КОМИТАС (Согомон Геворкович Согомонян)

Найдено 1 определение
КОМИТАС (Согомон Геворкович Согомонян)
(8 X 1869, Кутина. Турция - 22 X 1935, Париж)
Выдающийся армянский композитор, ученый-фольклорист, певец, хоровой дирижер, педагог, музыкально-общественный деятель, Комитас сыграл исключительно важную роль в становлении и развитии национальной композиторской школы. Его опыт претворения традиций европейской профессиональной музыки на национальной почве и в частности многоголосные обработки монодийных (одноголосных) по своей природе армянских народных песен имели огромное значение для последующих поколений армянских композиторов. Комитас является основоположником армянской музыкальной этнографии, внесшим неоценимый вклад в национальную музыкальную фольклористику, - им была собрана богатейшая антология армянской крестьянской и древнегусанской песни (искусство певцов-сказителей). Многогранное искусство Комитаса открыло миру все богатство армянской народнопесенной культуры. Его музыка впечатляет удивительной чистотой и целомудренностью. Проникновенная мелодика, тонкое преломление ладогармонических особенностей и колорита национального фольклора, изысканная фактура, совершенство формы характерны для его стиля.
Комитас является автором относительно небольшого числа произведений, среди которых Литургия («Патараг»), миниатюры для фортепиано, сольные и хоровые обработки крестьянских и городских песен, отдельные оперные сцены («Ануш, Жертвы деликатности, Сасунские богатыри»). Благодаря выдающимся музыкальным способностям и замечательному голосу рано осиротевшего мальчика в 1881 г. зачисляют воспитанником Эчмиадзинской духовной академии. Здесь полностью раскрывается его незаурядное дарование: Комитас знакомится с европейской теорией музыки, записывает церковные и народные песни, делает первые опыты хоровой (многоголосной) обработки крестьянских песен.
После окончания курса Академии в 1893 г. его возводят в сан иеромонаха и в честь выдающегося армянского гимнотворца VII в. присваивают имя Комитас. Вскоре Комитаса там же назначают учителем пения; параллельно он руководит хором, организует оркестр народных инструментов.
В 1894-95 гг. появляются в печати первые комитасовские записи народных песен и статья «Армянские церковные мелодии». Осознавая недостаточность своих музыкально-теоретических познаний, в 1896 г. Комитас едет в Берлин с целью восполнить свое образование. В течение трех лет в частной консерватории Р. Шмидта он изучает курсы композиции, берет уроки игры на фортепиано, пения и хорового дирижирования. В университете Комитас посещает лекции по философии, эстетике, всеобщей истории и истории музыки. Разумеется, в центре внимания - богатая музыкальная жизнь Берлина, где он слушает репетиции и концерты симфонического оркестра, а также оперные спектакли. Во время пребывания в Берлине он выступает с публичными лекциями, посвященными армянской народной и церковной музыке. Авторитет Комитаса как фольклориста-исследователя столь высок, что Международное музыкальное общество избирает его своим членом и публикует материалы его лекций.
В 1899 г. Комитас возвращается в Эчмиадзин. Начинаются годы его наиболее плодотворной деятельности в различных сферах национальной музыкальной культуры - научной, этнографической, творческой, исполнительской, педагогической. Он работает над капитальным «Этнографическим сборником», записывает около 4000 армянских, курдских, персидских и турецких церковных и светских напевов, занимается расшифровкой армянских хазов (нотных знаков), изучением теории ладов, самих народных песен. В эти же годы он создает отмеченные тонким художественным вкусом обработки песен для хора без сопровождения, включаемые композитором в программы своих концертов. Песни эти различны по образно-жанровой принадлежности: любовно-лирические, шуточные, плясовые («Весна, Шествуй, Ходил, сверкал»). Есть среди них трагические монологи («Журавль, Песня бездомного»), трудовые («Лорийский оровел, Песня гумна»), обрядовые картины («С утренним приветом»), эпико-героические («Храбрецы Сипана») и пейзажные («Луна нежна») циклы.
В 1905-07 гг. Комитас много концертирует, возглавляя хор, ведет активную музыкально-пропагандистскую деятельность. В 1905 г. вместе с созданным им в Эчмиадзине хоровым коллективом он направляется в тогдашний центр музыкальной культуры Закавказья Тифлис (Тбилиси), где с большим успехом проводит концерты и лекции. Год спустя, в декабре 1906 г. в Париже своими концертами и лекциями Комитас привлек внимание известных музыкантов, представителей научного и художественного мира. Выступления имели большой резонанс. Художественная ценность обработок и оригинальных сочинений Комитаса столь значительна, что дала основание К. Дебюсси сказать: «Если бы Комитас написал только "Антуни"« ("Песня бездомного". - Д. А.), «то и это было бы достаточно для того, чтобы считать его крупным художником». В Париже публикуются статьи Комитаса «Армянская крестьянская музыка» и сборник обработанных им песен «Армянская лира». Позднее состоялись его концерты в Цюрихе, Женеве, Лозанне, Берне, Венеции.
Возвратившись в Эчмиадзин (1907), Комитас в течение трех лет продолжает свою интенсивную многогранную деятельность. Зреет план создания оперы «Ануш». Вместе с тем взаимоотношения между Комитасом и его церковным окружением все более ухудшаются. Открытая вражда со стороны реакционного духовенства, полное непонимание ими исторического значения его деятельности заставляют композитора покинуть Эчмиадзин (1910) и обосноваться в Константинополе с надеждой создать там армянскую консерваторию. Хотя реализовать этот план ему не удается, тем не менее Комитас с прежней энергией занимается педагогической и исполнительской деятельностью - в городах Турции и Египта он проводит концерты, выступая в качестве руководителя организуемых им хоров и солиста-певца. Граммофонные записи пения Комитаса, осуществленные в эти годы, дают представление о его голосе мягкого баритонального тембра, манере пения, исключительно тонко передающей стиль исполняемой песни. По существу он явился создателем национальной школы пения.
По-прежнему Комитаса приглашают для чтения лекций и докладов в крупнейшие музыкальные центры Европы - Берлин, Лейпциг, Париж. Доклады об армянской народной музыке, состоявшиеся в июне 1914г. в Париже на конгрессе Международного музыкального общества, произвели, по его словам, громадное впечатление на участников форума.
Творческую деятельность Комитаса прервали трагические события геноцида - массовой резни армян, организованной турецкими властями. 11 апреля 1915 г. после тюремного заключения он вместе с группой крупных армянских деятелей литературы и искусства ссылается в глубь Турции. По ходатайству влиятельных лиц Комитаса возвращают в Константинополь. Однако увиденное настолько тяжело отразилось на его психике, что в 1916 г. он оказывается в больнице для душевнобольных. В 1919 г. Комитаса перевозят в Париж, где он умирает. Останки композитора погребены в Ереванском пантеоне деятелей науки и искусства. Творчество Комитаса вошло в золотой фонд армянской музыкальной культуры. О его кровной связи со своим народом прекрасно сказал выдающийся армянский поэт Егише Чаренц:
Певец, народом ты вскормлен,
воспринял песню от него ты,
о радости мечтал, как он,
его страданья и заботы
ты разделял в своей судьбе -
за то, как мудрость человечья,
с младенчества далось тебе
народа чистое наречье.
/Д. Арутюнов/

Источник: Энциклопедия композиторов. Москва. Изд-во Музыка 1990 г.