народ в Российской Федерации. 147,3 тыс. человек, в т. ч. в Коми-Пермяцком автономном округе 95 тыс. человек. Язык коми-пермяцкий пермской ветви финно-угорских языков. Верующие -православные.
КОМИ-ПЕРМЯКИ
КОМИ-ПЕРМЯКИ
Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999
Коми-пермяки
коренная народность Верхнего Прикамья, живут компактно в Коми-Пермяцком авт. окр., Красновишерском и Соликамском р-нах Перм. обл., Афанасьевском р-не Кировской обл., а также в нек-рых р-нах Сибири. В Перм. обл. проживает 123371 чел. (4% нас., 1989), в т. ч. в Коми-Пермяцком авт. окр. 95415 (60,2% нас. окр.). Относятся к беломорско-балтийской расе большой европеоидной расы с примесью компонентов ур. расы. Коми-пермяцкий яз. вместе с коми и удм. яз. образует перм. подгруппу финно-угорской группы ур. яз. семьи. В пределах окр. имеются два наречия: юж. (иньвенское) и сев. (косинско-камское), к-рые делятся на неск. диалектов. Оба наречия взаимодействуют и сближаются на основе лит. яз. (создан на основе иньвенского наречия). Наиб. полно лексику лит. яз. отражает коми-пермяцко-рус. словарь, составленный Р.М.Боталовой и А.С.Кривощековой (М., 1985). Почти все К.-П. знают рус. язык, он является средством межнац. общения. По переписи 1989 коми-пермяцкий яз. считали родным 75,9%. К.-П. придерживаются православия (с 1462), есть старообрядцы. Предками К.-П. были племена родановской культуры IX-XV вв., пам. к-рой сосредоточены в верхнем Прикамье (в пределах Перми Великой). В 1472 вошли в Рус. гос-во. Консолидация К.-П. народности завершилась после образования авт. окр. в 1925. Традиционные занятия: земледелие, скотоводство, на С. преобладали охота, рыболовство. В совр. период развивается лесозаготовительная и обрабатывающая пром. Традиционные поселения: с., дер. по берегам р., у лесозаготовителей - пос. Преобладала рядовая и беспорядочная планировка пос., с конца XIX в. заменилась уличной. Многодворные пос. приобрели улично-квартальные формы. К.-П. имели двухрядные усадьбы (один ряд жил., второй хоз.) с трехкамерным жилищем (изба-сени-клеть, позднее вторая изба). Разновидностью двухрядных типов являлись Г-образные усадьбы. Иньвенские К.-П. знали избы-пятистенки с одноярусным двором. Интерьер сев.-рус. варианта. Совр. дома пятистенные и четырехстенные под двускатными и четырехскатными крышами. Комплекс женского нательного костюма: рубаха-становина, сарафан, на С. преобладал головной убор кокошник, на Ю. - шамшура. Девушки носили налобные повязки. Комплекс мужского нательного костюма: рубаха косоворотка, штаны полосатые широкого покроя, на голове валяные колпаки, шапки-ушанки. Верхняя холщовая и суконная одежда были запахивающегося вида - шабуры, понитки, зимой носили овчинные шубы. Обувь - лапти с косым носком, кожаные коты, бахилы. Украшения одежды: узорное ткачество, пестрядь, орнаментированные пояса, чулки, рукавицы. Традиционный костюм вышел из употребления в 1940-50-х, изв. только в среде фольк. коллективов. Любимым блюдом остаются пельмени. Часто употреблялась рыба и продукты лесного собирательства: ягоды, грибы, сок березы, орехи, травы. Популярные напитки: квас, брага, пиво. Нар. прикладное творчество: объемная, выемчатая, пропильная резьба по дереву, узорное ткачество, вязание, вышивка, набойка, обработка бересты. Устная культура - предания о Кудым-Оше, Пере-богатыре, чуди, сказки, былички, песни, частушки. У К.-П. широко бытует рус. фольклор. Нац. литература создавалась с 1930-х. Лит.: Белицер В.Н. Очерки по этнографии народов коми: XIX - начало XX в. М., 1958; Грибова Л.С. Декоративно-прикладное искусство народов коми. М., 1980; Боталова Р.М. Коми-пермяцкая диалектология. М., 1975; Климова Г.Н. Текстильный орнамент Коми. Сыктывкар, 1984. Чагин Г.Н.
