КОЛОДЕЗЬ, КЛАДЕЗЬ
КОЛОДЕЗЬ, КЛАДЕЗЬ
Ин 1:6). С самых древних времен воду обыкновенно добывали чрез более или менее значительные углубления, производимые в земле. Вследствие трудности работ и ценности воды в пустыне кладези всегда весьма высоко ценились в Восточных странах. О них нередко упоминается в истории патриархов и их потомков, и многие местности получили свое название от колодцев (Быт 21:19-31, 24:11, 26:15-25). Кладези, упоминаемые в Свящ. Писании, в большинстве случаев вероятно были не более как обширные бассейны для принятия и сохранения воды, текущей из естественных ключей. Некоторые из оных в Палестине и окрестностях оной имеют значительную глубину и носят следы такой глубокой древности, что несомненно представляются теми же самыми кладезями, о которых мы читаем в Библии. Почти каждое селение на Востоке имеет свой собственный колодезь, как общее водохранилище для всех обитателей оного. Чтобы оградить колодцы от наноса песка, отверстия оных обыкновенно покрывались большим камнем (Быт 29:2, 3). Заваливать колодцы землею на Востоке всегда считалось и даже доселе считается делом враждебным и неприязненным (Быт 26:15), и незаконное присвоение себе прав на пользование оными, как своею собственностью, часто служило причиною серьезных ссор и раздоров (Быт 21:25). Городские Восточные женщины обыкновенно собирались и даже доселе собираются вечерами, и при том в значительном числе, при таких колодцах, чтобы черпать воду. Вода черпается бадьей, извлекаемой из воды посредством веревки и шеста. Иногда употребляют в дело волов для приведения в ход простой машины, посредством которой выкачивается вода. Если колодезь был глубок, и путешественнику было нечем почерпнуть из него воды, то он, конечно, лишался освежающего напитка для утоления своей жажды. В Восточных странах, где вода ценилась и ценится весьма высоко и где так трудно достать ее, она всегда считалась величественным образом обильных щедрот и благословений Божиих, тогда как недостаток в воде считался великим несчастьем. Наиболее замечательные кладези, упоминаемые в Свящ. Писании, суть следующие: Вифлеемский (2Цар 23:15), Беер, к в. от Иордана (Чис 21:16-18), Есек (Быт 26:20), колодезь Иаковлев (Ин 4:6), колодезь Агари (Быт 21:19) и др.
Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990