старинный обычай русской молодежи во время Троицких гуляний "водить колосок", или "завивать колос". В с. Шельбово Юрьевского у. (Владимирская губ.) на Троицын день "водили колосок" "дивицы и молодицы", а парни, старики и старухи сопровождали их. Участницы становились парами лицом друг к другу, взявшись за руки ниже кисти таким образом, что четыре кисти образовывали квадрат. Пары держались плотно, создавая живую дорожку из рук. Предварительно выбирали красивую девочку лет двенадцати, одевали ее в нарядный сарафан и украшали лентами. Девочка шла по дорожке из рук, опираясь на головы. При этом весь хоровод медленно двигался к мосту, за которым это шествие встречали девушки и молодые женщины, жившие на другой стороне.
Двигался хоровод, как бы переливаясь, "вился": пара, с рук которой только что сошла девочка, ступив на соседние переплетенные кисти, бежала и становилась впереди всего ряда. Перед ней тут же возникала следующая пара и т.д. Все участницы во время шествия пели: "Пошел колос на ниву, на белую пшеницу" и пр. За мостом "колосок" пополнялся женской молодежью. Новые участницы сначала кланялись пришедшим, потом включались в движение пар. Взаимное приветствие низкими поклонами вообще было принято при праздничных встречах групп молодежи из разных селений или разных частей большого селения.
Конечной целью шествия хоровода было поле озимой ржи, которая в здешних местах начинала обычно колоситься к этому времени. Пара, на руках которой остановилась девочка в момент наибольшего приближения к полю, подносила ребенка ко ржи. Девочка срывала горсть колосьев, бежала к церкви и бросала их у стены. "Прежде клали под церковь, - отмечает информатор, - когда она была деревянная". Здесь просматриваются несколько слоев традиции: многие движения хоровода и тексты песен, и самое название обычая имеют, по-видимому, связь с древним ритуалом, призванным содействовать хорошему колошению хлебов. Но уже давно он был подчинен христианскому сознанию, и центральный момент его был обращен к православному храму. Это действие, в свою очередь, к моменту записи претерпело уже изменения.
На обратном пути один ряд участниц хоровода отступал, другой наступал на него, и то и другое - с песней. Кончалась эта песня, и хоровод снова начинал "перевиваться", но иным способом. Первая пара держала пояс в поднятых руках, а остальные пары, держась за руки, пробегали под ним. Последняя пара становилась первой и поднимала пояс и т.д. В это время пели: "Перевейся яров хмель на нашу сторонку..." Обратное движение заканчивалось на обычном месте гуляний молодежи.
После "колоска" парни и девушки вместе отправлялись на традиционное место встреч молодежи Шельбова и соседнего села Осановца - к колодцу, расположенному между селениями. Туда приходила осановская молодежь, и, как всегда на подобных объединенных сборищах, начинались соревнования сел в искусстве водить хоровод, петь.
При обратном шествии хоровода - от поля к месту обычных гуляний - вьющееся, переливающееся движение его тоже связывалось текстом песни с "яровым хмелем". Между тем в других районах встречается игра "воротца", традиционно приуроченная к Троице, полностью повторяющая движение шельбовского хоровода, но совершенно лишенная элементов, связанных с каким-либо старинным ритуалом. В с. Усть-Ницынском (Тюменский округ) в 1890-х молодые люди обоих полов собирались вечером Троицына дня на берегу реки Ницы на постоянном месте праздничных сборищ, называвшемся "полянкой", "ходили в кругу". Под этим названием здесь выполнялось совсем не круговое движение, а плавные перемещения по определенному принципу трех рядов, состоявших из взявшихся за руки девушек и парней. Играли в игры. В числе последних были "воротца"; одна пара образовывала воротца, подняв вверх руки с платком; остальные участники парами пробегали под этой аркой, становясь в свою очередь воротцами. Перед нами разные стадии постепенного длительного процесса утраты хороводными играми пережиточных элементов древних обрядов.
М.М. Громыко
0.00 байт
В. И. Колосов и историческая память населения Тверской губернии
Автор статьи считает, что на формирование исторической памяти жителей провинции значительное влияние оказывали труды местных историописателей. Краткий обзор творчества тверского историка В. И.