КОМИ-ЯЗЬВИНЦЫ

Найдено 1 определение
КОМИ-ЯЗЬВИНЦЫ
этноним «язьвинцы» литературного происхождения, появился от названия реки, по которой расположены их поселения. Сохраняют этноним «пермяки». Формирование группы началось до прихода русских в междуречье Камы, Вишеры и Колвы. С поселением русского населения (XV—XVII вв.) часть коми-язьвинцев мигрировала в верховья р. Язьвы, где в отдалении от коми-пермяцкого и русского народов сохранила свой язык и самосознание. С XVIII в. процессам развития и сохранения этничности язьвинцев способствовало принятие старообрядческого вероисповедания. В языковом отношении коми-язьвинцы принадлежат к перм. ветви финно-угорской группы уральской языковой семьи. В науч. литературе высказано два мнения о месте язьвинских пермяков в структуре народов коми. Одни исследователи считают их этнической группой коми-пермяцкого народа, другие выделяют язьвинских пермяков как самостоятельную этническую общность коми. Также существует две версии об их языковом своеобразии: язык язьвинцев является наречием коми-пермяцкого или самостоятельным языком. В 1897 г. в Верх-Язьвинской волости проживало 3843 человека. По данным переписи 1926 г., в пределах Чердынского уезда показано 3163 «пермяка» по языку. По переписи 2002 г., в Красновишерском р-не коми-пермяками записались 198 человек, и 688 человек отнесли себя к коми. Коми-язьвинцы проживают на исторически сложившейся территории вдоль течения р. Язьвы. Носители языка остаются в селе ВерхЯзьва, деревнях Паршакова, Антипина, Ванькова и др. Красновишерского р-на Перм. края. Традиционным хозяйством язьвинских пермяков было земледелие. Большое значение имели охотничий и рыболовный промыслы. На рубеже XX— XXI вв. начало развиваться предпринимательство, имеется лесозаготовительный промысел, частные животноводческие хозяйства. Преобладали небольшие поселения, позже объединявшиеся в крупные деревни. Первоначально поселения имели беспорядочный тип застройки, позже — уличный, с ориентировкой окон на юж. сторону. Усадьбы двухрядные (жилище и хозяйственный двор) с Гобразной и параллельной связями. Жилище трёхкамерное (изба, сени, клеть — чом, или вторая изба), с высоким крыльцом на столбах. Планировка в избе северорусская. Двор строился двухэтажным, с въездом на поветь.
Традиционный костюм коми-язьвинцев бытовал до 1930—40-х гг. Пожилые женщины носили синие и набивные косоклинные дубасы, молодые — цветастые прямого покроя сарафаны, девушки — юбки и кофты. Замужние женщины на голове носили кокошник с полукруглым очельем и острыми краями, поверх кокошника надевали платок. В нач. XX в. кокошник начал заменяться моршнем (шапочка в виде чепца). Девичьим головным убором была налобная повязка «лопшанка». Мужской костюм состоял из холщовых штанов, рубахи-косоворотки, валяного колпака. Обязательным атрибутом женского и мужского костюмов был пояс. Из верхней одежды были распространены понитки, шабуры, кафтаны, шубы. На современном этапе женский комплекс из разноцветного сарафана с рубашкой, пояса, платка, моршня для венчаных и мужские рубаха с кафтаном сохраняются как ритуальная молельная одежда, обязательная при посещении церкви. Обувь была кожаная (коты, кöмкöт), плетёная (лапти) и валяная (валенки). Язьвинские пермяки исповедуют православную религию в старообрядческом варианте, относятся к беглопоповскому согласию Новозыбковской епархии, есть православные. Христианские старообрядческие традиции широко выражены в праздничной и семейной обрядности коми-язьвинцев; при этом сохраняются некоторые элементы дохристианских верований и обычаев, схожие с комипермяцкими и русскими сев. Прикамья. Как и у юж. коми-пермяков, в похоронном обряде язьвинские пермяки на 40-й день вывешивают на стену избы одежду умершего. Существовал обычай высаживать на могилах деревья хвойных пород. Был известен свадебный обряд со сватовством, наряду с ним до сер. XX в. широко бытовал обычай увода невесты «крадом». Из праздников своеобразной была встреча сарчика (трясогузки), приуроченная к Николину дню 22 мая. Среди коми-язьвинцев распространены предания о появлении деревень, о древнем народе чуди, о богатырях, сказки, былички. Богат малый жанр фольклора. Поэтическое творчество в большей степени русскоязычное. В настоящее время (рубеж XX—XXI вв.) большое значение для поддержания нар. идентичности и культуры имеет ежегодно проводимый праздник «Сарчик приносит весну». Большой вклад в изучение истории и культуры этноса внес пермский исследователь, доктор исторических наук Г.Н. Чагин. Особенности диалекта коми-язьвинского языка были рассмотрены В.И. Лыткиным и продолжают изучаться современными коми-языковедами. Коми-язьвинский язык преподается в местных школах, народному творчеству, традициям и истории посвящаются праздники и занятия культурно-досуговых и образовательных учреждений. Важное значение для сохранения идентичности коми-язьвинцев имеет действующее в крае национальное объединение — «Общественный комиязьвинский центр». Лит.:Белицер, В.Н. Очерки по этнографии народов коми. М., 1958; Лобанова, А.С. О некоторых лексических особенностях языка коми-язьвинцев в сравнении с другими диалектами коми-пермяцкого языка // Духовная культура финно-угорских народов: история и проблемы развития: материалы междунар. науч. конф. Глазов, 1997. Ч. 1; Лыткин, В.И. Коми-язьвинский диалект. М., 1961; Собянина, Л.Н. Коми-язьвинские пермяки: вчера, сегодня, а завтра? // Национальная культура и языки народов Прикамья: возрождение и развитие. Пермь, 1997. Ч. 3. С. 66—69; Сусачок-сучок: традицион. фольклор язьвинских пермяков: Прозаические жанры: учеб.-метод. пособие. Пермь, 2006; Теплоухов, А. Женские головные уборы пермяков и их отношение к старинным уборам местного русского населения. Пермь, 1916; Чагин, Г.Н. Язьвинские пермяки: история и традиции. Пермь, 1993; Чагин, Г.Н. Современное состояние этничности у коми-язьвинцев: (по материалам социолог. исследования) / Г.Н. Чагин, Е.Н. Шестакова. Пермь, 2006.
Т.Г. Голева

Источник: Народы Пермского края Истоки. Становление. Развитие.