КОМИ-ПЕРМЯКИ
, коренное население Прикамья. До 1920-х гг. называли себя пермяками, пермичами, пермянами. В настоящее время используется этноним коми-пермяки. Коми-пермяцкий язык относится к перм. ветви финноугорской группы уральской языковой семьи. Ранняя история этногенеза коми в исследованиях ученых интерпретируется неоднозначно. По одной из версий, о ней свидетельствуют прикамские археологические культуры конца I тыс. до н.э. и I тыс н.э. (гляденовская, ломоватовская); по другой — формирование пермской финноязычной общности началось на более северных и западных территориях, только в XII—XIII вв. они продвинулись в Прикамье и оттеснили проживавшее здесь ранее угорское население. И те, и другие исследователи к прямым предкам коми-пермяков относят племена родановской археологической культуры IX—XV вв. В 1472 г. территория расселения коми-пермяков первой вошла в состав Русского государства. Процесс консолидации комипермяцкого этноса завершился после образования автономии в 1925 г.
По переписи 1897 г., в Перм. губ. проживало 92 641 человек, считающих пермяцкий язык родным. В 2002 г. в Российской Федерации коми-пермяками идентифицировало себя 125 235 человек. Из них в Перм. обл. проживало 103 505 человек, в т.ч. в Коми-Пермяцком автономном окр. — 80 327 человек, на территории Афанасьевского р-на Кировской обл. — 351 человек. Историческая территория коми-пермяцкого этноса — Среднее и Верхнее Прикамье. Современная территория компактного проживания коми-пермяков — это 5 районов КомиПермяцкого окр. (Гайнский, Косинский, Кочёвский, Кудымкарский, Юсьвинский), расположенные на северо-западе Перм. края. Коми-пермяцкие поселения также существуют в Афанасьевском р-не Кировской обл., в Сибири. Исследователи делят коми-пермяцкий этнос на несколько этнических групп: сев. (камско-косинскую) на территории Гайнского, Косинского и Кочёвского р-нов; юж. (иньвенскую) на территории Юсьвинского, Кудымкарского р-нов. Зюздинская (верхнекамская) этническая группа находится в отрыве от основной части этноса: в Афанасьевском р-не Кировской обл. Исследователи также выделяли обособленную оханскую группу, отмечавшуюся в статистических источниках в районе верхнего течения Обвы до нач. XX в., которая была ассимилирована к сер. XX в. Дискуссионным остаётся вопрос о месте комиязычного населения, проживающего по р. Язьве, в Красновишерском р-не Перм. края. Одни исследователи склонны считать их частью коми-пермяцкого этноса, другие определяют язьвинских коми-пермяков как самостоятельную этническую общность. Традиционные занятия коми-пермяков — земледелие и скотоводство. В сев. районах большое значение имели охота и рыболовство. Повсеместно до сер. XX в. было развито домашнее ткачество, покраска ткани, кузнечное дело, обработка дерева, местами — гончарное ремесло, валекатство и др. промыслы. Подсобное значение также имела сезонная заготовка дров для заводов и др. отхожие работы. В советское время развивалась лесозаготовительная и обрабатывающая промышленность. Большое значение продолжают иметь сбор и заготовка ягод и грибов. Коми-пермяки устраивали свои поселения у рек, ключей, на крупных трактах. В советское время появились лесные посёлки. Преобладала беспорядочная и рядовая планировка поселений, которая с кон. XIX в. заменяется уличной. Было распространено несколько типов устройства усадьбы: однорядные, когда хозяйственные постройки ставились непосредственно за жилой частью, Т-образные — хозяйственный двор пристраивался перпендикулярно к задней части жилища, двурядные — хозяйственный комплекс размещался параллельно жилищу, и их крыши примыкали друг к другу. На севере округа у лупьинских коми-пермяков использовалась связь кошелем, в которой жилая и хозяйственная части ставились рядом, и каждая из них покрывалась одним из скатов крыши, образуя единый архитектурный комплекс. Жилище состояло из двух (изба, сени) или трёх частей (изба — керку, сени — посöдз, клеть — чом, заменявшаяся в поздних вариантах второй жилой избой). Продолжением двора были амбар и ледник — погрöб. В отдалении от дома, ближе к водным источникам, ставились бани. Жилая изба — двухъярусный четырехугольный сруб. Нижний ярус используется как подсобное помещение, служит местом хранения продуктов. Интерьер избы северорусского варианта: печь находится в одном из ближних к входу углов (чаще с северной стороны), устьем к передней стене, передний угол расположен напротив двери по диагонали от печи. Вход в подполье устраивается рядом с входом в избу у печи, в поздних вариантах переносится за печь. Вдоль периметра избы размещались