КОЛРИДЖ
КОЛЬРИДЖ
Сэмюэль Тейлор (1772–1834) — ан-глийский поэт-романтик, относившийся к «Озерной школе», теоретик литературы, способствовавший осво-бождению литературного языка от нормативности классицизма. В своих лучших произведениях, созданных между 1798 и 1816 годами, в период творческого содружества с В. Вордсвордом, — «Сказании о старом моряке», незаконченной поэме «Кристабель» и фраг-менте «Кубла хан, или Видение во сне» Кольридж с огромной силой передает противоречивые чувства и переживания героев, роковую разобщенность людей, одиночество личности, ее уход во внутренний мир. Фантастические, сверхъестественные мотивы, чрезвы-чайно убедительные и зримые, атмосфера ужаса и страха, мистические видения определяют основное содержание этих произведений. Их своеобразная композиция — фрагментарность, внезапное появление героев «из ниоткуда», отсутствие связи между эпизодами, активизация воображения читателя — вызывала интерес многих романтиков и была усвоена ими.
КОЛРИДЖ
Coleridge) Сэмюэл Тейлор (1772, Оттери, Девоншир – 1834, Лондон), английский поэт, представитель романтизма. Рано остался без отца, учился в Лондоне в благотворительном учебном заведении, где воспитанников готовили к военной или церковной службе. Радостно приветствовал Французскую революцию, идеалы которой соответствовали его радикальным политическим взглядам. Ранние произведения Колриджа тесно связаны с просветительской традицией 18 в., но традиционные для Просвещения жанры оды, сонета, элегии и монодии он пытался наполнить новым содержанием, воспевая великих героев своего времени и приветствуя революцию и низвержение тирании. В 1794 г. знакомится с поэтом Р. Саути, вместе с которым собирается отправиться в Северную Америку и создать там общину свободных людей – «Пантисократию» («власть всех»). Но их мечта так и не сбылась. В 1796 г. познакомился с У. Вордсвортом, поселился рядом с ним в Озерном крае, где и был написан сборник лирических баллад, ставших манифестом романтизма в Англии. Предисловие ко 2-му изданию «Лирических баллад», написанное Вордсвортом, несомненно, отразило и реформаторские идеи Колриджа. Реформируя английскую поэзию, поэты-романтики (образовавшие «озерную школу», названную так по месту жительства большинства из них) провозгласили главным в поэзии следование правде жизни, обратили поэзию к повседневности, словно спустили ее с небес на землю, реформируя лексику, приближая ее к разговорной речи. Однако, в отличие от Вордсворта, полностью посвятившего свое творчество воспеванию простого народа и природы, Колридж привнес в поэзию культ воображения, наиболее полно проявившийся в его «Сказании о Старом мореходе» (1798), «Кристабели» (1-я ч. – 1798, 2-я ч. – 1799, опубл. в 1816) и «Кубла-хане, или Видении во сне» (1798, опубл. в 1816). Вордсворт, критикуя городскую, цивилизованную жизнь, противопоставил ей жизнь природы и сельского крестьянина, тогда как Колридж в упомянутых поэмах уводил читателя в тайные уголки природы, рисовал фантастические картины, полные экзотики или старинных готических ужасов. Природа у Колриджа – это всегда мир, полный гармонии, который не терпит вмешательства, нарушающего равновесие сил, и всегда жестоко мстящий человеку за нарушение своих законов. Убивший альбатроса старый моряк из «Сказания о Старом мореходе» поплатился за это смертью своих товарищей и терзается виной всю оставшуюся жизнь.
Колридж был также замечательным критиком и историком литературы. Он первым оценил незаслуженно забытого в то время Дж. Донна, признал гений Л. Стерна, много писал об У. Шекспире и Дж. Мильтоне.
Колридж был также замечательным критиком и историком литературы. Он первым оценил незаслуженно забытого в то время Дж. Донна, признал гений Л. Стерна, много писал об У. Шекспире и Дж. Мильтоне.
Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006