КОЛЫШЛЕЙ
КОЛЫШЛЕЙ
поселок городского типа, район. центр, в 70 км от Пензы, ж.-д. ст. на линии Пенз. – Ртищево, автомагистраль Пенз. – Сердобск. Расположен на равнине, на правом берегу р. Колышлей. Назван по одноим. реке. Выдвигалась этимология от морд. основы кал «рыба», однако не получила поддержки. Более вероятна связь гидронима с языч. морд. личным муж. именем Калась; Калась лей («речка Калася»). Килыш –род ногайцев- найманов. Основан в 1896 как пристанц. поселок. До 1928 в составе Сущевской вол. Серд. у. Саратовской губ., с 1928 – р. ц. В 1914 – свыше 500 жит., работавших гл. обр. на мукомольном комплексе (11 паровых и водяных мельниц, 2 элеватора); почта-телеграф, школа, аптека; в 1941 3 эл-станции, машинно-тракторная мастерская, мельница, 9 магазинов, школа, ДК, б-ка. Рост поселка начался в 1950-е гг. в связи с урбанизацией, адм.- терр. реформами. В 1957 получил статус пгт. Пром. пр-тия: з-д металлопластмассовых изделий (выпускает столовые наборы, линолеум, полиэтиленовые трубы и пленку, пуговицы и др.), з-д сухого обезжир. молока, 2 ПМК (стр-во объектов производ. назначения и соцкультбыта); дорожная ПМК (стр-во дорог внутри р-на); дорожный ремонтно-строит. участок. Автотранспортное пр-тие. Ж.-д. ст. Колышлей (3-го класса); служба ремонта Серд. дистанции пути. Внутри поселка действует автобусный маршрут. На терр. поселка располагаются совх. «Колышлейский», птицефабрика «Колышлейская», элеватор, свеклоприемный пункт, овощные теплицы, 23 магазина, Центр. р-ная б-ца, 2 ср. школы, эксперимент. нач. школа. Среднее ПТУ (готовит трактористов-машинистов, водителей и др.), ДК, кинотеатр, дет. школа иск-в, 2 б-ки, рус. нар. хор РДК (рук. А. С. Лапшов). Обществ. краеведч. музей. Комплексная спортплощадка, 3 спортзала, ДЮСШ. С 1980 функционирует санаторий «Хопровские зори». Родина Героя Сов. Союза Пенз. Ф. Терешкина. Бронз. бюст дважды Героя Сов. Союза В. А. Глазунова. Монумент воинской Славы, аллея Героев Сов. Союза – земляков с их бюстами. Памятник производств. архитектуры: элеватор (1914), водонапорная башня (1896), здание бывшего ж.-д. вокзала (1912). Население: в 1926 – 1064, 1939 – 2047, 1946 – 2858, 1959 – 5558, 1989 – 8654. На 1.1.1998 – 9400 жителей. Лит: Рязано-Уральская железная дорога и ее район. СПб., 1913; Районные центры Пензенской области. Пенз., 1939; Хлюпин; Воронцов О. С. Элеваторы, склады и зерноперерабатывающие предприятия. М., 1970; Курицын (2). В. А. Петрушов, М. С. Полубояров.
Источник: Пензенская энциклопедия.