лавки, у переднего угла — стол, над входом от печи до боковой стены — полати. Помещение перед устьем печи служило кухней, считалось женской частью дома, в поздних вариантах оно отделяется от остальной избы дощатой перегородкой. В XX в. распространяются пятистенные дома, печь перемещается в центральную часть избы, разделяя ее на кухню и комнату, появляется покупная мебель. Традиционный женский костюм состоял из длинной рубахи ö(рйнöс), сарафана (дубас, сушин, ситцевый сарафан), передника — запона, поясов — йы, покром. Девушки на голове носили налобные повязки. Головные уборы замужних женщин были нескольких видов. На юге округа была известна шамшура, на севере — преимущественно кокошник, за исключением параллельного бытования шамшуры в некоторых поселениях Кочевского и Косинского районов. На рубеже XIX—XX вв. на смену древним формам приходит головной убор в виде мягкой шапочки — моршень. На территории, близкой к Пожвинскому и Майкорскому заводам, до сер. XX в. были распространены вязаные косинки, характерные для заводского населения Прикамья. Поверх названных головных уборов надевался тканый плат, позднее — самодельные или покупные платки, полушалки и шали. Мужчины носили рубаху-косоворотку, полосатые штаны (вешьян, гач) широкого покроя, пояса — тельники, кушаки, на голове валяные колпаки, шапки-ушанки. Вся одежда изготавливалась из самотканого льняного холста, только на праздники и в более позднее время (2-я пол. XX в.) надевали одежду, сшитую из покупной ткани.
Верхняя суконная и холщовая одежда — шабуры, понитки, гуни. На зиму из овчины шили шубы (пась) и тулупы. На ногах носили узорчатые вязаные чулки, носки, онучи (нямöт). Из обуви были распространены лапти — нинкöм (с округлым носком, на севере — с косым), поверх лыка их оплетали берестой, опушняли холстом, через который продевали шерстяные белые, чёрные или красные пояски (вонь). Кожаные коты и бахилы были известны в основном в северных районах, некоторые женщины имели кожаные ботинки (чарки) кустарного ремесленного производства. Валенная обувь появилась поздно, носили валенки с высоким голенищем и короткие пимы, которые наподобие лаптей опушняли холстом. Коми-пермяки приняли православие в XVI в., в северных районах встречаются элементы старообрядческой культуры. В Гайнском районе на рубеже XIX—XX вв. существовали общины беспоповцев спасовского толка и представители (белокриницкого) австрийского согласия. Сохраняются дохристианские представления. Почитая основные христианские праздники, коми-пермяки наполнили их своим содержанием, соответствующим народному мировоззрению. Так, в определенные праздничные дни продолжали совершаться жертвоприношения (быкобой в день Флора и Лавра, забой баранов в Ильин день, куриц на Голендуху и т.п.); в Крещение отгоняли святочных духов, в Великий четверг совершали магические обряды, способствующие благополучному ведению хозяйства в течение года. Своеобразны поверья, запреты и правила, связанные с рождением ребёнка, проводами солдата, свадьбой и похоронами. До настоящего времени можно наблюдать трепетное почитание культа предков, проявляемое в похоронно-поминальной обрядности, представлении о мыже — каре умерших предков. Широко бытуют поверья о колдунах и знахарях, о низших демонических персонажах. В ведении хозяйственных дел коми-пермяки зачастую опираются на лунный календарь и различные приметы. Богат коми-пермяцкий фольклор. Известно много сказок на коми-пермяцком языке. До настоящего времени бытуют предания о чуди, о богатырях, о создателях деревень, прибаутки, пословицы, поговорки, частушки и др. Наряду с развитием собственных фольклорных жанров коми-пермяки заимствовали и сохранили много русскоязычных текстов, среди которых обрядовые, хороводные и лирические песни. Центром развития национальной культуры коми-пермяков является г. Кудымкар, где сосредоточены основные культурно-просветительские, образовательные учреждения. Хранителем народной истории и быта стал Коми-Пермяцкий краеведческий музей им. П.П. СубботинаПермяка. С 1931 года работает национальный Коми-Пермяцкий драматический театр им. М. Горького, с 2010 года — Коми-пермяцкий этнокультурный центр. Коми-пермяцкая письменность основана на славянской азбуке с добавлением двух букв. Богата коми-пермяцкая литература (А.Н. Зубов, М.П. Лихачев, М.Д. Вавилин, В.Я. Баталов, В.В. Климов и др.), художественная культура (А.В. Оньков, А. Мошев). В каждом районе существуют фольклорные коллективы, широко известны ансамбль «Шондiбан» («Лик солнца»), этнографические коллективы «Кукушка» и «Мича асыв» («Ясное утро»).
