Комитеты Конгресса
Комитеты Конгресса
(Committees Congressional) ведущ. раб. органы, в к-рых осуществляется осн. работа над законопроектами. В колон. легислатурах и Континентальном конгрессе любой поднятый вопрос, предлож. резолюция или внесен. законопроект передавались для рассмотрения в избираемый специально для этой цели комитет, к-рый распускался после докл. по существу дела. Эта традиция была воспринята легислатурами штатов и федерал. Конгрессом. Возрастание объема работы Конгресса вело к увеличению числа К. К. Так, в ходе работы двух сессий 3-го Конгресса, дливш. с 5-месяч. перерывом с 2.12.1793 по 3.03.95, было образовано 350 подобных врем. К. К. Необходимость сосредоточения внимания законодателей на определ. вопросах, носивш. постоян. характер, привела к созданию в Конгрессе постоян. К. Пример подала П. п., имевшая к 1800 6 постоян. К., наиб. важным из к-рых был К. по доходам и расходам, создан. по инициативе А. Галлатина в 1796. Причины создания постоян. К. были отчетливо выражены в резолюции о создании К. К. по землям общественным, отмечавшей, что «обязанности палаты на этот счет будут весьма облегчены учреждением постоянного комитета, чьи решения будут единообразны, который вследствие приобретенного опыта станет более осведомленным, чем временный комитет, что и даст ему возможность справляться с порученными делами с большей быстротой». К 1825 практически все направления и сферы деятельности исполнит. власти внеш. сношения, мор. и воен. дела, торговля, финансы, с. х., отношения с индейцами были охвачены компетенцией соответств. постоян. К., и их число продолжало расти. К сер. 19 в. в П. п. насчитывалось 34, в 1900 58 постоян. К. В Сенате первонач. также преобладали врем. К. Если в ходе 1-й сессии 1-го Конгресса (6.04-29.09.1789) было образовано ок. 40 таких К., то за время работы двух сессий 14-го Конгресса (4.12.1815-3.03.17)от 90 до 100. Врем. К. Сената постепенно приобретали специфич. черты постоян. К., т. к. действовали на протяжении всей сессии и занимались почти всеми делами, связан. с их изначал. юрисдикцией. Переход Сената к системе постоян. К. четко датируется дек. 1816, когда было создано сразу 12 постоян. К. (по иностр. делам, финансам, торговле и пром-сти, воен. и мор. делам, милиции, обществ. землям, искам, юрид., почт. ведомства и почт. дорог, пенсиям, делам округа Колумбия). К 1899 в верх. палате было 49, в 1913 уже 74 постоян. К. В связи с Мартовской революцией в Конгрессе число постоян. К. обеих палат начало сокращаться. В каждой из палат сложилась своя практика формирования К. В П. п. поначалу К. численностью до 3 чел. назначались спикером, а более многочисл. избирались, но вскоре за спикером закрепилось право назначения как членов, так и председателей всех К. палаты. Лишь с 1911 все постоян. К. П. п. стали избираться. При этом избегали числ. превосходства представителей одного штата, стремились к соблюдению двухпарт. характера комплектования с учетом пожеланий лидера меньшинства. Во вни-мание принимались стаж пребывания в Конгрессе, срок службы в К. и др. факторы. В Сенате все К. с самого начала формировались путем голосования, причем сенатор, набравш. бол-во голосов, становился пред. К. В 30-40-е 19 в. при единодуш. согласии сенаторов действие этого правила приостанавливалось и право назначения членов К. переходило вице-през. или врем. пред. Сената. Нынеш. практика комплектования К. Сената сложилась в сер. 19 в. Юрисдикция постоян. К. определяется соответств. законами и правилами палат. Председателями постоян. К. являются наиб. влият. члены Конгресса с большим стажем и опытом работы в законодат. органе. Председатели определяют порядок рассмотрения законопроектов и проведения по ним при необходимости слушаний, составляют доклады по рассматриваемым законопроектам, руководят дебатами по ним. В их функции также входит формирование подкомитетов, занимающихся рассмотрением более узких проблем, входящ. в компетенцию соответств. К., определение круга их прав и обязанностей, бюджета и состава, контроль за аппаратом К. и т. п. Судьба каждого законопроекта решается на заседаниях К., к-рый может представить палате письм. докл. о законопроекте с поправками к нему или без них; отклонить его сразу же или отложить его рассмотрение на неопредел. время. В двух посл. случаях К. даже не обязан информировать палату о своем решении. Оценивая роль К. К., буд. през. США В. Вильсон в своей кн. «Правление Конгресса в Соединенных Штатах: Исследование американской политики» (1885) писал: «Конгресс во время сессии это представление для публики, в то время как комитеты конгресса это конгресс в действии». Спикер П. п. Т. Б. Рид считал, что постоян. К. «глаза, уши, руки и очень часто мозг палаты». Кроме постоян. К. в Конгрессе существуют и др. типы К. Спец. К. учреждаются с к.-л. определ. целью, но фактически не отличаются от постоян., т. к. действуют на протяжении мн. созывов Конгресса (К. П. п. по этике, по делам индейцев). Спец. К. часто создаются совм. обеими палатами для орг-ции юбилеев, похорон, а также расследования деятельности правит, учреждений. Объединен. К. занимаются координацией позиций палат применительно к сфере своей деятельности (К. по Библиотеке Конгресса, издательские К.). Каждая из палат самостоятельно производит назначения в эти К., а председат. место поочередно занимают сенатор или конгрессмен. Согласит. К. образуются в случае принятия обеими палатами законопроекта с расхождениями или в разных редакциях. Решение о передаче законопроекта на согласование принимается только единогласно. К. работает за закрытыми дверями (с 1975 открыто), причем сенаторы и конгрессмены, назнач. в его состав, голосуют раздельно, а докл. К. подписывают только те, кто составил бол-во. Согласов. К. текст законопроекта вновь ставится на голосование в каждой из палат. В него нельзя вносить поправки, и он может быть или принят в целом, или отклонен. В посл. случае законопроект может быть вновь направлен в согласит. К. старого или нов. состава или считается полностью отклоненным. Согласит. К. часто называют третьей палатой Конгресса.
Источник: Словарь американской истории. С колониальных времен до первой мировой войны. 1997 г.