драм, жанр, получивший развитие в Др. Греции в V - IV вв. Сами древние выделяли в ней 2 разновидности: дорийскую (или сицилийскую) К., лишенную хора и носившую преим. бытовой и пародийно-мифолог. характер (Эпихарм), и аттическую, названную так по обл. Аттике, где она возникла и прошла длительный путь развития. В совр. лит.-вед., следуя отчасти за антич. филологами, обозначают 3 периода К. д., различающиеся содержательными и формальными признаками. Достаточно условные хронолог, границы между ними имеют след, вид: 1) с 486 (1-е представление К. д. на Великих Дионисиях) по 404 (к. Пелопоннесской войны) - «древняя» аттич. К.; 2) с 404 по 323 (год смерти Александра Македонского) - «средняя» аттич. К.; 3) с 323 начинается этап «новой» аттич. К., к-рый формально продолжается до вр. Рим. империи.
Происх. К. д. Аристотель связывал с запевалами фаллических песен, исполнение к-рых в рамках ритуала плодородия позволяло вносить в них элемент соц. инвективы. Т. о. при оформлении в нач. V в. К. д. как жанра хор с самого нач. приобрел обличительный характер, явившийся гл. признаком древ, аттич. К. Др. ее источник - речевые эписодии с участием 2 - 3 актеров - восходит к фольклорной бытовой сценке с перебранкой и ударами, к-рые сыплются на побежденную сторону (ср. рус. театр Петрушки). В результате объединения обличительного хора с диалогическими эпизодами возникла своеобразная структура древ, аттич. К.: за обширным прологом следовал парод хора из 24 чел., к-рый сразу же энергично вмешивался в действие. Затем эписодии чередовались с хор. партиями, пока борьба двух противников не достигала вершины в огоне - споре на к.-н. важную обществ, тему. Вереница эписодиев после агона призвана была наглядно представить результаты одержанной победы или, реже, ее иллюзорный характер. Особое место занимала в древ. К. парабаса - ее древнейшее хоровое ядро. Для вр. древ, аттич. комедии известно ок. 60 имен авторов и отрывки из их произв., не считая Аристофана, от к-рого сохран. целиком 11 комедий. Наряду с ним в антич. вр. высоко ставили Кратина и Евполида, представленных в наст. вр. только фр-тами. Как видно из дошедшего материала, древ, аттич. К. выступала против Пелопоннесской войны, от к-рой страдало гл. обр. аттич. крестьянство, но не имела возражений против самого существа афинского гос. устройства. Идеал ее - в эпохе славных марафонских бойцов («Всадники» Аристофана); с этой т. зр. древ, аттич. К. осмеивала новые течения в духовной жизни афинян, религ. скептицизм и крит. направленность учения софистов, драматургию Еврипида («Облака», «Лягушки» Аристофана). Зорко подмечая смысл конфликта в обществ, жизни, древ, аттич. К. находила разрешение его только в мире сказки и соц. утопии, не останавливаясь перед тем, чтобы вывести из мира мертвых великих мужей прошлого («Демы» Евполида). В худож. плане древ, аттич. К. отличалась специфич. способом типизации: осмеиваемые ею отрицательные черты олицетворялись в реально существующем человеке (Клеон, Сократ), чье имя придавало конкретность маске демагога или ученого шарлатана. Характерна для древ. К. также материализация метафор: длительность мирного договора соотв. вкусу содержимого в разл. бутылках, основательность поэтич. слова проверяется его взвешиванием на весах и т. п. С падением потенциала афинской демократии исчерпала себя и древ, аттич. К. Пришедшая ей на смену средняя аттич. К., не оставляя насмешек над отдельными лицами, в целом утратила свою общественно-полит, тенденциозность. Это сразу же сказалось на значительно сократившейся роли хора, а в сюжетах стала преобладать мифолог. пародия и бытовая тематика, причем уже в рамках ср. аттич. К. наметились маски, ставшие впосл. достоянием нов. аттич., а затем и рим. К.: влюбленный юноша, суровый отец, хвастливый воин, сводник, гетера, хитрый раб, повар и т. п. Всего в обл. ср. К. творило св. 50 поэтов, самыми крупными были Антифан и Алексид, в наст, вр. представленные только фр-тами.
Потеря антич. текстов оказалась особенно ощутимой для новой аттич. К. Среди ее примерно 60 авторов антич. критика особо выделяла Менандра, Дифила и Филемона. Произв. 2 последних известны немногочисл. фр-тами или (иногда) переделками рим. авторов. Только Менандр, благодаря двум волнам папирусных находок (в нач. XX в. и в 50 - 60-е годы) стал известен гораздо лучше. В нов. аттич. К. сохран. стереотипные ситуации, найденные еще в ср. К.; в их основе лежали такие мотивы, как невольная связь девушки с к.-н. неведомым насильником, подброшенные и со временем найденные дети; в к. концов все нити распутывались, и дело кончалось свадьбой. Менандр внес в стандартные сюжеты глубокую психол. мотивировку, пробуждал сочувствие к жертвам насилия и обмана, варьировал и индивидуализировал постоянные комед. типы. В его твор-ве твердо сложилась 5-актная комедия; интервалы между действиями заполнялись пляской хора, утратившего всякую связь с содержанием пьесы. Произв. нов. аттич. К. стали гл. источником для рим. К. и через Плавта и Теренция оказали огромное влияние на нов. европ. комедию.
В.Я.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)