В 2005 году состоялось объединение двух субъектов Российской Федерации: Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа — в единый субъект РФ — Пермский край. Сохранение и развитие этнической идентичности коми-пермяцкого народа закреплено на уровне государственных гарантий в статье 42 Устава Пермского края «О гарантиях сохранения этнической самобытности коми-пермяцкого народа», в соответствии с которой органы государственной власти края обеспечивают условия для сохранения и развития языка, духовной культуры и иных этнических составляющих этнической самобытности коми-пермяцкого народа. Главным нормативным документом, регламентирующим сохранение самобытности коми-пермяков, является краевая целевая Программа развития и гармонизации национальных отношений народов Пермского края. Первый раздел Программы направлен на развитие культуры, образования, поддержку издания коми-пермяцких книг, СМИ, деятельности НКО.
Лит.:Белицер, В.Н. Очерки по этнографии народов коми. М., 1958; Грибова, Л.С. Пермский звериный стиль. М., 1975; Климов, В.В. Круглый год праздников, обрядов и обычаев коми-пермяков / В.В. Климов, Г.Н. Чагин. Кудымкар, 2005; Коми-Пермяцкий округ на рубеже веков / сост. Л.П. Ратегова. Кудымкар, 2000; Коми-Пермяцкий округ: ист… очерк. Пермь, 1977; Народы Поволжья и Приуралья: Коми-зыряне. Коми-пермяки. Марийцы. Мордва. Удмурты. М., 2000; Оборин, В.А. О происхождении коми-пермяков // Наш край. Кудымкар, 1966. Вып. 2. С. 52—59; Смирнов, И.Н. Пермяки // Известия общества археологии, истории и этнографии при Императорском Казанском университете. Казань, 1891. Т. IX, вып. 2; Чагин, Г.Н. Народы Прикамья / Г.Н. Чагин, А.В. Черных. Пермь, 2002; Черных, А.В. Народы Пермского края: история и этнография. Пермь, 2007.
Т.Г. Голева
По переписи 1897 г., в Перм. губ. проживало 92 641 человек, считающих пермяцкий язык родным. В 2002 г. в Российской Федерации коми-пермяками идентифицировало себя 125 235 человек. Из них в Перм. обл. проживало 103 505 человек, в т.ч. в Коми-Пермяцком автономном окр. — 80 327 человек, на территории Афанасьевского р-на Кировской обл. — 351 человек. Историческая территория коми-пермяцкого этноса — Среднее и Верхнее Прикамье. Современная территория компактного проживания коми-пермяков — это 5 районов КомиПермяцкого окр. (Гайнский, Косинский, Кочёвский, Кудымкарский, Юсьвинский), расположенные на северо-западе Перм. края. Коми-пермяцкие поселения также существуют в Афанасьевском р-не Кировской обл., в Сибири. Исследователи делят коми-пермяцкий этнос на несколько этнических групп: сев. (камско-косинскую) на территории Гайнского, Косинского и Кочёвского р-нов; юж. (иньвенскую) на территории Юсьвинского, Кудымкарского р-нов. Зюздинская (верхнекамская) этническая группа находится в отрыве от основной части этноса: в Афанасьевском р-не Кировской обл. Исследователи также выделяли обособленную оханскую группу, отмечавшуюся в статистических источниках в районе верхнего течения Обвы до нач. XX в., которая была ассимилирована к сер. XX в. Дискуссионным остаётся вопрос о месте комиязычного населения, проживающего по р. Язьве, в Красновишерском р-не Перм. края. Одни исследователи склонны считать их частью коми-пермяцкого этноса, другие определяют язьвинских коми-пермяков как самостоятельную этническую общность. Традиционные занятия коми-пермяков — земледелие и скотоводство. В сев. районах большое значение имели охота и