КОМИССАРЖЕВСКИЙ Федор Федорович

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Комиссаржевский, Федор Федорович

Род. 1882, ум. 1954. Режиссер, теоретик театра. Постановки: "Фауст" (1912), "Идиот", (1913), "Буря" (1919). Создатель студии (1910) и Театра имени Комиссаржевской (1914) и др. С 1919 г. в эмиграции (Великобритания). Сын Ф. П. Комиссаржевского (см.).

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

КОМИССАРЖЕВСКИЙ Федор Федорович
23.5.1882, Венеция- 16.4.1954, Дариен, шт. Коннектикут, США) - режиссер. Вырос в театральной семье.
Отец - оперный певец Ф.П.Комиссаржевский, старшая сестра - прославленная актриса Вера Комиссаржевская. По образованию К. - архитектор, учился в Петербургском университете, а также в Германии.
При создании театра В.Комиссаржевской (1903) вошел в число пайщиков.
Возглавил постановочную часть театра в сезон 1906/7, когда там работал В.Мейерхольд. В конфликте между В.Комиссаржевской и Мейерхольдом принял сторону сестры. В кругах русского театрального эстетизма 10-х К. был авторитетной фигурой, критики неизменно называли его вслед за Мейерхольдом. Репутация «вечно второго» тяготила К., этим во многом объясняется его критика теории и практики Мейерхольда (при том, что К. не был склонен к агрессивной полемике).
К. были чужды эстетические крайности, он пытался примирить подчас непримиримое в рамках широкого понимания театра как «праздника всех искусств», ассимилируя разнообразный театральный опыт. Выступал с идеями философского романтизма («Театральные прелюдии». М,, 1916).
Проявлял интерес к искусству Художественного театра. Написал по поводу едва только складывавшейся системы Станиславского сочувственную, хотя и легкомысленную книгу «Творчество актера и теория Станиславского» (Пг., 1915, 2-е изд. 1917). Правда, Станиславский книгу не принял, его привела в ярость упрощенность суждений автора.
Первая самостоятельная режиссерская работа К. - спектакль «Бесовское действо над некиим мужем, а также смерть грешника и смерть праведника, сие есть прение Живота со Смертью» А.Ремизова (1907).
Спектакль провалился, автора освистали, не обращая внимания на режиссера, который нащупал здесь один из устойчивых мотивов своего творчества - мотив народного примитива как предмет стилизующих усилий высокого искусства. В 1908 К. поставил модернистские новинки «У врат царства» К.Гамсуна, «флорентийскую трагедию» О.Уайльда, «Черные маски» Л.Андреева, в 1909 - актуализированные символистами «Праматерь» Ф.Грильпарцера и «Юдифь» Ф.Геббеля. Одновременно внес вклад в становление русского театра малых форм (театральное кабаре), организовав в 109 вместе с Н.Евреиновым из части труппы «Веселый театр для пожилых детей». Основой пародийного репертуара стали сочинения Козьмы Пруткова «Черепослов, сиречь Френолог», «Фантазио», «Спор древних греческих философов об изящном». В 1910 К. переехал в Москву и поступил в антрепризу Незлобина. К этому времени репертуарные пристрастия К. меняются, теперь его увлекает классика.К.
пытался переосмыслить свои прежние приемы применительно к задачам «большого стиля». Его высшим достижением стала первая в России полная постановка 1-й части «фауста» Гете (1912), в которой образы Гете, утратив классическую невинность, приобрели модернистскую искушенность. В описании В.Сахновского, Мефистофель из спектакля К.
«прижимался своим холодным профилем к пламенно горящему лбу Фауста, словно выползшая из его раздумий, словно частица его существования, нетленная, вечная разлагающая чувство и мир и спокойную целостность всего, субстанция». В пьесах «Мещанин-дворянин» (1911) и «Лекарь поневоле» (Малый театр, 1913) К. привлекла связь мольеровских фарсов с итальянской традицией комедии масок; в «Принцессе Турандот» К.Гоцци он во многом предвосхитил легендарный спектакль Е.Вахтангова.
Попыткой «отнять» А.0стровского у бытового театра явился спектакль «Не было ни гроша, да вдруг алтын» (1910), решенный средствами стилизованного лубка, заостренных шаржированных характеристик. Вслед за Художественным театром К. обратился к трагедийному миру Ф.Достоевского. Его постановка «Идиота» (1912), сотканная из контрастов света и тьмы, стала заметным театральным событием.
Покинув Незлобина, К. открыл в 1914 на основе созданной в 1910 театральной школы небольшой театр, который назвал именем В.Комиссаржевской. В стенах этого театра начинали И.Ильинский, А.Кторов, М.Жаров, М.Бабанова, В.Зайчиков, М.Терешкович.К. осуществил здесь ряд экспериментов и художественных проб: в «Дмитрии Донском» В.Озерова (1914) вызвал к жизни видения русского театра начала XIX в.; в последовавших затем премьерах экспрессионистский гротеск «Скверного анекдота» Ф.Достоевского (1914) соседствовал со стилизованным средневековым действом «Каждого человека» (1915), а детская сказка в декадентском духе «Ночные пляски» Ф.Сологуба (1915) - с безмятежной этнографической «Майской ночью» Н.Гоголя (1915). В «Электре» Софокла-Гофмансталя (1916) К. предвосхитил театральный экзистенциализм, «Проклятый принц» А.Ремизова (1916), «Ванька Ключник и паж Жеан» Ф.Сологуба (1916) и «Комедия об Алексее» М.Кузмина (1917) продолжили линию рафинированных стилизаций лубочных тем.
Задачи «большого спектакля» и «большого стиля» К. перенес на сцену оперного театра С.Зимина, где поставил «Князя Игоря» А.Бородина, «Кудеяра» А.Оленина, «Сына земли» А.Канкаровича, «Орестейю» С.Танеева, «Золотого петушка» Н.Римского-Корсакова (1917), «Бориса Годунова» М.Мусоргского, «Пиковую даму» П.Чайковского, «Лоэнгрина» Р.Вагнера (1918), К. стремился к идеалам синтетического актера и универсального театра. Решительный шаг в этом направлении он сделал в сезоне 1918-19 в ХПСРО (Художественно-просветительном союзе рабочих организаций), объединив в одну труппу оперных солистов и драматических актеров, что, по его замыслу, должно было привести к выработке «совершенных артистов сцены», Спектакль часто составлялся из двух частей, оперной и драматической: «Брак по принуждению» Мольера и «Паяцы» Леонкавалло, «Похищение из сераля» Моцарта и «Женитьба Фигаро» Бомарше (1918). Особое место в этом ряду заняла шекспировская «Буря» (1919), где режиссер использовал приемы несвойственного ему авангарда. В 1919 К. уехал в Шотландию для участия в эдинбургском театральном фестивале. Свои впечатления излагал в советских театральных журналах, в газетах публиковались сообщения о скором его возвращении; обсуждался вопрос о назначении К.
на предполагаемую должность «заведующего художественной частью академических театров». К. вернулся в 1926, но, по всей вероятности, его ожидания не оправдались, и он вновь выехал в Англию.
Считая, что в Англии он попал на подмостки другой театральной эпохи, куда еще не ступала нога реформаторов («Шекспир здесь играется как в Чухломе»), К. осуществил своими спектаклями миссию посредника между русской и западной культурами. Здесь им были поставлены «Князь Игорь» Бородина («Covent Garden», 1919), «Сестра Беатрис» М.Метерлинка (1920), «Ревизор» Н.Гоголя («Duke of York Theatre», 1920), «Шестеро персонажей в поисках автора» Л.Пиранделло («Kingsway Theatre», 1921), «Гонка за тенью» В.Шольца, «Дядя Ваня» А.Чехова, «У врат царства» КГамсуна («Courd Theatre», 1922). Следующий сезон К. провел в Нью-Йорке, поставив спектакли «Счастливчик» А.Милна, «Благовещенье» П.Клоделя, «Пер Гюнт» Г.Ибсена; сезон 1923/24 - в Париже: «Клуб мандариновых уток» ГДювернуа и П.Фортуни, «Дорога в Дувр» Милна, «Дуэнья» Р.Шеридана, «Зигфрид» Вагнера и др. По возвращении в Англию ставил в 20-30-е, наряду с пьесами западных авторов (А,Беннетта, Ф.Мольнара, Р.Роллана, Ф.Кроммелинка и др.), «Катерину» Л.Андреева (1926), «Павла 1» Д. Мережковского (1927), «Латунное пресс-папье» (собственную инсценировку «Братьев Карамазовых», 1928), «Человека с портфелем» А.ФВЙКО (1930) и др. Крупный успех имела драматическая инсценировка «Пиковой дамы» А.Пушкина в театре Н.Балиева «Летучая мышь» (впервые в Париже в 1931, затем в Лондоне и в др. странах). В разные годы К. работал в Риге и в Вене. В Италии ставил оперы Моцарта, Россини, Альфано. Четыре чеховские пьесы, поставленные К. в лондонском театре «Barns» (1925-26), открыли англичанам доселе им неведомого драматурга, который после этого сравнялся по своей популярности с Шекспиром, Циклом постановок комедий и трагедий Шекспира в «Shakespeare Memorial Theatre» в Стрэдфорде (1932-39) К.
разрушил штампы викторианских времен и тем самым подготовил почву для реформ Питера Брука и Питера Холла. Преподавал в Королевской академии драматического искусства в Лондоне. Автор статей о театре в Британской энциклопедии; написал несколько книг, которые стали неотъемлемой частью театральной рефлексии XX в.
В 1939 переехал в США. Здесь творческая активность К. стремительно убывала. Среди американских постановок последнего периода его жизни - «Русский банк», где он выступил как соавтор пьесы («Sent-James Theatre», НьюЙорк, 1940), «Преступление и наказание» Достоевского (1947), «Цимбелин» Шекспира (Монреаль, Театр под открытым небом, 1950), Последний спектакль К. - постановка в НьюЙоркской центральной городской опере «Воццека» А.Берга (1952).

Источник: Энциклопедия Русской эмиграции