париж — 1821, Маримон, близ Нанси. Французский скульптор, портретист. В 16 лет поступила в мастерскую известного скульптора Э. Фальконе. Специализировалась в области портретной пластики: Актер Превиль в роли Сганареля (1765—1766), Портрет Дидро (1766, Париж, Музей монументов), Портрет неизвестного (1765, Париж, Лувр). Важным событием в творческой жизни Колло стало пребывание в России (1766—1778) вместе с Э. Фальконе. В Санкт-Петербурге она пользовалась успехом и выполнила ряд портретных медальонов и бюстов: медальон с изображением фаворита императрицы графа Г. Г. Орлова (1767, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж), Екатерина II в лавровом венке (1769, медальон, Гатчинский дворец; имеются повторения); бюсты: Екатерина II в диадеме, Генрих IV, его министр Сюлли (все — ок. 1769); Молодой Вольтер (ок. 1770); бюст Дидро a l’antique — c обнаженной грудью и плечами в духе классицизма (1772); прекрасный портрет Э. Фальконе (1773, все — Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж). Художнице удалось создать обаятельный образ своего учителя, передать живое, умное лицо, светящееся улыбкой. В 1770-е Колло выполнила портреты наследника Павла Петровича, его первой жены Натальи Алексеевны и др. В 1767 была удостоена диплома Императорской Академии художеств. Но, возможно, самым значительным творческим свершением Колло было ее участие в работе над головой Петра для конного монумента Петру I (Медного всадника), над которым трудился Фальконе. Оригинал гипсовой модели этой головы хранится в Русском музее Санкт-Петербурга (1770-е). Фальконе считал это произведение большой удачей своей ученицы. В 1777 Мари Анна Колло вышла замуж за сына Фальконе — живописца Пьера Этьена. С 1779 работала в Голландии. В Гааге выполнила несколько портретов: штаттгальтера Вильгельма фон Нассау и его супруги Фредерики Софи Вильгельмины фон Нассау (оба — ок. 1782, Гаага, Маурицхейс).
Лит.: Мацулевич Ж. Французская портретная скульптура XV—XVIII веков в Эрмитаже. Л.; М., 1940; Lami St. Dictionnaire des sculpteurs francais du XVIII-e s. Paris, 1911.
В. Стародубова
Лит.: Мацулевич Ж. Французская портретная скульптура XV—XVIII веков в Эрмитаже. Л.; М., 1940; Lami St. Dictionnaire des sculpteurs francais du XVIII-e s. Paris, 1911.
В. Стародубова
Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. 2006