рыболовство. Повсеместно до сер. XX в. было развито домашнее ткачество, покраска ткани, кузнечное дело, обработка дерева, местами — гончарное ремесло, валекатство и др. промыслы. Подсобное значение также имела сезонная заготовка дров для заводов и др. отхожие работы. В советское время развивалась лесозаготовительная и обрабатывающая промышленность. Большое значение продолжают иметь сбор и заготовка ягод и грибов. Коми-пермяки устраивали свои поселения у рек, ключей, на крупных трактах. В советское время появились лесные посёлки. Преобладала беспорядочная и рядовая планировка поселений, которая с кон. XIX в. заменяется уличной. Было распространено несколько типов устройства усадьбы: однорядные, когда хозяйственные постройки ставились непосредственно за жилой частью, Т-образные — хозяйственный двор пристраивался перпендикулярно к задней части жилища, двурядные — хозяйственный комплекс размещался параллельно жилищу, и их крыши примыкали друг к другу. На севере округа у лупьинских коми-пермяков использовалась связь кошелем, в которой жилая и хозяйственная части ставились рядом, и каждая из них покрывалась одним из скатов крыши, образуя единый архитектурный комплекс. Жилище состояло из двух (изба, сени) или трёх частей (изба — керку, сени — посöдз, клеть — чом, заменявшаяся в поздних вариантах второй жилой избой). Продолжением двора были амбар и ледник — погрöб. В отдалении от дома, ближе к водным источникам, ставились бани. Жилая изба — двухъярусный четырехугольный сруб. Нижний ярус используется как подсобное помещение, служит местом хранения продуктов. Интерьер избы северорусского варианта: печь находится в одном из ближних к входу углов (чаще с северной стороны), устьем к передней стене, передний угол расположен напротив двери по диагонали от печи. Вход в подполье устраивается рядом с входом в избу у печи, в поздних вариантах переносится за печь. Вдоль периметра избы размещались лавки, у переднего угла — стол, над входом от печи до боковой стены — полати. Помещение перед устьем печи служило кухней, считалось женской частью дома, в поздних вариантах оно отделяется от остальной избы дощатой перегородкой. В XX в. распространяются пятистенные дома, печь перемещается в центральную часть избы, разделяя ее на кухню и комнату, появляется покупная мебель. Традиционный женский костюм состоял из длинной рубахи ö(рйнöс), сарафана (дубас, сушин, ситцевый сарафан), передника — запона, поясов — йы, покром. Девушки на голове носили налобные повязки. Головные уборы замужних женщин были нескольких видов. На юге округа была известна шамшура, на севере — преимущественно кокошник, за исключением параллельного бытования шамшуры в некоторых поселениях Кочевского и Косинского районов. На рубеже XIX—XX вв. на смену древним формам приходит головной убор в виде мягкой шапочки — моршень. На территории, близкой к Пожвинскому и Майкорскому заводам, до сер. XX в. были распространены вязаные косинки, характерные для заводского населения Прикамья. Поверх названных головных уборов надевался тканый плат, позднее — самодельные или покупные платки, полушалки и шали. Мужчины носили рубаху-косоворотку, полосатые штаны (вешьян, гач) широкого покроя, пояса — тельники, кушаки, на голове валяные колпаки, шапки-ушанки. Вся одежда изготавливалась из самотканого льняного холста, только на праздники и в более позднее время (2-я пол. XX в.) надевали одежду, сшитую из покупной ткани.
