КОМИЧЕСКОЕ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

Комическое
Научно обоснованная теория К. в дошедших до нас памятниках античной словесности отсутствует. Вторая часть аристотелевской «Поэтики», которая, очевидно, была посвящена комедии, не сохранилась. В произведениях Цицерона и Квинтилиана есть классификация родов К. и предназнач. для ораторов рекомендации по их применению. На основании имеющихся данных о К., в т. ч. содержащихся у Платона и Аристотеля, можно заключить: согласно воззрениям древних, комично уродливое, безобразное, если оно «никому не причиняет страданий и ни для кого не пагубно» (Аристотель). Подлинное страдание и смерть чужды К. P??? вызываемый К., — это выражение в равной мере удовольствия и отвращения, радости и негодования: высмеивая к.-л., человек получает удовольствие и разрядку.

Источник: Словарь античности. 1989

КОМИЧЕСКОЕ
от греч. kо – mikОs – веселый, смешной), смешное, вызывающее смех, веселье. На протяжении истории человечества воплощается в разных видах и формах. Наиболее грубая форма комического – фарс, краткая сценка, которую обычно показывали в балаганах на ярмарках. Смех в фарсе вызывают падения людей, драки и пр. Фарсовые приемы сохранились вплоть до эпохи кинематографа – на них построен комизм фильмов Ч. Чаплина. Более высокие формы комического – юмор и сатира. Их отличие друг от друга в том, что в юморе, как правило, преобладает положительное отношение к предмету (напр., юмористическое изображение Англии в повести Дж. К. Джерома «Трое в лодке, не считая собаки»). Сатира, напротив, обличает, она направлена на отрицательные черты высмеиваемого (напр., сатирическое изображение России в «Ревизоре» и «Мертвых душах» Н. В. Гоголя). Комическое может скрываться под маской серьезного – такой прием называется ирония (напр., стихотворение «Нравственный человек» Н. А. Некрасова).
Приемы, создающие комическое, разнообразны. Их можно разделить на две группы. Первая – приемы, основанные на несоответствии между ожидаемым и реальным. Так, комизм фарса создается за счет неожиданных падений, ошибок, нелепостей. Комическое может быть основано на гротеске – преувеличении какой-либо одной черты (напр., преувеличенное ханжество Тартюфа в одноименной комедии Мольера), на алогизме (напр., градоначальник с фаршированной головой в «Истории одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина). Эти способы создания комического применяются не только в литературе, но и в других видах искусства – напр., в живописи (шаржи, карикатуры), в музыке («Соло на пишущей машинке» – несоответствие, главная партия исполняется не на музыкальном инструменте). Другая группа приемов, создающих комическое, – сближение далеких понятий. К таким приемам относится каламбур (сближение, основанное на схожем звучании слов, как, напр., в шуточных стихотворениях Д. Д. Минаева: «Область рифм – моя стихия,/И всегда пишу стихи я,/Даже к финским скалам бурым/Обращаюсь с каламбуром»), остроумие, основанное на сравнении двух объектов (напр., в «Ревизоре» Н. В. Гоголя: «Надзиратель за богоугодным заведением Земляника – совершенная свинья в ермолке»).
Наиболее древние, долитературные формы комического – игровые. Люди получают свободу смеяться надо всем, т. к. они как бы не являются сами собой, выполняя какую-то роль в игре. Начала этого связаны с греческими дионисийскими празднествами (kо-mos, от которого произошло слово kо-mikОs, – ватага ряженых), где смех вызывало переодевание людей в гротескные, уродливые маски и их действия – не от своего имени, а от имени персонажей, которых они играют. Эта традиция получила продолжение в европейских средневековых карнавалах. Мир на карнавале как бы превращался в собственную противоположность – больше не действовали законы и установления, можно было смеяться над церковью, вышестоящими и пр. Вне карнавала это право сохраняли шуты при королевских дворах – только они могли говорить правду о короле и его правлении, маскируя ее под шутку.

Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Комическое в музыке: история понимания

Горячева Татьяна Анатольевна
В статье анализируются изменения исторического понимания комического в музыке, формулируются его культурные смыслы, принадлежащие разным художественно-историческим эпохам.
Читать PDF
0.00 байт

Героизм и комическое в эсхатологии древнескандинавских мифов

Смелкова Татьяна Владимировна
Анализируется отношение человека к смерти как важный элемент древнескандинавской культуры.
Читать PDF
0.00 байт

Комическое (из авторского словаря "космос русского самосознания")

Исупов Константин Глебович
Статья "Комическое" из авторского словаря "Космос русского самосознания", описывающего фундаментальные концепты русской культуры
Читать PDF
0.00 байт

Комическое как феномен культуры: аспекты исследования

Смыкова Елена Алексеевна
Изучается феномен комического в культуре. В исследовании применен культурологический подход.
Читать PDF
0.00 байт

Комическое как проявление адаптивного потенциала личности

Гришанова Екатерина Валерьевна
Выделены подходы различных мыслителей к проблеме комического.
Читать PDF
0.00 байт

Комическое в драматургии русского зарубежья 1920-х годов

Николаев Дмитрий Дмитриевич
Определяются основные тенденции развития комического в драматургии русского зарубежья 1920-х гг.
Читать PDF
0.00 байт

Дмитрий Пригов: комическое и патетическое

Казарина Татьяна Викторовна
Статья посвящена теме разорванного сознания как интегративной составляющей всего творчества Дмитрия Пригова.
Читать PDF
0.00 байт

Смех и комическое в творчестве Ф. М. Достоевского: о некоторых особенностях эстетики писателя

Понкратова Екатерина Михайловна
Статья посвящена актуальной проблеме эстетики комического Ф.М. Достоевского.
Читать PDF
0.00 байт

Комическое в книге о народной трагедии (пародийная глава в «Архипелаге ГУЛаг» А. Солженицына)

Сафронов Александр Викторович
Статья посвящена жанру пародии в творчестве А.И. Солженицына.
Читать PDF
0.00 байт

Комическое в творчестве Феофана Прокоповича в контексте смеховой культуры Петровской эпохи

Буранок О. М.
Читать PDF
0.00 байт

Трагическое и комическое в жизни и в искусстве

Завалько Григорий Алексеевич
Читать PDF
0.00 байт

Комическое в речи персонажей Н. В. Гоголя и Ф. М. Достоевского

Зангирова Юлия Римовна
В статье раскрываются приемы создания комического в речи персонажей Н. В. Гоголя и Ф. М. Достоевского (сходства и различия у обоих писателей). Представлена речевая характеристика героев.
Читать PDF
0.00 байт

Гипербола, комическое и гротеск в книге рассказов Ю. Буйды «Прусская невеста»

Дмитровская Мария Алексеевна, Дегтяренко Ксения Андреевна
На материале книги рассказов Ю. Буйды "Прусская невеста" показана связь гротеска с мифом. Выявлены тематические области пересечения гротеска, гиперболы и комического, рассмотрены языковые средства их репрезентации.
Читать PDF
0.00 байт

«Милей писать не с плачем, а со смехом. . . » (комическое в «Одесских текстах» русских писателей)

Ладохина Ольга Фоминична
В статье рассматривается природа комического (карнавал, комическая маска и др.). «Одесский текст» писателей XX века И. Бабеля, В. Катаева, И. Ильфа и Е. Петрова анализируется в сопоставлении с произведениями Ф. Рабле, А. Доде, Г.
Читать PDF
0.00 байт

Комическое и способы его создания в казахских пословицах

Бактыбаева А.Т.
В статье рассматриваются основные приемы создания комического эффекта в казахских пословицах. С одной стороны, метафора, антитеза, параллелизм создают комическое в пословицах.

Похожие термины: