, Кэте (Kollwitz, Kathe), урожд. Шмидт (Schmidt) 1867, Кенигсберг — 1945, Морицбург, близ Дрездена. Немецкий график и скульптор. С юных лет восприняла социально-критические умонастроения от своего отца, строительного мастера и активиста религиозно-социалистического движения. В 1881—1888 обучалась в художественных школах Кенигсберга и Берлина, первоначально намереваясь стать живописцем. В 1904 занималась в скульптурном классе парижской Академии Жюлиана. В 1891 вышла замуж за Карла Кольвица, социал-демократа, занимавшегося врачебной практикой в рабочих кварталах Берлина. В 1895—1898 Кольвиц создает серию офортов Восстание ткачей по мотивам пьесы Гауптмана Ткачи, где представляет в ярких образах отчаянное положение рабочих, их растущее возмущение, взрыв протеста и его трагическое поражение. Следующий цикл, Крестьянская война (1903—1908), посвящен историческим событиям 1525. Образы крестьян в этих офортах наделены особой выразительностью: кряжистые, пригнувшиеся к земле фигуры с узловатыми руками и тяжелыми стопами напоминают искривленные стволы деревьев, тянущиеся к свету в конвульсивном напряжении. В знаменитом листе Прорыв пожилая женщина призывает к восстанию бегущую толпу, воздев к небу заскорузлые, скорченные руки. В дальнейшем художница обратилась к техникам литографии и особенно гравюры на дереве, позволявшей создавать работы монументального стиля, построенные на выразительно обобщенном силуэте и резких светотеневых контрастах (ксилография Памяти Карла Либкнехта, 1919—1920). В Первой мировой войне погиб сын художницы Петер. Ее антимилитаристские убеждения выразились в цикле гравюр на дереве Война (1922—1923), где главной героиней является мать, защищающая своего ребенка. В 1919 Кольвиц стала членом Прусской академии художеств, была назначена ее профессором. В 1927 посетила Советский Союз. Образ матери с ребенком разрабатывался Кольвиц не только в графике, но и в скульптуре. Фигура женщины с мертвым младенцем на руках наделяется обобщающим символическим смыслом, вовлекая в себя иконографию Богоматери, оплакивающей Христа (Материнство, 1937; Пьета, 1937—1938, обе — Берлин, Нац. галерея). В скульптурном памятнике павшим в Первой мировой войне, установленном на месте гибели сына Петера в Роггевельде, в Бельгии, коленопреклоненные фигуры матери и отца выражают высшую степень скорби и готовность противостоять насилию. С приходом к власти нацизма Кольвиц подверглась притеснениям, была вынуждена покинуть Академию художеств, лишилась права на участие в выставках, но, несмотря на тяжелые условия, продолжала работать. К числу ее графических шедевров относится серия из восьми литографий под названием Смерть (1934—1937). Она не дожила всего нескольких дней до конца войны, в которой потеряла мужа и внука.
Лит.: Раздольская В. Колльвиц. М., 1960; Пророкова С. А. Кэте Кольвиц. М., 1967; Нагель О. Кэте Кольвиц. М., 1971; Кэте Кольвиц. Дневники, письма, воспоминания современников. М., 1980; Кете Кольвиц: Альбом / Авт.-сост. З. С. Пышновская. М., 1980.
В. Крючкова
0.00 байт
Свидетельствуя о Первой мировой: цикл «Война» Кэте Кольвиц (1922-1923)
Проанализирован цикл «Война» немецкой художницы Кэте Кольвиц как свидетельство о Первой мировой войне. Показано, что свидетельства женщины-художника о войне долгое время недооценивались.