Верхняя суконная и холщовая одежда — шабуры, понитки, гуни. На зиму из овчины шили шубы (пась) и тулупы. На ногах носили узорчатые вязаные чулки, носки, онучи (нямöт). Из обуви были распространены лапти — нинкöм (с округлым носком, на севере — с косым), поверх лыка их оплетали берестой, опушняли холстом, через который продевали шерстяные белые, чёрные или красные пояски (вонь). Кожаные коты и бахилы были известны в основном в северных районах, некоторые женщины имели кожаные ботинки (чарки) кустарного ремесленного производства. Валенная обувь появилась поздно, носили валенки с высоким голенищем и короткие пимы, которые наподобие лаптей опушняли холстом. Коми-пермяки приняли православие в XVI в., в северных районах встречаются элементы старообрядческой культуры. В Гайнском районе на рубеже XIX—XX вв. существовали общины беспоповцев спасовского толка и представители (белокриницкого) австрийского согласия. Сохраняются дохристианские представления. Почитая основные христианские праздники, коми-пермяки наполнили их своим содержанием, соответствующим народному мировоззрению. Так, в определенные праздничные дни продолжали совершаться жертвоприношения (быкобой в день Флора и Лавра, забой баранов в Ильин день, куриц на Голендуху и т.п.); в Крещение отгоняли святочных духов, в Великий четверг совершали магические обряды, способствующие благополучному ведению хозяйства в течение года. Своеобразны поверья, запреты и правила, связанные с рождением ребёнка, проводами солдата, свадьбой и похоронами. До настоящего времени можно наблюдать трепетное почитание культа предков, проявляемое в похоронно-поминальной обрядности, представлении о мыже — каре умерших предков. Широко бытуют поверья о колдунах и знахарях, о низших демонических персонажах. В ведении хозяйственных дел коми-пермяки зачастую опираются на лунный календарь и различные приметы. Богат коми-пермяцкий фольклор. Известно много сказок на коми-пермяцком языке. До настоящего времени бытуют предания о чуди, о богатырях, о создателях деревень, прибаутки, пословицы, поговорки, частушки и др. Наряду с развитием собственных фольклорных жанров коми-пермяки заимствовали и сохранили много русскоязычных текстов, среди которых обрядовые, хороводные и лирические песни. Центром развития национальной культуры коми-пермяков является г. Кудымкар, где сосредоточены основные культурно-просветительские, образовательные учреждения. Хранителем народной истории и быта стал Коми-Пермяцкий краеведческий музей им. П.П. СубботинаПермяка. С 1931 года работает национальный Коми-Пермяцкий драматический театр им. М. Горького, с 2010 года — Коми-пермяцкий этнокультурный центр. Коми-пермяцкая письменность основана на славянской азбуке с добавлением двух букв. Богата коми-пермяцкая литература (А.Н. Зубов, М.П. Лихачев, М.Д. Вавилин, В.Я. Баталов, В.В. Климов и др.), художественная культура (А.В. Оньков, А. Мошев). В каждом районе существуют фольклорные коллективы, широко известны ансамбль «Шондiбан» («Лик солнца»), этнографические коллективы «Кукушка» и «Мича асыв» («Ясное утро»).
В 2005 году состоялось объединение двух субъектов Российской Федерации: Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа — в единый субъект РФ — Пермский край. Сохранение и развитие этнической идентичности коми-пермяцкого народа закреплено на уровне государственных гарантий в статье 42 Устава Пермского края «О гарантиях сохранения этнической самобытности коми-пермяцкого народа», в соответствии с которой органы государственной власти края обеспечивают условия для сохранения и развития языка, духовной культуры и иных этнических составляющих этнической самобытности коми-пермяцкого народа. Главным нормативным документом, регламентирующим сохранение самобытности коми-пермяков, является краевая целевая Программа развития и гармонизации национальных отношений народов Пермского края. Первый раздел Программы направлен на развитие культуры, образования, поддержку издания коми-пермяцких книг, СМИ, деятельности НКО.
Лит.:Белицер, В.Н. Очерки по этнографии народов коми. М., 1958; Грибова, Л.С. Пермский звериный стиль. М., 1975; Климов, В.В. Круглый год праздников, обрядов и обычаев коми-пермяков / В.В. Климов, Г.Н. Чагин. Кудымкар, 2005; Коми-Пермяцкий округ на рубеже веков / сост. Л.П. Ратегова. Кудымкар, 2000; Коми-Пермяцкий округ: ист… очерк. Пермь, 1977; Народы Поволжья и Приуралья: Коми-зыряне. Коми-пермяки. Марийцы. Мордва. Удмурты. М., 2000; Оборин, В.А. О происхождении коми-пермяков // Наш край. Кудымкар, 1966. Вып. 2. С. 52—59; Смирнов, И.Н. Пермяки // Известия общества археологии, истории и этнографии при Императорском Казанском университете. Казань, 1891. Т. IX, вып. 2; Чагин, Г.Н. Народы Прикамья / Г.Н. Чагин, А.В. Черных. Пермь, 2002; Черных, А.В. Народы Пермского края: история и этнография. Пермь, 2007.
Т.Г. Голева
Источник: Народы Пермского края Истоки. Становление. Развитие.