КОЛОСОК

Найдено 1 определение
КОЛОСОК
старинный обычай русской молодежи во время Троицких гуляний "водить колосок", или "завивать колос". В с. Шельбово Юрьевского у. (Владимирская губ.) на Троицын день "водили колосок" "дивицы и молодицы", а парни, старики и старухи сопровождали их. Участницы становились парами лицом друг к другу, взявшись за руки ниже кисти таким образом, что четыре кисти образовывали квадрат. Пары держались плотно, создавая живую дорожку из рук. Предварительно выбирали красивую девочку лет двенадцати, одевали ее в нарядный сарафан и украшали лентами. Девочка шла по дорожке из рук, опираясь на головы. При этом весь хоровод медленно двигался к мосту, за которым это шествие встречали девушки и молодые женщины, жившие на другой стороне.
Двигался хоровод, как бы переливаясь, "вился": пара, с рук которой только что сошла девочка, ступив на соседние переплетенные кисти, бежала и становилась впереди всего ряда. Перед ней тут же возникала следующая пара и т.д. Все участницы во время шествия пели: "Пошел колос на ниву, на белую пшеницу" и пр. За мостом "колосок" пополнялся женской молодежью. Новые участницы сначала кланялись пришедшим, потом включались в движение пар. Взаимное приветствие низкими поклонами вообще было принято при праздничных встречах групп молодежи из разных селений или разных частей большого селения.
Конечной целью шествия хоровода было поле озимой ржи, которая в здешних местах начинала обычно колоситься к этому времени. Пара, на руках которой остановилась девочка в момент наибольшего приближения к полю, подносила ребенка ко ржи. Девочка срывала горсть колосьев, бежала к церкви и бросала их у стены. "Прежде клали под церковь, - отмечает информатор, - когда она была деревянная". Здесь просматриваются несколько слоев традиции: многие движения хоровода и тексты песен, и самое название обычая имеют, по-видимому, связь с древним ритуалом, призванным содействовать хорошему колошению хлебов. Но уже давно он был подчинен христианскому сознанию, и центральный момент его был обращен к православному храму. Это действие, в свою очередь, к моменту записи претерпело уже изменения.
На обратном пути один ряд участниц хоровода отступал, другой наступал на него, и то и другое - с песней. Кончалась эта песня, и хоровод снова начинал "перевиваться", но иным способом. Первая пара держала пояс в поднятых руках, а остальные пары, держась за руки, пробегали под ним. Последняя пара становилась первой и поднимала пояс и т.д. В это время пели: "Перевейся яров хмель на нашу сторонку..." Обратное движение заканчивалось на обычном месте гуляний молодежи.
После "колоска" парни и девушки вместе отправлялись на традиционное место встреч молодежи Шельбова и соседнего села Осановца - к колодцу, расположенному между селениями. Туда приходила осановская молодежь, и, как всегда на подобных объединенных сборищах, начинались соревнования сел в искусстве водить хоровод, петь.
При обратном шествии хоровода - от поля к месту обычных гуляний - вьющееся, переливающееся движение его тоже связывалось текстом песни с "яровым хмелем". Между тем в других районах встречается игра "воротца", традиционно приуроченная к Троице, полностью повторяющая движение шельбовского хоровода, но совершенно лишенная элементов, связанных с каким-либо старинным ритуалом. В с. Усть-Ницынском (Тюменский округ) в 1890-х молодые люди обоих полов собирались вечером Троицына дня на берегу реки Ницы на постоянном месте праздничных сборищ, называвшемся "полянкой", "ходили в кругу". Под этим названием здесь выполнялось совсем не круговое движение, а плавные перемещения по определенному принципу трех рядов, состоявших из взявшихся за руки девушек и парней. Играли в игры. В числе последних были "воротца"; одна пара образовывала воротца, подняв вверх руки с платком; остальные участники парами пробегали под этой аркой, становясь в свою очередь воротцами. Перед нами разные стадии постепенного длительного процесса утраты хороводными играми пережиточных элементов древних обрядов.
М.М. Громыко

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь. 2000

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
0.00 байт

В. И. Колосов и историческая память населения Тверской губернии

Некрасова Надежда Владимировна
Автор статьи считает, что на формирование исторической памяти жителей провинции значительное влияние оказывали труды местных историописателей. Краткий обзор творчества тверского историка В. И.
Читать PDF
0.00 байт

Памяти Юлии Константиновны Колосовской (1920-2002)

Куликова Ю. В.
Читать PDF
0.00 байт

2002. 01. 004. Колосовская Ю. К. Рим и мир племен на Дунае, I-IV вв. Н. Э. /РАН. Ин-т всеобщ. Истори

Медовичев А. Е.
Читать PDF
0.00 байт

Особенности заселение территории Колосовского района Омской области в XVI - XVIII вв

Соколова Е.В.
В статье рассматривается процесс заселения территории Колосовского района в XVI - XVIII вв. Автор акцентирует внимание на факторах, которые обусловили данный процесс.
Читать PDF
0.00 байт

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЗАСЕЛЕНИЯ КОЛОСОВСКОГО РАЙОНА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ В XVII–XIX веках

Соколова Евгения Валерьевна
В данной публикации говорится обистории заселения территории Колосовскогорайона Омской области в XVII–XIX веках. Авторвыделяет несколько этапов в процессе освоенияи заселения территории района.
Читать PDF
0.00 байт

Источниковая база изучения истории исчезнувших деревень Колосовского района Омской области

Соколова Евгения Валерьевна
В статье рассматриваются возможности использования различных типов источников для изучения истории исчезнувших деревень Колосовского района Омской области.
Читать PDF
0.00 байт

Колосовская Т. А. Российские военные в социокультурном пространстве Северного Кавказа XVIII-XIX вв.

Покотилова Татьяна Евгеньевна
Читать PDF
0.00 байт

Ключевые причины исчезновения деревень Колосовского района Омской области в 1950-1980-е гг

Соколова Евгения Валерьевна
Одно из приоритетных направлений в современной исторической науке сельская история. Интерес вызывает история исчезнувших деревень.
Читать PDF
0.00 байт

История исчезнувших деревень Колосовского района Омской области: источниковедческий анализ проблемы

Соколова Евгения Валерьевна
Сельская история сегодня входит в сферу интересов ученых различных областей научного знания.
Читать PDF
0.00 байт

Освоение территории Колосовского района Омской области в XVI - начале XX вв

Соколова Евгения В.
В статье рассматриваются особенности заселения Колосовского района Омской области в XVI начале ХХ вв. Автор комплексно подходит к изучению данного процесса, анализируя основные пути заселения и хозяйственного освоения района.
Читать PDF
0.00 байт

Рецензия на монографию Д. Б. Гелашвили, Е. В. Колосова, Л. А. Лаптева «Экология Нижнего Новгорода»

Гудков А. Б.
Читать PDF
0.00 байт

95. 02. 004. Колосов В. А. Формирование многопартийной системы в регионах и выборы в недавнем прошло

Нет Нет

Похожие термины:

  • Белим-Колосовские (Билим-Колосовские)

    Бе(и)лим-Колосовские - старинный дворянский род, ведущий начало от значкового войскового товарища (1728), Федора Васильевича Белим-Колосовского, и записанный в I часть родословной книги Полтавской гу
  • Колосова, М. А

    авт. брош. о проф. Шершеневиче (М., 1912). {Венгеров}
  • Колосов, А. Т

    автор брош. "Конституция или самодержавие" (Томск, 1907). {Венгеров}
  • Колосовский, А

    сост. плана Москвы XVII и XVIII вв. (1885). {Венгеров}
  • Колосовский, А. Н

    сост. с В. С. Понятовским брош. об убийстве Липшица в г. Кобрине (М., 1900 гг.). {Венгеров}
  • Колосовский, Аггей

    см. Аггей Колосовский. {Венгеров}
  • Колосов, Ал-др Ал-др

    проф. гистологии и эмбриологии Варш. унив., р. 1862, в купеч. семье. {Венгеров}
  • Колосов, Ник. Ал-др

    критик и дух. писат., р. 15 апр. 1863, с. протоиерея Ряз. губ., наст. церкви Трех Свят. в Москве. {Венгеров}
  • Колосовский, Ник. Ал-др

    физик и химик, р. 27 июня 1886 в СПб., с. директ. банка, д-р Льеж. ун. {Венгеров}
  • Колосов, Алексей Феоктистович

    московский актер, род. 1796 г., † 1851 г. 1 февраля. {Половцов}
  • КОЛОСОВ Алексей Иванович

    (1897-1956) Писатель, журналист. Печатался с 1917. В 1918-20 на политработе в РККА в Туркестане. Позднее жил в Москве. В 1928-56 спец. корр. газ. "Правда". Сб-ки рассказов и очерков о жизни деревни "Обновленная степь"
  • Колосов, Алексей

    свящ., сост. кн. "Песнопения и чтения из церковн. поучений" (1860 гг.). {Венгеров}
  • Колосов, Алексей Павлович

    род. 12 марта 1902 в Жиздре Калужской губ., ум. 9 дек. 1967 в Москве. Композитор. В 1931 окончил Моск. конс. по кл. композиции М. Ф. Гнесина. В 1921—1925 клубный работник в частях РККА. В 1931—1933 зав. муз. частью Мосэст
  • Колосов Александр Александрович

    Колосов Александр Александрович - гистолог. Родился в 1862 году; образование получил на медицинском факультете Харьковского университета. Состоит профессором Варшавского университета. Главнейшие
  • Колосова Александра Ивановна

    Колосова Александра Ивановна - драматическая актриса (1834 - 1867). На сцене московского Малого театра превосходно исполняла роли субреток, служанок; была прелестна в водевилях, но не уклонялась от рол
  • Колосова Александра Михайловна

    Колосова Александра Михайловна - см. Каратыгина (XX, 923).
  • Колосов, Владимир Александров

    художник-мозаичист; род. 1845 г.; † 1885 г. {Половцов}
  • Колосов Николай Александрович

    Колосов Николай Александрович - писатель (родился в 1863 году), священник, воспитанник Московской духовной академии. Главные его работы: ""Типы православного духовенства в русской светской литератур
  • Колосов, Владимир Александрович

    (р. 01.05.1939) — спец. по соц. филос. и социол., их истории в России XX в.; д-р филос. наук, проф. Род. в Архангельске. В 1963 окончил ист.-филол. ф-т Архангельского гос. пед. ин-та (в наст. вр. Поморского гос. ун-та), а
  • Колосов, Георг. Алексеев

    д-р мед., р. 1875, орд. смол. гор. зем. бол. {Венгеров}